Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Мир на полотне

ЛЮБИМЫЕ СЮЖЕТЫ КАЗАНСКИХ Художников

Работая над книгами‑альбомами «Деревянная архитектура старой Казани», «Размышления о старой Казани: живопись и графика», «Старая Ка­зань в творчестве поэтов и художников», я обратил внимание на то, что часть сюжетов особенно часто встречается в работах художников.

Из архива журнала "Казань" № 3 2017 год. 

 

Работая над книгами‑альбомами «Деревянная архитектура старой Казани», «Размышления о старой Казани: живопись и графика», «Старая Ка­зань в творчестве поэтов и художников», я обратил внимание на то, что часть сюжетов особенно часто встречается в работах художников.

Это интересно для нас во многих отношениях.

Александр Новиков. Погожий день. Х., м. 2003

Татьяна Зуева. Казанский Кремль

Ольга Бердникова. Казань. Улица Кремлёвская. Офорт

Фарит Суюров. В казанском Кремле. Б., пастель. 2007

Обычно художники выбирают в качестве сюжетов для своих работ наиболее интересные виды городского ландшафта, поэтому для искусствоведов, краеведов, экскурсоводов и охранителей памятников культуры это даёт дополнительные знания для планирования их деятельности.

Вполне понятно, почему общий вид Кремля, крепостные башни и башня Сююмбике так любимы художниками — это главные символы исторической Казани.

Для создателя картины имеет значение не только сюжет, но и уютность места расположения художника с его атрибутами искусства, которые на открытом месте привлекают порой многих зевак. Точка зрения на Кремль со стороны про­света — переулочка между Ивановским монастырём и Бегемотом — именно тот случай укромного места с видом на главный сюжет исторической Казани — Кремль. Популярность этого места показывает особенности творческого душевного склада художников, что важно для понимания психологии творчества в изобразительном искусстве.

Кольцо — издавна деловой центр Казани, перекрёсток многих дорог. Говоря современным языком, это логистический центр административной, трудовой, торговой, развлекательной и туристической жизни города. В прошлом здесь располагались обширные рыбные ряды — важная примета центрального города Среднего Поволжья.

«Горбатый мостик» на Булаке, пожалуй, самый любимый сюжет казанских живописцев. Его арочное инженерное и архитектурное решение проистекает из традиций античности, а канал в центре исторической Казани создаёт уникальное место городского ландшафта.

Дом Кекина первенствует среди сюжетов, где центром является именно дом. Почему? У дома много особенностей — помимо примечательной архитектуры, он вписан в городской ландшафт так, что художник может работать, расположившись в местах изображения ближнего, среднего и дальнего планов. Фасад дома «смотрит вдоль реки» — улицы Горького, которая омывает его, как остров, с двух сторон двумя протоками — улицей Галактионова и продолжением улицы Горького.

Сенная мечеть и Петропавловский собор, очевидно, интересны художникам архитектурой, свое­об­разием и красотой городского исторического ландшафта и, конечно, как центральные храмы, представляющие мирно сосуществующие в нашем благодатном городе вероисповедания.

Но! Для художественной интриги сказанного мало.

Газиз Губайдуллин. Старая Казань. Х., м.

Григорий Эйдинов. Студенты. Б., сепия 

 

 

Давайте попытаемся понять ментальность и душевный склад художника. Для этого обратим внимание на два сюжета, которые невозможно было бы предсказать априори — это «Вид на Кремль со стороны Ивановского монастыря» и «Горбатый мостик».

Думаю, в качестве базисной идеи можно привести сти­хо­творение Виля Мустафина, посвящённое мне, но не как художнику зрительных образов, а как художнику философских идей, выражаемых в слове.

 

Виль Мустафин

Володе Курашову

Мысленно. Интимно. Без огласки.

Так бы жить и жить… Однако, нет:

гниль мирская, словно омут тряский,

застит взор и замутняет свет.—

 

Нет ни правых тут, ни виноватых…

Вдалеке мерещится ответ

вроде «Да»… Но так замысловато

испаренья застят всё окрест,

что гравёр — шальной и бесноватый —

вяло выцарапывает «Нет!».

Рушан Самсутдинов. Казань. Река Булак. Горбатый мост. Б., карандаш. 2004

Алсу Тимергалина. Горбатый мост. 2005

 

Обратим внимание на то, что художник как мастер изобразительного визуального искусства работает в мастерской в интимной обстановке одиночества, созерцания, уединённых размышлений (работа над порт­ретом — неустранимое исключение). Рядом только три ипостаси творчества: личность художника, творческий замысел и холст (атрибуты искусства).

Татьяна Зуева. Старая Казань

 

Теперь на основании сказанного мы можем продолжить. Сюжет «Горбатый мостик» представляет нам не только один из видов старой Казани, но и результат сложного органичного взаимодействия свое­об­разного места исторической Казани как такового и художника с его интимным творческим мировосприятием. В свою очередь особенное мировосприятие определяется особенностями душевного склада художника с его склонностью к уединению (сюжет «Вид на Кремль со стороны Ивановского монастыря») и скитальчеству в синкретическом мире рациональных и иррациональных мыслей, реальных и ирреальных образов.

Харис Якупов. Кольцо. Х., м. 1969

 

Думаю, что нам удалось сделать хотя бы малый шаг к достижению непостижимого — соединения слова и зрительного образа в пространстве художественного творчества. Эта драма из века в век разыгрывается в таких академических областях знания, как искусствоведение и философия искусства.

Сюжеты старой доброй Казани оказались хорошим подспорьем для наших рассуждений.

Евгений Канев. Петропаловский собор. Б., гуашь, темпера. 2012

Вячеслав Ильин. Дом Кекина. Офорт

 

Литература

 

Деревянная архитектура старой Казани: альбом / сост. В. И. Курашов.— Ка­зань: Идел‑Пресс, 2015.— 560 с.

Размышления о старой Казани: живопись и графика: / сост. В. И. Курашов, Е. Ю. Баймяшкина, М. А. Вагапов.— М.: КДУ, 2015.— 252 c.

Старая Ка­зань в творчестве поэтов и художников. 107 поэтов и 57 художников: альбом / сост. В. И. Курашов.— Ка­зань: Татар. кн. изд‑во, 2016.— 400 с.

 

Примечания

 

Сенная Мечеть (в прошлом располагалась на Сенной площади) имеет также названия: 7‑я Соборная, Юнусовская, а в 1992 году получила официальное название «Нурулла».

Ивановский монастырь — сокращённое народное название Иоанно‑Предтеченского монастыря.

Бегемот — народное название здания Гостиного двора, которое сейчас занимает Национальный музей Респуб­лики Татарстан.

 

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев