Тёплая-тёплая сказка
Тема сотворения мира и рождения жизни находила отражение в произведениях художников с древнейших времён. Наша современница Альфия ИЛЬЯСОВА (САРГИН) претворила её в своём интерактивном проекте «Татарский сказочный ковёр», соединив архаичное ремесло с новыми технологиями.
Фото Гульнары Сагиевой
Ковёр из шерсти размером два на три метра изготовлен в традиционной технике тюркских народов войлоковаляния. В нём изображены персонажи тюркской мифологии, татарских легенд и сказок в переплетениях растительного орнамента. Герои на ковре способны волшебным образом оживать с помощью анимации.
«Татарский сказочный ковёр» — центральный экспонат просветительского выставочного проекта «Урман» — «ORMAN. TURK», открытого ко дню рождения Габдуллы Тукая в Национальной художественной галерее «Хазинэ» и приуроченного к Году семьи. Выставка собрала произведения известных татарстанских художников в технике резьбы по дереву, кожаной мозаики, керамики, живописи и графики. Во всех присутствуют образы татарского фольклора.
Расположенный в экспозиции горизонтально, «Татарский сказочный ковёр» создаёт тёплое интерактивное пространство, находясь в котором самые маленькие посетители, играя, тактильно и осязаемо знакомятся с национальными традициями и культурой.
На создание уникальной работы художницу вдохновил общетюркский космогонический миф о сотворении мира: «В древние времена мир состоял только из воды. Однажды Уточка нырнула на дно и вынесла в клюве кусочек глины. Так появилась Земля. Взошло солнце и выросли леса, расцвели луга, потекли реки. А Уточка продолжала создавать мир вокруг себя…» И далее миф расширяет фантазия автора: «Так появились хозяйка водного мира Су Анасы, защитник лесных животных и растений Шурале, братья-птицы Сак-Сок. Так появились Казанское ханство, герой-Батыр, хранитель горы Дракон, казан с ханскими сокровищами, спрятанными в озере Кабан».
Центральный персонаж ковра — Уточка, сотворившая сушу. Фон имеет цвет земли, отражая идею сотворения мира из глины. Объёмные фигурки персонажей созданы в колорите степных цветов, повсюду окружавших древние кочевые племена, — красных тюльпанов и маков, голубых колокольчиков, сиреневых ирисов.
Фото Альфии ИЛЬЯСОВой (САРГИН)
«Татарский сказочный ковёр» стал художественным исследованием Альфии Ильясовой (Саргин) древней пазырыкской культуры Алтая, из истоков которой зародилась вся культура тюркских народов, в том числе татарская. Именно в Горном Алтае при раскопках пазырыкских курганов пяти скифских захоронений VI–III веков до нашей эры были обнаружены первые древние образцы войлока — седельные чехлы, ковёр, объёмные фигуры.
Знакомство с шерстью и освоение искусства ручного ковроделия началось для художницы в мастерской Марии и Рустема Кильдибековых (Рустем Кильдибеков — её дядя) в 1982 году, когда она поступила в Казанское художественное училище. В 1974 году Мария Кильдибекова стала инициатором создания и руководителем творческой мастерской гобелена и секции декоративно-прикладного искусства при Татарском художественном фонде. До её приезда в Казань искусства гобелена в художественной традиции края не существовало, либо оно было утрачено. В секцию входили такие художники, как Анатолий Егоров, Галина Маликова и другие мастера.
Альфия освоила техники обработки шерсти и ручного прядения с помощью веретена и механической прялки с колесом. Стриженную шерсть покупали в деревнях, а подготавливали к прядению на чесальных машинах в мануфактурах Лаишевского района. После 90-х мастерская распалась, заказов от города не было, перестал существовать художественный фонд, мастера стали изготавливать только выставочные произведения. Тем не менее Альфия Ильясова (Саргин) создала ряд ковров ручного ткачества, один из них — молитвенный коврик «Намазлык» — находится в фондах Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ). Техникам войлоковаляния художница научилась на мануфактурах Испарты и Измира в Турции, где, в отличие от нашего региона, ещё сохранено это ремесло.
Реализовать проект «Татарский сказочный ковёр» художнице удалось благодаря поддержке Министерства культуры Татарстана. Секретами редкого ремесла Альфия делилась на мастер-классах в рамках выставки «Урман» — «ORMAN. TURK». Её уникальное произведение также стало частью коллекции ГМИИ РТ, а одноимённый анимационный фильм вышел в финал Всероссийского кинофестиваля «Белая птица» 2024 года.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев