Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Новости

Казань Венеция Атлантида

Город-«порт пяти морей» издавна связан с мощью водной стихии. Воды рек поили и кормили его, обеспечивали транспортными торговыми путями, отсекали путь врагу. Испытаниями бурных весенних половодий укреплялся дух и сила горожан, наводящих мосты и строящих дамбы. Как вода меняла город? В рассказе казанского экскурсовода Юлии Жизневской

Фото Дениса Гордийко

Город-«порт пяти морей» издавна связан с мощью водной стихии. Воды рек поили и кормили его, обеспечивали транспортными торговыми путями, отсекали путь врагу. Испытаниями бурных весенних половодий укреплялся дух и сила горожан, наводящих мосты и строящих дамбы.

Как вода меняла город? В рассказе казанского экскурсовода Юлии Жизневской

Подводный город

Цепочка озёр Кабан, протока Булак, Казанка, Волга — главная водная артерия города. Исторически этот путь напоминал чем-то венецианский водный маршрут. Перерезал центр на русскую и татарские части, продолжался в акватории Казанки и выводил на Волгу (а там — и до самых морей!). 

За последние полвека с лишним водная карта Казани изрядно изменилась. Повлияло на это, в первую очередь, поднятие в 1957 году уровня Куйбышевского водохранилища. Река Казанка изменила своё русло, а часть города ушла под воду. 

«Казанская Атлантида» — так романтично именуется теперь место, где находились когда-то летние волжские пристани — Дальнее Устье — в Адмиралтейской слободе. Во времена Казанского ханства устье Казанки  называли «Тирǝн үзǝге» (глубокий проток) — оно было самым глубоким местом, куда причаливали корабли и откуда удобно было вести торговлю. Там же торжественно встречали почётных гостей, производили выдачу русских пленных, велись переговоры между казанскими и московскими дип­ломатами. Например, 14 августа 1551 года состоялся достаточно известный в исторической литературе курултай по вопросу о «Горной стороне» — высоком правом берегу Волги, который к тому времени уже был захвачен войсками Грозного. В этих же краях находился Гостиный остров. Здесь ежегодно проходила Большая казанская ярмарка, куда съезжались купцы с Запада и Востока. Существовала она до 1526 года, пока великий князь Василий III не запретил русским купцам торговать с Казанью, и ярмарку перенесли под Нижний Новгород. 

Казань. Устье Казанки. Из архива Абдуллы Дубина

До самого 1957 года в Дальнем Устье находился летний и осенний Речной порт Казани. Сейчас от него остался только небольшой островок примерно в километре от Адмиралтейской слободы. Из города на Дальнее Устье вела трамвайная ветка, она проходила через Петрушкин разъезд. Другая дорога, так называемая «новая дамба», уходила в район железнодорожного вокзала. Весенний Речной порт находился в районе пересечения нынешних улиц Клары Цеткин, Большой и Боевой. Его называли Ближнее Устье. Когда весной широко разливались реки, гружёные суда спокойно могли к нему подойти. Казанка становилась полноводной, пропуская большие торговые корабли практически до Булака.  

Дорога к Дальнему Устью. 21 мая 2019. Фото Алексея Липовецкого

Весь участок от Ближнего до Дальнего Устья это — «Казанская Атлантида» — то, что от нас ушло под воду и та часть Казани, которая оказалась в зоне затопления. А ведь здесь были дома, огороды, трактиры, пристани, бурлила жизнь. В мае 2019 года, когда сильно опустился уровень Куйбышевского водохранилища, «Казанская Атлантида» частично вышла из-под воды. И казанцы могли, в буквальном смысле этого слова, пройти по дну Волги. Между островами мы находили остатки рельс и шпалы, напольную плитку, деревянные основания для свай. Показалась из-под воды, под которой провела шестьдесят с лишним лет, и дорога на Дальнее Устье. Камушек к камушку.  Если уровень воды низкий, часть дороги можно увидеть. К ней надо идти от полу­острова Локомотив (к слову, на территории нынешнего яхт-клуба «Локомотив» находился «стекольный скит» старообрядцев) до крайней точки с деревьями, называемой на карте Вороний Куст — от него и начинается дорога. Несколько сотен метров она тянется в направлении Верхнего Услона, а затем начинает заворачивать к островам Дальнего Устья, в сторону Адмиралтейской слободы. Что интересно, о существовании дороги хорошо знают волжские капитаны. Когда нормальный уровень воды, они стараются держаться от дороги в стороне — там всегда есть риск сесть на мель: буквально 1,5-1,8 метра глубины — ниже человеческого роста. А любители эффектных фото делают здесь кадры «хождения по воде».

Остров Маркиз. 1953. Фото из архива Светланы Жеймовой

Ушёл под воду и остров Маркиз — любимое место отдыха казанцев. Он простирался от Верхнего Услона практически до современного Студенца, славился шикарным жемчужным песком, казанцы любили здесь купаться и отдыхать. Названием своим он обязан ­маркизу Паулуччи. По легенде, маркиз сопровождал императрицу Екатерину II на галере «Тверь», восхитился красотами нашей Волги, императрица пожаловала ему остров и земли по правому берегу. Более серьёзная версия говорит, что земли приобрёл не маркиз, а маркиза Елизавета Михайловна Паулуччи в 1880-х гг. Сейчас от острова Маркиз остались лишь небольшие островки, поросшие деревьями. До недавнего времени стояла усадьба маркизов в селе Ключищи, от неё сохранилась лишь шикарная липовая аллея. 

Вид на город с реки Казанки в разлив. Фото Д. Ермакова. 1880-е

Дамбы-защитницы

Вода меняла городской ландшафт и много раньше, до строительства Куйбышевского водохранилища. Разливались бурным весенним паводком поступающей волжской воды Казанка и Булак, снося на своём пути дамбы и деревянные мосты. Наводнения затопляли заливные луга под Кремлём, полностью отрезая центр города от Адмиралтейской слободы и парализуя транспортные пути. Добраться от речных ворот Казани до центра по суше тоже было затеей непростой. В XIX веке казанский виноторговец Кокорев писал: «Бывало, если приедешь в Казань ночью, со стороны Нижнего,… то и сиди тут до утра… Между городом и слободою (имеется в виду Адмиралтейская слобода) четыре версты, но это пространство и не думай переехать ночью: ямы, овраги с водой, грязь невылазная…»

Казань. Панорама Кремля. 1890

Жители по-разному решали проблему переправы. Одним из первых способов были плавучие мосты, которые наводили на определённое время, в потом разбирали. Они возводились, когда уже устанавливался летне-осенний уровень воды, сильно отличающийся от уровня весеннего половодья. Зимой мосты разбирали, с той целью, чтобы весной их не унесло потоком талой воды. Так что во время паводка перебраться с одного берега на другой было ­невозможно. Передвигаться на лодке во время ледохода было опасно.

Адмиралтейская дамба. 1900 – 1917

Радикальной попыткой решения вопроса стало строительство Адмиралтейской дамбы.  Её также называли Шиповской — по фамилии губернатора Сергея Шипова, который в 1842 году издал указ о её строительстве, или Земской — так как возводилась она на средства Казанского земства. Сегодня мы называем её Кировской. Целая инженерная система (земляная насыпь и мост), проходившая через самые низкие заболоченные участки, в том числе через те, что затап­ливало половодье, она соединяла центр города со старым речным портом, куда прибывали в город все путешественники до появления в Казани в 1894 году железной дороги. Старинная Адмиралтейская дамба входила в город на уровне современной улицы Московской, в районе улицы Таш­аяк — тогда Триумфальной (по названию Триумфальной арки в конце дамбы). В 1893 году параллельно Адмиралтейской дамбе появился железнодорожный мост линии Москва—Казань, пересекающий речку под названием Ичка — один из рукавов Казанки, по сути, совпадающий с её нынешним руслом.   

Хижицкая дамба на р. Казанке

До 1957 года Казанка выглядела совсем иначе, чем сейчас. На старинных картах можно видеть, что её старое русло, в ханские времена носившее название «Туры Казан», делало резкий поворот вправо, огибало Зилантову гору и впадало в Волгу в районе Адмиралтейской слободы. Ближе к Храму-памятнику павшим воинам из Казанки вытекал её рукав, называвшийся в народе речкой Ичкой — от сохранившегося старинного «Эчке Казан» — «Внутренняя Казанка». Ичка проходила под современной Кировской дамбой, петляла среди заливных лугов и впадала в Волгу в районе Дальнего Устья. В XIX веке Ичка скорее напоминала цепочку заболоченных озёр, а речкой становилась только в половодье. 

Булак в разливе. Фитотипия Шерер, Набгольц и Ко. Москва. 1905

Вслед за Адмиралтейской в Казани построили Хижицкую дамбу, ведущую из Кизической слободы к Кремлю. Возвели мост в ­1890-е. Вместе с дамбой он обошёлся в 53 тысячи рублей: 43 выделило правительство, как кредит, ­10 – городская казна.. Мост, по всей видимости не выдерживавший мощи весенних паводков, несколько раз реконструировался. Первый раз — в 1915-м, затем — в ­1926-м после знаменитого казанского наводнения. С 1927-го он назывался «Ленинской дамбой» — так как вёл в Ленинский район Казани. А в 1957-м в связи с планирующимся строительством Куйбышевского водохранилища ,был и вовсе разобран. Одновременно в том же году ввели новый бетонный мост и перевели туда трамвай. А тот, что мы знаем сейчас как Кремлёвский мост — по­явился в результате строительства развязки и реконструкции моста перед Универ­сиадой 2013.  

Каналь Гранде (Canal Grande) — Булак, или маршрутом казанского гондольера

Когда-то Казанка соединялась с протокой Булак, а Булак — с ­системой озёр Кабан. Он был судоходным и выполнял важную транспортную функцию. От Кабана по протоке, а затем по старому руслу Казанки до волжской пристани в Адмиралтейской слободе доставляли товары казанские купцы. За руслом Булака следили ещё со времён Казанского ханства, углубляя его и укрепляя дубовыми брёвнами. Протока делилась на два рукава — Большой Булак и Гнилой Булак. Вода Большого Булака была настолько чистой, что из неё брали воду для калачей к ханскому столу. В Гнилой Булак, который протекал ближе к Кремлю, сливались городские нечистоты. Уже в русской истории города его засыпали. 

Вид на протоку Булак. Фото Никитский. 1880-е

Два берега Большого Булака соединяет семь мостов. Сегодня они одеты в камень и бетон, а когда-то были деревянными. Важной приметой судоходного русла был Жарковский подъёмный (привет, Питер!) мост, названный в честь купца Жаркова. Поднимался он именно с целью пропустить проходящее судно и находился почти у устья Булака. Мост сгорел в 1815 году и больше в этом виде не восстанавливался. Теперь это место в районе Ярмарочной площади забетонировано, Булак перетекает в Казанку по подземным трубам. О Жарковском мосте напоминает лишь табличка, а забетонированные берега украшают граффити.

Булак когда-то обладал особенностью: во время половодья под напором паводка менял направление течения. Сила весенней стихии устремляла потоки волжской воды вспять — в направлении озера Кабан, снося по пути деревянные мосты и разливаясь из берегов. В такие времена на Булаке вовсю промышляли лодочники, переправляя за копейку-другую желающих попасть на противоположную сторону.

Булак. Фото Гульнары Сагиевой

Для решения этой проблемы на Булаке появился первый каменный Лебедевский мост. В народе его окрестили «Мостом слёз». Строительство моста началось по инициативе городского головы Лебедева. Денег, выделенных на амбициозную стройку, не хватило, и успевшему выйти к тому времени в отставку ­Лебедеву пришлось финансировать её из собственных средств. Цена вопроса по тем временам была баснословной — 20 тысяч руб­лей. Хотя экс-градоначальник расстроился, но заплатил. Он был одним из богатейших землевладельцев губернии. Частно-государственное партнёрство удалось — вышел красивейший арочный мост, на манер венецианского, под ним могли свободно проходить суда. Смотришь на него и ждёшь, вдруг выплывет из-под пролёта гондольер… На старых фотографиях видно, что мост вполне выдержал и испытания паводками.  В конце XIX – начале XX века уровень воды между Кабаном и Булаком регулировали шлюзы, которые также были частью судоходной системы.

Лебедевский мост. Фото Ольги Силантьевой

Мосты-призраки

Вернёмся на старое русло Казанки, которая была главной водной артерией города. В источниках времён Казанского ханства оно называлось «Туры Казан» и проходило, огибая Зилантову гору. Сегодня неподалёку от Зилантова монастыря мы можем заметить насыпь, по которой ходят поезда. А когда-то на этом месте был железнодорожный Зилантов мост через старое русло. Построили его в 1893 году для Московско-Казанской железной дороги. 23 января 1894 года провели испытание с открытием движения рабочих и служебных поездов. Мост тогда осел из-за трещины в одной из опор. Вскоре его починили, и линия «Зелёный Дол — Казань» была принята правительственной комиссией и сдана в эксплуатацию 3-4 июня 1894 года. После поднятия Куйбышевского водохранилища старое русло превратилось в ручеёк. Его засыпали, мост разобрали, сделав насыпь. Со старым руслом связано также появление самого «невезучего моста». Горбатый мост построили в 1928 году и уже при строительстве одно из его оснований обвалилось. Но стройку решили не прекращать. К 1929 году её завершили. 12 января 1930 года по мосту прошла сквозная трещина и лопнули четыре железобетонные стойки. Тем не менее 4 апреля того же года открылось конное, а 5-го — автомобильное движение по мосту. К 28 июня уже прокладываются рельсы под трамвай №5, который следовал маршрутом «Суконная слобода — Ягодная слобода». Мост интенсивно эксплуатировали — по нему проходил очень большой транспортный поток Заречья. В 1960-е его, наконец, признали аварийным. Движение транспорта закрылось, и он стал пешеходным. В 2009-м закрыли его и для пешеходов, теперь — это одна из «заброшек» и закрытый объект. Хотя находятся старожилы района, для которых памятный мост является их «местом силы».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев