+5°C
Сервис недоступен.
Архив новостей

Чудесные подарки художника

Автопортрет. 1974

 

Год назад, 15 февраля, ушёл из жизни замечательный художник Зуфар ГИМАЕВ (1951–2022). Вспоминают его друзья…

 

Марина ГАЛИЦКАЯ, 
сценарист и кинопродюсер

Портрет
С портрета всё и началось. Зуфар Гимаев создал серию замечательных портретов татарских композиторов, писателей и артистов. Среди них — и портрет народного поэта Республики Татарстан Ильдара Юзеева (отца моего мужа Салавата Юзеева). Пока работали над эскизом, они подружились. Необыкновенно скромному немолодому поэту нелегко было часами позировать в мастерской, но чудесная деликатность художника, открытый и светлый характер располагали к душевной дружбе.
Таким вышел и портрет: светлым, душевным и очень живым.
После ухода Ильдара Юзеева Зуфар подарил картину его семье. Портрет стал настоящим утешением маме Салавата — Тафтеле апе, она даже с ним общалась как с живым человеком. Теперь картина висит у нас с Салаватом в доме, и мы чувствуем с ней родство.

40 метров 
Берлинской стены

Наша творческая группа фильма «Не уйдём» собиралась на съёмки в Берлин, и Зуфар познакомил нас с младшим братом художником Шамилем Гимаевым, который много лет живёт в Германии. 
Когда сломали Берлинскую стену, со всего мира в Берлин 
съехались художники и музыканты, чтобы на остатках стены выразить своё отношение к новому миру без стен и границ между людьми. Мы снимали Шамиля, который расписал почти 40 метров стены символами мира и единства всех людей доброй воли, а за его спиной была надпись на татарском: «Мин яратам сине, тормыш!» («Я люблю тебя, жизнь!»). Фильм, в котором документальное кино смешано с публицистикой и настоящими открытиями для татарской истории новых фактов, документов, исторических мест, содержит артефакты татарской культуры и живые свидетельства татар, живущих в разных странах мира. Произведение Шамиля Гимаева стало визуальной составляющей фильма, органично вписалось в художественный и смысловой контекст. (Фильм стал призёром и номинантом фестивалей в Казани, «Тэфи-регион» в Оренбурге и в Сочи, в Аль-Джазире в Катаре.)

Народный поэт Республики Татарстан Ильдар Юзеев. 2003

Музыкант-виртуоз Владимир Федотов
Зуфар Гимаев подружил, а точнее, влюбил нас в своего друга — блистательного Владимира Федотова и его баян. Его музыка стала отражением души главного героя Юсуфа в нашем фильме «Курбан‑роман»: страсть, тоска, отчаяние, меланхолия, надежда в звуках баяна в вариациях на тему знаменитого «Либертанго» итальянского композитора Астора Пьяццоллы. Сам Федотов, необыкновенный, ­изящный, странный, в роли уличного музыканта одухотворяет наш город поэзией и музыкой. (Фильм вошёл в лонг‑лист российской киноакадемии «Золотой орёл» в номинации «Лучший российский фильм-2014», получил награды международных кинофестивалей, был показан на федеральных телеканалах, представлял российское кино на фестивалях в Китае и в Венгрии.)

Гуля Гимаева и домашние дни рождения
Гузель Анваровна Гимаева — руководитель и дирижёр Камерного хора «Гармония», доцент университета, супруга Зуфара. Так и остаётся загадкой, когда Гуля всё успевает — и забота о близких, и уют, и вкусности, и хор, и студенты, дети Анвар и Айгуль.
У всех дни рождения приходятся на долгие зимние месяцы. Снежные морозные улицы Казани и тёп­лые домашние встречи за чашкой чая или рюмочкой коньяка в уюте и тесноте, когда дружески и близко сидели вокруг накрытого стола с простой вкусной домашней едой в прекрасные доковидные времена. А иногда незапланированные домашние посиделки на кухне после выставки, после концерта Камерного хора «Гармония», встречи на Казанском кинофестивале мусульманского кино. Встретились и уже не смогли расстаться — это настоящее счастье поделиться с друзьями радостями и горестями, ожиданиями и планами. Кто-нибудь из детей заходит, родственники и друзья собираются. Так и познакомились с детьми — музыкантами, с брать­ями Зуфара, с художниками. Такая ностальгическая атмосфера детства и дней рождений, когда друзья и соседи могли запросто собраться за столом или забежать по дороге и остаться в гостях, жаль, никогда не повторится. Зуфар не пропустил ни одного концерта Гулиного хора, а Гуля не пропустила ни одной выставки Зуфара. Зуфар, сам необыкновенно чуткий и музыкальный, жил, окружённый музыкой и музыкантами, в полной гармонии.

«Если хочешь жить, стань абсолютно свободным»
Самая трудная часть этих заметок — болезнь Зуфара. Мы очень переживали, переходя от тревоги к надежде. Радовались новым работам, новым выставкам, новым творческим удачам и достижениям. Сам Зуфар как-то рассказал Салавату о том, что противостоять болезни можно только изменив самого себя, став полностью независимым от чужих мнений, от всего наносного, тёмного. Буквально впустив в себя свет и изгнав тьму. Вот такое завещание оставил нам добрый друг и прекрасный художник Зуфар Гимаев…

 

 

 

На фоне вечности

Светлана КОЛИНА, искусствовед

Зуфар Гимаев — уникальная личность, гармонично воплотившая в себе редкостные ныне качества: совесть, неподдельную скромность и ответственность за всё, что он делал. А сделал он столько, что просто диву даёшься — как успел?! Одной только галереи портретов великих деятелей культуры достаточно, чтобы обес­смертить имя художника, создавшего такую галерею! А ещё десятки живых портретов разных людей, в которых влюбляешься вслед за автором, и неважно, кто перед тобой — деревенские мальчишки, юные девушки, удалые джигиты, мудрые бабушки или дедушки.
Некоторые Великие из его галереи мне были знакомы. Подругу моей бабушки Сару Садыкову помню с детства — именно такой смешливой, озорной выдумщицей она и была. Баки Урманче, Гайша Рахматуллина, София Губайдулина — абсолютно точно запечатлены Зуфаром. А обожаемый мною профессор Володя Муравьёв словно продолжает наш весёлый диалог о юности, почему-то так быстро пролетевшей.
И вот удивительно! Независимо от того, смотрит ли герой с портрета в твою душу или отводит взгляд, он открывает и свою душу, и своё сердце навстречу тебе, позволяя состояться значимому разговору о жизни, о человеческом достоинстве и предназначении на родной земле, о любви, о чести без самолюбования.
Так точно, без прикрас, Зуфар умел одухотворять не только изображённых им людей, но и родную природу, особенно сельскую, и натюрморты, очень поэтичные.
Достойный участник всероссийских и всесоюзных выставок, народный художник Татарстана, заслуженный деятель искусств России, лауреат государственных премий им. Баки Урманче и им. Габдуллы Тукая, он оставался верным товарищем, не выпячиваясь, не возбуждая зависти, потому что столько работать и так самозабвенно, как он, другим не удавалось, и так защищать справедливость по отношению к ветеранам Союза художников или к молодым талантам — мало кто осмеливался. Конечно, его избрали членом правления Союза художников, а после перестройки и развала Советского Союза, когда по всей стране фактически упразднялись творческие Союзы, которые, по сути, никогда не были кормушками для бездарей и бездельников, и когда обнаглевшие «прихватизаторы» решили отобрать общественную собственность художников на их здания, выставочный зал и мастерские, построенные ими в советское время, возглавить Союз художников Татарстана не нашлось никого, кроме Зуфара Гимаева. И пришлось ему тратить уйму драгоценного времени и нервов на нескончаемые суды с «прихватизаторами».
Наверное, это отчасти укорачивало его жизнь... При том, что он был спортсмен: гимнаст, акробат. В 1969-м его акробатическая группа стала чемпионом России среди юношей. Потом увлёкся пантомимой, что помогало ему точно чувствовать психологию жеста, позы и мимики для создания незабываемых портретных образов. 
В Ленинграде ему посчастливилось встретиться со своим кумиром Марселем Марсо и сделать карандашный набросок его головы.
Однако если вспомнить «Автопортрет» 1979 года, где всё неслучайно: Пьеро в углу подоконника, преодолевающий свои слёзы, полушубок — защита от морозных разочарований, некоторая неуверенность в своих 28-летних силах, хотя к этому времени он уже с отличием окончил Казанское художественное училище, Ленинградскую академию художеств и три года работал в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством Хариса Якупова. Он вообще постоянно с благодарностью учился не только у своих учителей и современников, но и у старинных мастеров России и мира. А с «Автопортрета» 2001 года на зрителя смотрит уже Несгибаемый Стоик, хоть и ничем не защищённый…

Сара Садыкова. 2006. ГМИИ РТ

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: