Паблик-арт: от мозаики к муралу
Уличное искусство давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. В Казани проводятся фестивали стрит-арта, молодые художники получают заказы на создание авторских работ, украшающих фасады домов, а под мостом Миллениум уже много лет существует целая галерея под открытым небом. Казанцы и туристы с удовольствием фотографируются возле новых муралов и граффити.
«Белые цветы» (Четаева, 51)
Добавим ярких красок!
Уличное искусство давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. В Казани проводятся фестивали стрит-арта, молодые художники получают заказы на создание авторских работ, украшающих фасады домов, а под мостом Миллениум уже много лет существует целая галерея под открытым небом. Казанцы и туристы с удовольствием фотографируются возле новых муралов и граффити. Особый интерес, как нам кажется, представляют изображения, созданные именно в спальных районах города.
9 Мая выдался солнечный день, и после традиционного посещения парка Победы мы решили разрушить стереотип о том, что приятные и познавательные прогулки можно совершать только в центре, и доказать, что и в спальном районе есть шанс увидеть немало интересного. Главное — учесть возраст и вкус аудитории, выбрать правильный маршрут и рассчитать собственные силы. Итак, открываем имеющийся в смартфоне навигатор и пишем в строке поиска — «стрит-арт». Исследование уличного искусства и будет целью нашей прогулки. Навигатор сообщает, что ближайшие объекты расположены недалеко от парка Победы, на улице Бондаренко. Переходим дорогу, по пути размышляя о том, почему нам нравится гулять в центре? Именно там сконцентрированы исторические строения, красивые здания, парки — и совершение променада на их фоне кажется более привлекательным, нежели прогулки в спальном районе между однотипных бетонных коробок, при взгляде на которые глазу не за что зацепиться. Но бывают исключения, и именно их мы сегодня постараемся найти.
Отголоски прошлого
По счастливой случайности первым на нашем пути встретился «Футболист» (Бондаренко, 7), и это отнюдь не современное граффити, а самая настоящая мозаика, так что мы сможем рассмотреть паблик-арт в развитии, от прошлого к настоящему.
Идея украшать фасады зданий изображениями отнюдь не нова. Так, в 60-80-е годы большой популярностью пользовалось создание мозаичных панно. Причём в этой технике украшались не только значимые городские объекты, учреждения культуры, но и стены обычных панельных домов. Кроме красоты, мозаика, выполненная из кусочков плитки, служила свое-
образной защитой фасада здания от непогоды, она не боялась осадков и не требовала покраски.
«Футболист» (Бондаренко, 7)
В Казани сохранилось немало подобных изображений, к примеру, мозаика на «Тюбетейке» (Декабристов, 133). Часто на этих панно можно увидеть представителей героических профессий (например, пожарных — фасад здания пожарной части № 4 по адресу Кожевенная, 20), а также спортсменов, как в нашем случае. Нередко встречалось изображение вождя — вспомним мозаичный портрет Ленина в парке имени Карима Тинчурина. Как нам подсказывает навигатор, здесь, помимо застывшего в полёте футболиста, расположено сразу несколько подобных объектов — «Берёза» (Ямашева 19), «Казанский Кремль» (Черноморская, 5) и «Лыжник» (Бондаренко, 19), которого мы и отправились смотреть в соседний двор.
Подобные панно создавали из плитки 2х2 см, что являлось более дешёвым аналогом смальты. Они привносили разнообразие, оживляли однотипные безликие постройки. Пятиэтажки с футболистом и лыжником относятся к серии жилых домов 1-464, разработанной в СССР в конце 50-х годов. Мозаичные панно на них были созданы в начале 70-х. Так что теперь это уже история. Как оказалось, многие знают о существовании «Футболиста», но «Лыжника», который «катается» чуть дальше и не смотрит на дорогу, видели далеко не все местные жители.
«Лыжник» (Бондаренко, 19)
Наследие фестиваля
«Like It. Art»
Возвращаемся на улицу Бондаренко, и через пару минут на противоположной стороне дороги видим граффити «Елизавета, и мы будем лётчиками» (Бондаренко, 20). Это один из хорошо знакомых горожанам муралов, созданных летом 2012 года в рамках фестиваля стрит-арта и граффити «Like It. Art». Тогда в Казань приехали художники не только из России, но и зарубежных стран — Италии, Испании, Австрии и многих других.
Во время работы над муралом итальянский мастер Pixelpancho вдохновлялся плакатом Юрия Чудова, созданным в 1951 году. Он переработал его в собственной манере, заменив старшего мальчика роботом и добавив к названию плаката («И мы будем лётчиками») имя своей девушки. Что именно хотел сказать автор — каждый может придумать сам. Быть может, таким он видит мир будущего, когда нас, людей, будут обучать роботы. Или же это история о том, что мечты — о небе, полëтах, неважно о чëм — это то, что всегда будет двигать человечество вперёд.
«Елизавета, и мы будем лётчиками» (Бондаренко, 20)
Фасад соседнего дома украшает эффектная «Кобра» (Бондаренко, 24). При определённом ракурсе возникает ощущение, что она выползает из-под крон деревьев, служащих ей убежищем.
В рамках фестиваля дуэт Morik & Aber (Россия) создали мурал «Виолончелист» (Абсалямова, 27). Так в Казани появился свой Мстислав Ростропович. Для Марата Морика из Новосибирска и Андрея Абера из Барнаула это стало первым опытом создания настолько большого изображения. Именно этот мурал был назван лучшим в 2012 году по версии граффити-каталога Urban Roots. Завершает галерею загадочная работа под названием «Removal» (Абсалямова, 23), созданная дуэтом польских художников Etam Cru.
К сожалению, подобное искусство менее долговечно, чем мозаичные панно, и спустя более 10 лет внешний вид работ претерпел некоторые изменения отнюдь не в лучшую сторону, впрочем, для своего возраста выглядят они всё равно отлично.
«Виолончелист» (Абсалямова, 27)
Галерея на бульваре «Белые цветы»
Повернув на улицу Абсалямова, мы попадаем на бульвар «Белые цветы», появившийся в 2018 году и ставший любимым местом для прогулок местных жителей. В 2021 году в рамках фестиваля уличного искусства «Культурный код» здесь был создан ряд монументальных работ, над которыми трудились творческие коллективы из России, Испании, Болгарии и США.
Первым мы видим мурал «Солнце и Луна» (Абсалямова, 23). По словам художников из Болгарии Arsek&Еrase (братья Жельо и Георгий Димитровы), на его создание их вдохновил элемент, украшающий декоративные ворота проездной арки башни Сююмбике, которую они увидели во время посещения Казанского Кремля.
«Солнце и Луна» (Абсалямова, 23)
Прогулка по бульвару сама по себе является приятным времяпровождением. Для детей здесь предусмотрено огромное количество площадок, качелей. Взрослые могут полюбоваться прекрасными деревьями и цветами.
Сразу две работы посвящены роману известного татарского писателя Абдурахмана Абсалямова «Белые цветы», в котором рассказывается о непростой работе врачей. Белые цветы как раз и являются символом образа людей в белых халатах. Над муралами, которые украшают фасады домов 47 и 51 по улице Четаева, работали художники Андрей Калугин и Вячеслав Гунин (Sav 45). На одном из них изображён мужчина, несущий корзину с цветами, на другом — главная героиня романа врач Гульшагида Сафина.
«Белые цветы» (Четаева, 47)
Художник из Татарстана Рустам Qbic (подробнее о его творчестве читайте в № 9, 2020) создал работу на тему преодоления жизненных трудностей и о роли личного опыта (Четаева, 68). Мы видим представителей трёх поколений, и самому юному из них предстоит ещё многое узнать и понять, чтобы достичь уровня своих предков.
«Опыт» (Четаева, 68)
Работа дуэта американских художников Pilot&Hef носит название «Посвящение корням» (Абсалямова, 30) и рассказывает о зарождении искусства граффити в мире. На ней изображён мальчик с баллончиком краски в руках. И правда, когда-то такими же ребятами, начинающими художниками были и создатели всех этих работ.
Поговорив с местными жителями, выяснили, что для некоторых муралы на домах являются своеобразными ориентирами при назначении места встречи, и в целом казанцы относятся к ним положительно. Однако далеко не каждый знает историю их создания и не особо задумывается над тем, что хотел сказать автор своей работой.
«Посвящение корням» (Абсалямова, 30)
Казань спортивная
Доходим до конца бульвара, поворачиваем налево на Чистопольскую и двигаемся в сторону «Татнефть Арены». По дороге любуемся храмом — Архиерейским подворьем в честь священномученика Кирилла, митрополита Казанского (Чистопольская, 30). Напротив ледового дворца спорта символично расположен мурал «Капитан Татарстан» (Чистопольская, 43). Портрет капитана казанской хоккейной команды «Ак Барс» Даниса Зарипова был создан в 2020 году. При нём — главные туристические атрибуты нашей республики — тюбетейка и эчпочмак.
Двигаемся по Чистопольской дальше и проходим мимо красивой деревянной мечети «Казан Нуры» (Фатиха Амирхана, 3, к. 2). Подобное соседство православного храма и мечети (между ними около 10 минут ходьбы) часто встречается в Казани и является отличительной чертой нашего города. Поворачиваем на Фатыха Амирхана и двигаемся до улицы Сибгата Хакима.
Небольшие граффити порой можно встретить в самых неожиданных местах, примером тому служит «Цветок» (Чистопольская, 66). В продолжении спортивной темы на противоположной стороне видим относительно новую работу, также посвящённую нашему хоккейному клубу «Ак Барс» (Сибгата Хакима, 50а). Чуть дальше — изображение знаменитого советского спортсмена Игоря Нетто (Сибгата Хакима, 58). Это граффити появилось в нашем городе в 2018 году к Чемпионату мира по футболу. Игорь Александрович, многократный чемпион СССР, был и футболистом, и хоккеистом, его портрет символично расположен как раз между ледовым дворцом и футбольной ареной. Работу выполнил творческий коллектив «Супернова».
«Игорь Нетто» (Сибгата Хакима, 58)
Красота «подмостовья»
Впереди — последний пункт нашего маршрута, однако добраться до него не так-то просто! Переходим дорогу и двигаемся в сторону моста Миллениум. С моста открывается прекрасный вид на Казанку и город. Потрясающе смотрится и экстрим-парк «Урам», являющийся одним из самых крупных в Европе. Пожалуй, его масштаб легче всего оценить именно с этого ракурса.
Когда закончится мост, не спешите сразу спускаться по старенькой бетонной лестнице. Оказавшись внизу, вы обнаружите надпись «Любовь» и пару небольших изображений на его опорах, однако затем столкнётесь с трудностями при переходе дороги к центральной части «подмостовья» и парку «Урам». Перейти здесь дорогу, не нарушая правил дорожного движения, невозможно. Поднимаемся наверх, совершаем небольшой крюк, соблюдая все правила, и спустя 10 минут достигаем финальной точки нашего маршрута. Даже не верится, что всего несколько лет назад эта территория выглядела совершенно иначе, была ограждена забором, и попасть под мост было не так-то просто. Теперь здесь парковка, несколько пунктов питания, столики, гирлянды и толпы людей... Опоры моста украшают огромное количество всевозможных изображений, и каждый раз появляется что-то новое. Это весьма популярное место среди молодёжи, здесь устраивают фотосессии, снимают клипы и видеоролики.
Вид на экстрим-парк «Урам» с моста Миллениум.
В 2017 году у городских активистов появилась мысль создать Аллею музыкантов под мостом Миллениум. У одной из опор был организован мемориал вокалиста группы Linkin Park Честера Беннингтона, возникла идея, чтобы на ней появилось его изображение (за последние годы было создано несколько его портретов). В то время казанский художник Максим Гамма, известный многим своими ромашками, которые пару лет назад появлялись в разных местах города (их, кстати, можно встретить не только в Казани, но и в Москве и Санкт‑Петербурге), уже стал наносить портреты музыкантов, в частности Ice Cube и Eminem. К сожалению, работы эти недолговечны — время их не щадит, а порой помощь в их уничтожении оказывают вандалы. Впрочем, быть может, в этом и состоит прелесть галереи под открытым небом — сюда хочется возвращаться, чтобы увидеть, что новое нарисовали местные художники. Здесь ощущаются дух свободы и движение жизни. Когда-то опоры моста украшали портреты Виктора Цоя, Джона Леннона и Децла. Но и это теперь стало частью истории, сохранившейся лишь на фото.
Каждый год на опорах моста появляются новые граффити.
Спустя какое-то время был создан экстрим-парк «Урам», и вместе с галереей это стало своеобразным местом тусовки молодёжи и любителей уличной культуры. И именно здесь мы и предлагаем закончить наш маршрут. Впрочем, если у вас остались силы, а с собой есть самокат или велосипед, вы вполне можете потренироваться в парке или прокатиться по набережной.
В некоторых европейских городах уже существуют экскурсионные маршруты по наиболее значимым муралам. И пусть Казань (пока!) не занимает первое место в России по их количеству, но определённая динамика в этом направлении прослеживается. На данный момент столицей муралов в Татарстане многие считают Альметьевск, в котором благодаря паблик-арт программе «Легенда о золотых яблоках» было создано большое количество необычных работ. Однако и в Казани с каждым годом изображений становится всё больше, причём мы говорим именно о работах, привлекательных с эстетической точки зрения. В то же время меняется и отношение горожан к ним. Если раньше само слово «граффити» в сознании многих приравнивалось скорее к порче городского имущества, то теперь работы вызывают как минимум интерес. Впрочем, возможно, это связано и с повышением уровня самих изображений. При создании самобытного мурала выигрывают все — художники получают возможность самореализоваться, а город становится ярче.
«Честер Беннингтон»
Фотографии Арсения ЕРМОЛАЕВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев