«Больше танец, чем болезнь»
Портретный очерк с культурологом Андреем Маловым
Андрей Малов родился с ДЦП. Однако это не мешает ему занимать активную жизненную позицию. К своим 30 годам он выпустил две книги стихов и прозы, одну из которых презентовал в музее Боратынского в 15 лет. Также он является актёром театра и кино. Имеет образование бакалавра культурологии КФУ и кинорежиссёра. В настоящее время занимается развитием двух образовательных проектов («Научи меня», «ART-Действие»).
В одном из своих интервью молодой человек объяснял свою болезнь так: «ДЦП — это заболевание. Оно врожденное. Все тоже самое [как без болезни], но только немножко медленнее и необычнее. Я думаю, ДЦП — это ходишь немного пританцовывая, с танцем по жизни. Это все-таки больше танец, чем болезнь».
На вопрос «что самое сложное в твоей жизни?» отвечал, что «не получается всё успевать; хочется раз в 50 больше».
Человек искусства
На данный момент Андрей выделяет в своей жизни три основных направления: театр, стендап и блогинг.
Он играет в двух ялтинских театральных студиях: в Лаборатории Современной драматургии в спектакле «Калека с острова Инишмаан» по пьесе Мартина Мак Дона Макдонаха и театральной студии Василия Яроша «ART-Действие».
Андрей целиком погружен в театральную жизнь. Он занимается активным освоением классической актёрской школы — изучает систему Станиславского. Постигает он ее как самостоятельно, так и перенимая опыт своих мастеров: его культурный театральный педагог Василий Ярош является учеником П. М. Ершова, который в свою очередь приходится учеником самому К. С. Станиславскому. Сергей Филиппов же (режиссёр «Калеки с острова Инишмаан»), второй мастер Андрея, является учеником легендарного отечественного режиссёра Марка Захарова.
Молодой актёр не ограничивается изучением одной системы, активно исследует и другие. Однако главное, что он отмечает в них — то, что все изучаемые театральные и культурные системы можно применять в жизни — то есть Андрей предпочитает осваивать не столько академически, сколько практически.
Он работает над собой и развитием своих способностей. Открывает для себя новые горизонты, при этом продолжая совершенствовать имеющиеся компетенции.
Особое внимание уделяет логопедии и дыхательным театральным практикам. Ещё берёт занятия на развитие голоса у преподавателей оперного пения.
Кроме своей культурной и творческой жизни в соцсетях он также освещает ход своей реабилитации. Там рассказывает о методах и аппаратах, что применяются в лечении ДЦП сопутствующих болезни нарушений. В сообщениях Андрей всегда посоветует и ответит тем, у кого есть вопросы относительно медицины, оздоровительных мероприятий в санаториях. Также подскажет, что лучше посетить в Ялте или Крыму.
По жизни с юмором
В своем блоге в соцсетях он выкладывает видеоролики и посты в жанре стендап. Эта сфера его творчества заслуживает отдельного внимания. Вот, например, содержание одной из его заметок: «Купил палки для скандинавской ходьбы. Некоторые думают, что я не могу ходить без них. Иногда выбрасываю их как ящерица хвост. Все говорят «чудо!», — приятно совершать чудеса для людей каждый день», — ирония и любовь к пранкам у него с детства.
Молодой парень восхищает своим оптимизмом, поражает своей позитивной, тёплой энергетикой. Он очень обаятелен в юморе, чем снимает зажимы с любого человека, даже с того, кому непривычно общение с человеком с ДЦП. К проблеме взаимоотношений с людьми без особенностей Андрей тоже относится с мудростью и иронией:
— «Таксисты путали с пьяным. Однажды я даже в приложении стоял как подозрительный пассажир: «пассажир, который чаще всего бывает пьяный». Есть такие пометки у водителей, где могут ставить на учёт. Я сам об этом не знал. Но один водитель, который разобрался в чём дело, снял меня с этого учёта. Вот так. Жизненно. И это самое прикольное — история просто находка для стендапа! Потом её можно пересказывать как шутку».
Андрей — человек, который сочится идеей и инициативой; от шутки он сразу перешёл к озвучиванию возникшей в его голове мысли:
— Таксисты не виноваты. Они много работают. Им как-то надо помогать (смеЁтся). А вот это идея! Очень трудно найти тот именно контакт, — было бы хорошо, если бы в сервисе были специально обученные люди, которые знали бы, как взаимодействовать с людьми с особенностями; например, таксисты-волонтёры.
«Я не думаю, что это должна быть государственная структура. С этим гораздо лучше справятся волонтёрские, некоммерческие организации. Надеюсь, что когда-нибудь появится такая организация»
Описанную ситуацию с такси Андрей осветил в своём короткометражном фильме «Коммуникация», который посвящён проблеме понимания нормотипичными людьми человека с диагнозом.
Артист часто объясняет, что способов коммуницировать с людьми с инвалидностью множество. Одним из таких вариантов служат мобильные приложения озвучки речи, где ввод текста может осуществляться различными способами. Самое главное — это иметь обоюдное желание к общению и не лениться в поиске многочисленных возможностей коммуницировать.
«Движение — это жизнь, а жизнь — это и есть движение»
Андрей горит желанием делать и пробовать новое — как он объясняет, в этом секрет его позитивного мышления и ежедневного энтузиазма. Он мечтает снять хороший полнометражный фильм, а также поставить спектакли на уважаемых театральных площадках. Убеждён, что даже самые смелые идеи осуществимы, — здесь главное действовать планомерно и постепенно, не лениться. Многочисленные мечты заставляют его трудиться каждый день, уверенно двигаясь к цели. Это движение не только приводит к результату, но и наполняет его жизнь смыслом и радостью.
Мотив постоянного движения обнаруживается и в его любви к путешествиям. Парень часто бывает в Москве, Петербурге и других городах. Он находится в постоянном странствии и исследовании нового, что говорит о его открытости и активном интересе к окружающему миру. Количество мест, которые он ещё не успел посетить, стремительно уменьшается.
Однако побывать ему довелось не только в крупных городах и столицах. Андрей успел преодолеть горные массивы Крыма, спускался в пещеры, исследовал популярные маршруты и терренкуры полуострова. При этом его походы сопровождаются и другим увлечением — скандинавской ходьбой. Всё это позволяет ему наслаждаться природой региона, которую он очень ценит.
Сейчас Андрей проживает в Ялте. Родился он в Казани, здесь же окончил школу и вуз. Молодому человеку не нравится быть привязанным к одному месту. Но в подборе относительно постоянного места жительства для себя приоритетным считает природу и климат.
Взгляд на жизнь
Школа, как рассказывает Андрей, сыграла важную роль в становлении его мировоззрения. Казанскую школу-интернат №4 он называет «школой спецагентов», хвалит за полученную в ней подготовку.
В первом классе парень записался практически на все кружки, но особое место среди увлечений заняли русские шашки. В 2001 году он занял первое место в первенстве Казани по шашкам, в 2007 году – стал чемпионом мира по русским шашкам среди людей с инвалидностью, а в 2008 году – взял третье место на Международном спортивном фестивале «Аленький цветочек».
Особую благодарность он испытывает к своему тренеру по шашкам, Козлову Юрию Ивановичу, с которым ездил в Москву, Сочи, Пермь — отсюда и первый опыт путешествий, и появление любви к ним.
Источником мотивации, сформировавшим активную жизненную позицию молодого человека, стал организованный в школе музей, посвящённый выдающимся личностям, которые имели инвалидность. Среди них были поэт Эдуард Асадов, журналист Владимир Гаранин и спортсмен Шаварш Карапетян, — Андрей вдохновлялся жизнью и творчеством этих личностей.
С начальных классов он активно принимал участие в творческих конкурсах. В интернате у него была поэтическая и прозаическая школа. В 2005 году состоялась первая публикация его стихотворения в сборнике «1000 произведений о Казани». В то же время появились публикации в республиканских СМИ.
«Нас учили быть не просто стандартными учениками, а делать немного больше, чем обычные люди — это был основной посыл учебного заведения», — в этом заключается один из жизненных принципов Андрея.
— Как только вы относите себя к людям с ограниченными возможностями — вы себя ограничиваете ментально. «Я хожу в этот клуб только потому, что там такие же люди» — это ограничение. Мне кажется, нужно мыслить смелее: а что я могу сделать полезного? А могу ли я сделать какой-то проект или снять кино? Пока не могу. Значит, мне нужен оператор, режиссер, монтажёр — мне нужна команда. Значит, я должен её собрать».
«Я люблю людей. Я люблю общаться. И если можно сказать, что мне свойственна мизантропия — тогда я гиперобщительный и ультракоммуникабельный мизантроп».
Андрей отмечает, что многие с диагнозом, занимаясь лечением, забывают про социализацию, — ей он отводит важную роль в своей жизни.
Своей раскрепощённостью и общительностью, рассказывает Андрей, он обязан своей маме, Екатерине Ивановне Маловой. Она дала ему основной толчок в жизни, научила не бояться выходить в социум, поддерживать различные уровни коммуникации, чтобы уметь вести диалог с абсолютно разными людьми, общаться наравне и быть способным внести свой вклад:
— Она научила идти не с позиции «нам все должны», а «что я могу дать этому миру?». И от этого уже мыслишь так: что я могу изменить в городе, в театре, в кинематографе? Будет ли это конкурентно относительно того, что уже сделано в культуре?» Такие вопросы — это главное, по мнению Андрея, чему нужно научиться человеку.
«Что ты сегодня сделал?» — вот такой девиз. Это и основной посыл — заключает Андрей Малов.
«В наше время многие люди с ограниченными возможностями боятся «выходить в свет». Я пытаюсь своим примером доказать, что, живя полной жизнью и преодолевая свои ограничения, мы можем сделать мир добрее и толерантнее».
Фото со страницы Андрея Малова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев