Что такое Ысыах: традиции и обычаи
Ысыах — это древний якутский праздник, посвящённый общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Слово «ысыах» можно перевести с якутского как «изобилие». Другие версии перевода — «кропить», «окроплять».
Когда отмечается Ысыах
На протяжении многих веков праздник отмечался в день летнего солнцестояния. Он, как известно, выпадает на 21 июня. В последнее время дата праздника стала плавающей. В улусах Якутии праздник лета отмечают приблизительно с 10 по 25 июня. Так что за лето можно погулять сразу на нескольких праздниках. Но самые главные для всей Якутии — Ысыах Олонхо и Ысыах Туймаады.
Каждый год Ысыах Олонхо проходит в разных районах. В 2025 году эта честь выпала угольной столице Якутии — Нерюнгринскому улусу.
История праздника
Как и многие праздники народов мира, Ысыах связан с языческими обрядами, темой плодородия. Легенда связывает праздник с прародителем всех якутов — Эллэй Боотуром. В древности у скотоводческих племён годичный цикл делился на две половины. Такие даты, как праздник Ысыах, являлись своеобразной чертой, делившей очередной плодородный сезон (Төгүрүк Сыл) пополам. Поэтому до недавнего времени Ысыах ошибочно принимали за якутский Новый год. Праздник на самом деле близок к новогоднему торжеству по смыслу, но, естественно, таковым не является.
Местные этнографы выделяют ещё одну немаловажную роль праздника. Зима в Якутии долгая и суровая. Поэтому Ысыах — это ещё и многовековой повод собраться своими семьями на природе и порадоваться долгожданному теплу.
Традиции праздника Ысыах
Как рассказывают предания, во время Ысыаха на землю прибывают солнечные боги Айыы. Именно для них народ Якутии устанавливает коновязь, что называется Айыы Сэргэ.
Такие ритуальные столбы считаются главным символом праздника. Устанавливают их неспроста, ведь, как верят якуты, боги спускаются на землю на своих необыкновенных огненных конях.
По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. С целью задобрить «небесных кобылиц» сэргэ украшают цветными лентами (саламой). В наше время символика сэргэ расширилась и олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих северную республику.
Рядом с сэргэ обычно устраивают круг — тюсюлгэ (түһүлгэ). В центре тюсюлгэ располагают алтарь в виде миниатюрной урасы и аар багах (аар баҕах) с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.
Кумыс в представлении саха является священным напитком и символом илгэ — белой благодати и изобилия, в которой заключен кут-сюр (кут-сүр — душа) всех не рождённых людей, лошадей и коров.
Праздник начинается с древнего ритуала — окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Всё это исполняет алгысчит.
Ысыах — праздник семейный. Каждая семья заранее тщательно готовится к нему: шьют праздничную одежду, готовят национальные блюда — кумыс, быппах, саламат и др. Во время праздника обязательно проводят совместную трапезу со всеми родственниками, уважаемые и почтенные члены семьи дают благословение молодому поколению.
Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это — символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения, они движутся по направлению Солнца. Движение по кругу напоминает движение Земли вокруг небесного светила, которое она совершает за год. Считается, что участие в танце сулит благополучие и наполнение энергией и новыми силами.
Оһуохайдьыт — ведущий запевала — непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. В песнях праздничного хоровода воспеваются сила Природы, её красота и величие, а также наступление благодатного лета и изобилия.
Осуохай может продолжаться до самого утра. Нередко большие хороводы устраиваются в течение трёх дней и ночей.
Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа саха олонхо. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюн Айыы Тойон (Үрүҥ Айыы Тойон), сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы.
Наиболее зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу и меткость — кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (ыстаҥа — прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай (хапсаҕай — якутская борьба), где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, перетягивание палки, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюсэ (мүһэ — мясными лытками) и ценными подарками. Якуты — большие любители конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.
Излюбленные спортивные состязания всех якутян «Игры Дыгына» состоятся по традиции во время празднования Ысыаха Туймаады. В местности Ус Хатын сильнейшие спортсмены-многоборцы сразятся за звание победителя.
Самый пик и волнующий момент — кульминация Ысыаха — встреча солнца (Күн Көрсүүтэ). В день летнего солнцестояния не принято ложиться спать, ведь можно пропустить рассвет. Появление светила на небосклоне для якутов связано с необыкновенным чудом.
Солнце возвещает о наступлении поры возрождения, о новом цикле жизни. Именно при проведении встречи солнца совершается окуривание и разведение костра, дым которого призывает небесных богов спуститься на землю.
Что нужно обязательно сделать на Ысыахе
•Считается, что женщина обязательно должна надеть новую одежду. Если нет возможности каждый год шить новое платье, то в наряде должен присутствовать ранее не использованный аксессуар.
•Посетить в начале праздника алгыс (благословение).
•Вступить в хоровод и пройти с танцующими хотя бы один круг. Участие в осуохае заряжает энергией на целый год.
•Встретить солнце. Приветствуя появление земного светила, ловя ладошками первые лучи солнца, участники обряда устанавливают связь с Космосом и поклоняются Создателю.
•Нельзя быть пьяным на Ысыахе — Айыы (светлые божества) огорчаются.
•В дни Ысыаха нельзя сердиться, раздражаться, ссориться — по той же причине.
•По неизвестной причине, существует запрет на присутствие на Ысыахе собак. Это — старинный обычай.
•«Чёрным шаманам» запрещено посещать Ысыах.
•Не отказывайтесь от угощения, общения, веселья!
На Ысыахе давалась уникальная возможность «прорыва» своей судьбы: человек на празднике творения Вселенной и человека как бы «стирал» своё прошлое и переигрывал заново судьбу.
Топ-10 интересных фактов о национальном празднике Ысыах
По своей масштабности якутский праздник Ысыах в республике может достойно конкурировать с Новым годом. Здесь его ждут и готовятся к торжеству загодя. Если обратиться к истории, то можно вспомнить много любопытных фактов о национальном празднике якутов.
Факт № 1
Первый Ысыах отметил Эллэй Боотур
По легенде, он пригласил шаманов, которые три дня и три ночи камлали и достучались до самого Үрүҥ Аар Айыы Тойон Таҥара, открыв все 9 небес. И только тогда Эллэй Боотур произнёс слова алгыса, ознаменовав праздник Ысыах.
Факт № 2
В старину Ысыах отмечали дважды: весной и осенью
По мнению многих этнографов и исследователей, в день осеннего равноденствия в старину саха проводили «Осенний Ысыах». Однако в современной научной среде очень много споров по проведению и значению Осеннего Ысыаха.
Факт № 3
Первый Ысыах в годы войны прошёл в 1944 году
В тот год национальный праздник отмечался в 21 районе Якутии. А в июне следующего года состоялся Ысыах Победы. Масштабный, громкий, массовый, он прошёл по всей Якутии. Якутяне чествовали фронтовиков и тружеников тыла, ковавших Великую Победу.
Факт № 4
Первое письменное описание праздника оставил голландский купец Эверт Избрант Идес
Он путешествовал по Сибири, опубликовал свои заметки в 1696 году и отмечал, что якуты могут поддерживать огонь в праздничных кострах несколько дней. В ходе торжеств, которые начинались ночью и продолжались до рассвета, а иногда растягивались на более долгий срок, якуты не только праздновали возрождение природы и человека, но и вспоминали своих предков.
Факт № 5
Статус национального праздника Ысыах получил в 1991 году
Официально День национального праздника Ысыах был введён Указом первого президента республики Михаила Николаева 21 июня 1991 года. Тогда же была принята программа по сохранению и дальнейшему развитию традиционных культур. Она включала четыре направления: хомус, ысыах, олонхо и итэ5эл (духовная культура).
Факт № 6
Первый Ысыах в местности «Ус Хатын» прошёл в 1998 году
Согласно преданиям, именно здесь жили и процветали далёкие предки якутов, прародитель саха Эллэй со своими сыновьями. Учёные-археологи обнаружили здесь уникальные древние реликвии.
Факт № 7
Ысыах называют якутским Новым годом, но это неправильная формулировка
На самом деле Ысыах — время, когда колесо жизни делает свой полный оборот — Төгүрүк Сыл. Другими словами, это черта, разделяющая очередной плодородный сезон пополам.
Факт № 8
Рекорд Гиннесса по самому массовому круговому танцу осуохай
На Ысыахе в Якутске в 2012 году поставили рекорд Гиннесса по самому массовому круговому танцу осуохай. В нём приняли участие 15 293 человека. Рекорд был зафиксирован 23 июня 2012 года на тюсюлгэ осуохая Алтан-сэргэ в Ус Хатыне.
Факт № 9
Самый большой ритуал кумысопития — Алгыс Туймаады
Рекорд Гиннесса — «Самый большой ритуал кумысопития — Алгыс Туймаады» был установлен 28 июня 2014 года. Участие в рекорде принимали 11 136 человек. Все они были в национальных костюмах с чоронами.
Факт № 10
Рекорд Гиннесса по количеству людей, собравшихся в одном месте и в один час в якутской национальной одежде
Такой рекорд установили жители Якутии в день празднования Ысыаха Туймаады 24 июня 2017 года в местности Ус Хатын. Общее количество «рекордсменов» в итоге составило 16 620 человек.
Фотографии Нины Слепцовой
Источник: Улус.Медиа, Якутск
Фото из архива «Улус.Медиа», 2023
Галерея
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев