Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Мир на полотне

Цветная звонкость акварели

Акварель — самая весенняя краска, как будто составленная из небесной синевы с лёгкими облачками, похожими на лебединый пух; из талой воды в колее дороги и стеклянного льда, под которым толкается ручей; из пушистой вербы, качающейся на влажном ветру…

Черёмуха. Бумага, акварель. 1972

Акварель — самая весенняя краска, как будто составленная из небесной синевы с лёгкими облачками, похожими на лебединый пух; из талой воды в колее дороги и стеклянного льда, под которым толкается ручей; из пушистой вербы, качающейся на влажном ветру… Белый лист, как заснеженная поляна, темнеет от влаги. Разбухают сиреневые линии от скользящей кисти. Вскоре картина оживает цветными звонкими звуками и в ней появляется движение!

Горожане, побывавшие на персональных выставках Гайши Рахманкуловой, оставляли такие отзывы: «Её акварели бесподобны, артистичны, свободны, высокохудожественны»; «Творчество Рахманкуловой очень национально и одновременно близко людям любой национальности»; «Огромное спасибо за увековечение женщин-татарок — наших современниц. Глядя на многообразие женских лиц, в их прекрасные мудрые глаза, хочется воскликнуть: "Слава татарской женщине — хранительнице семейных устоев!"»; «Работы Гайши Рахманкуловой наполнены солнцем, они праздничны и душисты, а порой печальны, как дождливый вечер весной. Они как будто окна, открытые в цветущий сад. В них мелодия и запахи весны, торжество цвета».

 

Её живописный дар — в радостном созидании

Гайша Рахманкулова (1913–1991) — первая татарская профессиональная художница. Ею были созданы произведения во многих жанрах — портрете, натюрморте, жанровой картине, пейзаже, позднее она стала непревзойдённым мастером акварели, привнеся в это чарующее, трепетное искусство свою ноту. Она создала свою поверхность листа, дышащего влажным, пульсирующим движением жизни.
Искусство Рахманкуловой несёт в себе светлую, позитивную энергию, в нём много света и воздуха, много импрессионистического впечатления, за которыми стоит крепкая профессиональная школа. Светлые воспоминания детства, связанные с Башкирией, интерьеры родного дома, сверкавшего люстрами, зеркалами и матовостью изразцовых печей; базары, где будущая художница замирала от восторга при виде глиняных игрушек и русских матрёшек; луговые цветы и травы… — всё это вылилось на полотна и листы откровенной, необузданной роскошью красок, солнца и света.
Учась в конце 1930-х в Казанском художественном училище и окончив его в 1941 году, художница включилась в творческую среду того времени. Отражение реальной жизни занимало все помыслы художницы. Первые профессиональные работы были посвящены вой­не, тылу, жанровым сценам из повседневной жизни. Затем — «акварельная» стихия творчества. Началась она с путешествия вокруг Европы, совершённого в 1962 году в составе группы татарских художников. Более шестидесяти листов, привезённых из круиза, с видами Парижа, Неаполя, Стамбула, Мальты, Афин, морских панорам Атлантического океана или Адриатического моря, составили экспозицию целой выставки.
Она писала цветочные натюрморты, интерьеры татарского дома, тёплые, сделанные душой и руками глиняные игрушки и свистульки, гроздья сирени и черёмухи — всё это картинки и запахи детства. Городские сюжеты с парками, скверами, улицами наполнены присутствием людей, пёстрого движения, приподнятости настроения. Её влекут оживлённые перекрёстки улиц, вокзалы со скоплением людей и машин, парки с каруселями — словом, энергетические доминанты, где фокусируется время, где сосредоточены импульс и нерв города, его жизнь.
Во всех гранях своего таланта мастер стремилась постичь суть вещей, их гармонию. Поэтому цветы в натюрмортах источают аромат. Глаза на портретах живут, пейзажи — дышат. Цвет в её работах наполнен жизнью, скользит по поверхности листа. Акварель подвижна и вибрирует. Рука художника точна и виртуозна. Автор то максимально растворяется в увиденном, то отстраняется от него.
У Гайши Рахманкуловой цвет, линия и пластика живут гармонично и согласованно, создавая полифонию живого голоса. Её живописный дар, мотивы, ощущение мира — в радостном созидании!

Автопортрет. Картон, масло. XX в.

«Гайша Абдрахмановна очень любила жизнь, всегда находила в ней глубокий смысл, заложенный во всех её проявлениях и раскрывающийся в богатстве красок, их сочетаниях, их отражениях в природе, лицах и душах людей. Акварели Гайши Рахманкуловой не просто праздник цвета, но праздник, заставляющий эти цвета петь, звучать. И это позволяет говорить о произведениях художницы как о цветомузыкальных творениях. Цвета в них светятся как бы изнутри — то усиливаясь, то затихая. Это можно сказать, например, о её очень простой на первый взгляд акварели с белыми розами: цвет густой зелени медленно светлеет, подступая к розам, которые, в свою очередь, освещают листья и, одновременно, сами лепестки получают рефлексы чуть зеленоватых оттенков…»
Дина Валеева, 
искусствовед

 

 

«Впервые к технике акварели художница обратилась в 1961 году, будучи уже известным живописцем. Предстояла поездка по Европе. Брать с собой этюдник, набитый красками, растворителями, кистями, картоном?! С таким грузом и посмотреть ничего не успеешь, а хочется ещё и запечатлеть. И Рахманкулова берёт коробку акварели, альбом, листы ватмана. Так родились её первые акварельные репортажи (этюды «Зелёная вода», «Порт Пирей», «Корабли на горизонте» и другие). Это был тонкий поэтический рассказ о неповторимой красоте солнечной Италии и других европейских стран. «Именно тогда я почувствовала, что душа моя в акварели», — признаётся Гайша Абдрахмановна. Она писала Волгу, Гурзуф, выезжала на лето в глухие татарские деревни, изображала Казань со старыми башнями Кремля, площадями, улицами и скверами. Татарская изба с тёплым, уютным миром народного быта, работящие деревенские люди, сельские пейзажи, натюрморты — всё есть в её творчестве».
Юрий Фролов, 
газета «Вечерняя Казань», 
26 ноября 1981 г.

 

 

«Гайша Рахманкулова — колорист. Реальный мир она воспринимает как сложный комплекс цветовых отношений. Это её волнует и творчески настраивает. Поэтому у неё особая любовь к цветам. Их целая серия: «Черёмуха», «Белые маки», «Подснежники», «Шиповник», «Ромашки», «Флоксы» во многих вариациях и сочетаниях. Все они написаны сочно, доминирует цветовая масса. Цветы слегка орнаментированы, что придаёт им какую-то особую обаятельность».
Баки Урманче, 
газета «Советская Татария», 
10 февраля 1974 г.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев