Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Новости

Голодное чудовище

Начинающий журналист Лейла Бузанакова о фильме «1917».

Военный жанр, думаю, излюбленный в нашей стране. Связано это с историческим подвигом советских солдат во время Великой Отечественной войны. В нас воспитывают дух патриотизма, героизма. Нам показывают, что война — это самый пик, когда человек может полностью раскрыть свою любовь к Родине, проявить героизм и отвагу. Нам показывают эпичные сражения.

Западные режиссеры предлагают нам посмотреть на войну с другой стороны. Война — это разрушающее положительную энергетику событие в человеческой жизни.

Кристофер Нолан (“Дюнкерк” 2014) и Сэм Мендес (“1917” 2020) не прославляют военные зрелища. Они пытаются рассказать те темы, которые уже рассмотрены со всех сторон. И теперь их произведения - еще один аргумент против войн, уничтожающих человечество и человечность.

Режиссеры буквально пытаются докричаться до нас: “STOP! Оглянитесь! Что вы творите?!”

Да, безусловно, война — это еще один способ завоевать признательность, это время подвигов. Но стоит ли она миллионов бессмысленных смертей всего сущего?

Сэм Мендес (“Красота по-американски”, “Дорога перемен”, “Король Лир”) предлагает в своем фильме взглянуть в глаза войне. Мы видим, и мы даже чувствуем, что это вечно голодное чудовище мерзкое и грязное, поглощающее невинные души. Нет, “1917” - не экшн и не развлечение. Этот фильм - смертный приговор войне.

После просмотра фильма все еще учащённое сердцебиение, неровное дыхание, загруженная голова, взор, направленный куда-то дальше горизонта и реальности, напряженность в теле.

Эрих Мария Ремарк посещает мои мысли. Я вспоминаю его роман “На Западном фронте без перемен”. Часто звучащая тема в произведении: “потерянное поколение”. И Сэм Мендес слегка тоже поднимает эту тему. Зритель непременно обнаружит и спросит себя: “Как человек живет после войны? Насколько сильно меняется его сознание и взгляд на мир? Что есть бытие для человека, убившего с глазу на глаз? на расстоянии? увидевшего горы трупов, крыс, объедающих гнилье некогда дышавшего? похоронившего друга и ощутившего вкуса смерти? Как начинать жить после всего пройденного?

Перед нами 6 апреля 1917. Фильм снят на основе реальных событий. История из жизни капрала Альфреда легла в основу сценария внука. Первая мировая война. Западный фронт на севере Франции.

На взгляд, сюжет простой: дали бумажку - отнеси ее в пункт назначения. Как задача по математике: из пункта А в пункт Б вышли двое. Однако этот путь изменит их жизни и проверит на прочность и порочность. В этом фильме наглядно показано, как война проявляет человеческие качества по отношению друг к другу. Война — это также проверка на вшивость.

Фильм получается хорошим, если отменно работает съемочная группа.

Роджер Дикинс - оператор фильма “1917” и таких, как “Бегущий по лезвию 2049”, “Старикам тут не место”, “Железная хватка”, “Побег из Шоушенка”, “Игры разума”. Сейчас ему 70 лет. И его работа, проделанная в фильме “1917” просто космически поражает! За что он и получил Оскар 9 февраля 2020 за лучшую операторскую работу. Множество зрителей и кинокритиков восхищаются съемкой и монтажом фильма. Как оказалось - фильм снимали длинными отрывками (до 8 с половиной минут), а затем смонтировали так, чтобы он выглядел одним целым дублем. Камера всегда находится в движении, отчего возникает ощущение, что я сама нахожусь на поле боя! Съеживаюсь, напрягаюсь, будто это я выполняю миссию, и в меня стреляют. Смотрю, затаив дыхание. От этого получаешь яркие эмоции, сидя за экраном. А в один из моментов я даже вскрикнула и дернулась от страха. В кадре присутствуют не только люди, но и мухи, крысы, выстрелы и взрывы.

Восхитительным был саундтрек! Спец по музыке Томас Ньюман - американский кинокомпозитор («Побег из Шоушенка», «Зелёная миля») порадовал неожиданностями: включением в фильме чудной, лесной песни. Да, в фильме много сюрпризов. Музыка создает невообразимую атмосферу. Это еще один повод посмотреть “1917”.

Что насчет актерской игры? На главные роли были выбраны актеры, которые нечасто мелькают на больших экранах. В этом опять же плюс: это помогает сосредоточиться на деталях, на эмоциях, на переживаниях героев. Об актерской игре много говорить не приходится, главных героев было два – и оба справились со своими ролями хорошо. Было сопереживание их персонажам, а это главное. Остальные были в качестве массовки, и даже приглашение Марка Стронга и Бенедикта Камбербэтча было сделано для эпизодических ролей. Хочу отметить Джорджа МакКэйя (“Мальчики возвращаются”, “Офелия”) Джордж сыграл главного героя капрала Скофилда. Внешность актера идеально подошла для его протагониста: молодой паренек на фоне ужасающей войны, вроде бы обычной и невзрачной внешности, но удивительно притягивающей и очаровывающей.

Стоит отметить слова Скофилда, заставляющие задуматься о значении и последствии военной катастрофы: «Ничего, дадут медальку посмертно. Ничто так не утешает вдову, как кусок железа». Мы понимаем, что герой осознает апокалипсис войны. Поэтому с таким сарказмом относится к медальке.

Казалось бы, сдержанная военная драма. Но режиссер непременно прибегает к эстетике. Она чувствуется в каждом кадре. Цвета обязательно сочетаются друг с другом. Главный оттенок: зеленый. От зеленого чая до нефритового.

Самая лучшая и воодушевляющая сцена “1917” (без конкретики, без спойлеров) - та, где один герой бежит наперерез толпе солдат, движущихся в атаку. Напоминаю: всё одним кадром! Как эта сцена была поставлена? Очевидно, что это весьма не просто, но выглядит просто великолепно! Удивительно прекрасные сцены получились в лесу и реке.

Мощная военная драма! Хочется выразить большую благодарность за проделанную работу всей съемочной группе! Хочется верить, что подобные фильмы не пройдут мимо зрителя и наведут на мысли о том, что наш мир хрупок. Его нужно беречь и любить.

Лейла Бузанакова

Фото: https://www.universalpictures.ru

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев