15 марта на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля будет представлен балет Ф.Яруллина «Шурале»
Спектакль отмечает сразу два важных события: 80 лет с момента первой постановки балета и юбилей выдающейся народной артистки Татарстана, Сании Хасановны Хантимировой.
Композитор Фарид Яруллин начал работу над музыкой к балету «Шурале» в 1939 году, а либретто написал Ахмед Файзи. Балет планировали представить на Декаде татарского искусства в Москве в августе 1941 года. Для постановки первого национального балета в Казани пригласили известного ленинградского хореографа Леонида Якобсона. Работа была проделана большая, но начавшаяся Великая Отечественная война помешала осуществить задуманное. В 1943 году Фарид Яруллин погиб на фронте.
Премьера балета «Шурале» состоялась в Татарском театре оперы и балета в марте 1945 года. Постановку осуществили хореографы Леонид Жуков и Гай Тагиров, художник-постановщик Петр Сперанский и дирижер-постановщик Ильяс Аухадеев. В 1950 году Леонид Якобсон представил собственную хореографическую версию «Шурале» в Кировском (ныне Мариинском) театре Санкт-Петербурга. Эта постановка получила Сталинскую премию и была поставлена во многих театрах. С 1970 года в Казани балет «Шурале» также идет в хореографической версии Л.Якобсона.
Сания Хантимирова – народная артистка ТАССР (1980), лауреат приза «Душа танца» в номинации «Учитель» (2020). Она окончила Ленинградское хореографическое училище (1965) и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию по специальности «Режиссура балета» (1993). С 1965 по 1986 год была солисткой балета ТАГТОиБ им.М.Джалиля, а с 1987 по 1990 год – педагогом-репетитором театра. С 1975 года и по настоящее время преподает в Казанском хореографическом училище.
Роль девушки-птицы Сююмбике стала одной из самых значимых в карьере балерины. Впервые Хантимирова исполнила ее в 1966 году в хореографической версии Л.Бордзиловской, а затем, в 1970 году – в версии Л.Якобсона. Балетовед В.Горшков писал о ее Сююмбике: «Ее Сююмбике воспринималась не как далекая мечта о свободе, а как вполне земное существо, наделенное мягкостью, трепетностью и женской теплотой». В 1992 году Сания Хасановна поставила «Шурале» как балетмейстер в Самарском театре оперы и балета.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев