«Чучело. Квартирник»: инаковость, травля, осмысление
7 и 8 октября в Казанском ТЮЗе состоялись премьерные показы спектакля «Чучело. Квартирник». Главный режиссёр театра Радион Букаев по-новому осмыслил ставшее уже классикой произведение Владимира Железникова: по просьбе Букаева текст инсценировки составила молодой драматург Анастасия Чернятьева, а начинающие композиторы (они же — исполнители ролей Димки Сомова и Лохматого) — Даниил Кукушкин и Ярослав Кац — написали музыку.
В названии постановки неслучайно фигурирует слово квартирник — творческие вечера в формате тёплых дружеских концертов давно стали «фишкой» Казанского ТЮЗа. Теперь участникам «квартирника» предстояло познакомить зрителя (в основном в зале присутствовали ученики средних классов и их педагоги) с непростой «историей одной травли».
Действие спектакля происходит условно в наше время. Один из центральных персонажей — охранник Валька («дядя Валентин») в исполнении Алексея Зильбера. Он заметно старше остальных героев — школьников-десятиклассников, тайком приникших в здание старого дома-музея и решивших организовать там репетицию рок-группы.
Обнаружив непрошеных гостей, Валентин хочет принять меры и вызвать полицию, а потом замечает среди ребят непохожую на других девочку, которую её «товарищи» уничижительно называют «пугалом» (Полина Малых). Эта встреча воскрешает в памяти произошедшее в юности с ним самим: тогда в его класс пришла «странная» новенькая, тут же ставшая объектом насмешек, а позже — и травли одноклассников…
Интересно пространственное решение образа уплывающего парома (он же — старенький дом‑музей) от главного художника театра Надежды Ивановой. Это — статичная декорация, по ходу действия физически она не меняется, но, в зависимости от контекста, приобретает совершенно разные смыслы: вот ребята играют свой пронзительный квартирник в полуразрушенных интерьерах грустного дома, а вот уже «пугало/чучело» готовится уплыть прочь из так и не принявшего её города. Тогда Валька был юным живодёром, за копейки сдававшим на бойню бездомных собак (денег не было, а они были позарез нужны…), а сегодня он искренне привязан к собственной сторожевой собаке…
Истории двух девочек то сливаются в одну, то раздваиваются, но это не главное. Главное — разобраться, что такое закон силы, как ему противостоять? Как суметь остаться не таким как все в огромной толпе одинаковых? Как и кого держаться, когда все против тебя? Кто поможет в такой ситуации? Друг, который кажется самым‑самым («можно я буду с тобой дружить? На всю жизнь?»), а потом оказывается слабым, и потому — бросает и примыкает к якобы «сильным»; учитель, который вообще отстраняется от разборок в классе (вы тут как хотите, а я одна уезжаю в Москву!); родной человек, который действительно всегда поддержит.
Но ведь в жизни бывает и по‑другому. И педагоги реагируют по-разному — от бережной поддержки до ещё большего унижения жертвы; и родным не всегда можно доверить самое сокровенное. Искать опору в себе? Но и это не всегда просто, особенно — в столь юном возрасте!
Уверена, этот спектакль нужно обязательно смотреть и школьникам, и педагогам, и родителям. И обязательно учиться быть внимательным: не отмахиваться, не проходить мимо, не становиться на сторону условной силы. Инаковость не должна становиться поводом буллинга, и вообще ничего не должно. Давайте будем терпимее и нежнее к близким — от этого точно никому не будет хуже.
Галерея
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев