Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Новости

Казанский набат

Сколько лет самому древнему колоколу Казани? Где он находится? Какие испытания выпали на его долю? Наш автор Дмитрий Панькин совершил сенсационное открытие и выяснил, что в Казанском Кремле сохранился колокол, отлитый при Иване Грозном.

Сколько лет самому древнему колоколу Казани? Где он находится? Какие испытания выпали на его долю? Наш автор Дмитрий Панькин совершил сенсационное открытие и выяснил, что в Казанском Кремле сохранился колокол, отлитый при Иване Грозном.

На Спасской башне в Казани

висит древний набатный колокол.1

Н. Оловянишников

Дмитрий ПАНЬКИН

Всю жизнь меня интересовала история казанских колоколов. Я задался целью выяснить подробности судьбы старейшего казанского колокола. Поднял источники.

Первое сообщение о ратном колоколе и часовне, на которой он находился, содержится в «Списке с Писцовых книг по городу Казани, околничего Никиты Борисова да Дмитрия Кикина 7074, 7075 и 7076 годов», (1566–68 гг.):

«Да против двора (Двор Государя Царя и Великого Князя) у Спасских же ворот, в город идучи на левой стороне, подле городовые стены часовня рублена в столбы, а на часовне колокол большой ратной и часы бьют в тот же колокол, а другой колокол меньшей старые часовни, а звонят в тот колокол к городовым воротам...»2

В «Очерках древней Казани», которые составил протоиерей Спасской военной церкви Платон Заринский (1831–1881), уточняется:

«Набатный колокол, висящий ныне на Спасской башне, имеет свою историю. Название «ратный» показывает, что в него били тревогу, вероятно, сначала в лагере, под Казанью, а потом — по завоевании ея — в самом городе, в случае какого-нибудь внешняго нападения; в обыкновенное время особые сторожа били в этот колокол часы, а в малый колокол ударяли, когда нужно было запирать ворота в городе».3

Иллюстрация 2

Казань делилась на две части: город или крепость — нынешний Кремль, обнесённый в XVI веке отчасти каменной, отчасти деревянной стеной, и посад или острог, обнесённый деревянными стенами. В крепости или городе было пять ворот4 — Спасские, Преображенские, Никольские, Воскресенские и Димитриевские, которые по звону в малый колокол запирались на ночь.

Со временем ратный (набатный) колокол переместили в башню. Платон Заринский даёт подробное его описание:

«Мы знаем, что и в Москве такой же колокол висел не на Спасской башне, а на особой башенке рядом. Колокол, теперь висящий на башне, имеет следущия изображения: Образ Спасителя, Божией Матери Казанской, Николая Чудотворца и мученицы Софии и трех ея дочерей — Веры, Надежды и Любви; надписей на нем нет, а есть несколько фигурных поясков. Весу в нем более 40 пуд. По старинному обычаю, в этот колокол и доселе бьют сполох или набат во время Казанских пожаров и звук его резкий и высокий разносится по всей Казани, так как Спасская башня составляет самый высокий пункт Казани».5

Иллюстрация 1. Фото И. Ф. Барщевского. 1890

По мнению сотрудника Новгородского музея‑заповедника Вячеслава Александровича Волхонского, описанный Платоном Заринским колокол не может относиться к XVI веку, так как иконные изображения не характерны для колоколов этого периода, а изображение Казанской иконы Богородицы не могло располагаться на колоколе, упоминаемом в писцовых книгах 1566–1568 годов. Декор из четырёх икон и «фигурные пояски» более характерны для колоколов XVIII–XIX веков. Возможно, в этот период древний ратный (набатный) колокол был заменён новым, но сохранил своё историческое название.

В «Справочной книжке города», под редакцией Николая Павловича Загоскина (1851–1912), профессора и ректора Императорского Казанского университета, изданной в 1895 году, сообщается о колокольне Спасской военной церкви, устроенной в башне, и набатном колоколе:

«В сквозной светлице, находящейся под каменным, увенчанным двухглавым орлом, шатром Спасской башни, помещается церковная колокольня, а по середине висит древний набатный колокол, при котором постоянно дежурит караульщик и в который, по изстаринному обычаю, до сих бьют сполох при пожарах. Из этой светлицы, доступ в которую совершенно свободен и в которой к услугам посетителей имеется даже бинокль, открывается обширная и чрезвычайно красивая панорама Казани, Волги, Казанки, озера Кабана и других окрестностей города».6 (Илл. 1).

Вид со Спасской башни. Фото Гульнары Сагиевой

Об истории набатного колокола в советское время я узнал совершенно неожиданно. Главный библиотекарь отдела Рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского университета Надежда Борисовна Пазина принесла мне «Справочную книжку города» 1895 года, поскольку сама обратила на неё внимание. На полях этой книги карандашами разного цвета велись записи. Они продолжают и дополняют друг друга и охватывают, приблизительно, пять лет — 1927–1932 гг.

Записи указывают на даты закрытия монастырей, приходских храмов, уничтожения церковных строений, снятия колоколов в Казани. Без сомнения, человек, которому они принадлежали, был церковным и обладал смелостью.

О колоколах Спасо-Преображенского монастыря, который находился на территории Казанского Кремля, там написано:

«1927. Сняты все колокола, кроме одного времен Грозного. В 1929 г. разбирают колокольню».

Фото Гульнары Сагиевой

О Спасской башне Казанского Кремля и часовне Спасской надвратной церкви:

«Часовня разобрана в 1928 г. Древний набатный колокол снят в 1929. Взамен навешен колокол Спасского монастыря. Старый времен Иоанна Грозного единственный уцелевший».

Известно, что на колокольне Спасо-Преображенского монастыря, построенной в 1861 году, находился колокол времён Иоанна Грозного. Приведу опись колоколов монастыря из книги Е. М. Лебедева «Спасский монастырь в Казани» 1895 года:

«Над Варваринской церковью колокольня … возвышается на три яруса, при чем во втором ярусе помещаются колокола, а в третьем — боевые часы. Колоколов всего восемь. Самый большой из них весит 126 пудов 25 фунтов; на нем следующая надпись: «Лит сей колокол в Сибири, в Невьянском заводе г. статскаго советника Акинфия Демидова в 1841 году октября 1 дня». Второй по величине колокол — полиелейный имеет надпись: «Лит сей колокол в Богоспасаемом граде Казани при великом Государе и Царе Иоанне Васильевиче и царевиче Феодоре Иоанновиче, при архимандрите Германе». Количество веса в нем не указано. Остальные шесть колоколов позднейшаго литья; в общей сложности они весят около 80 пудов». (Илл. 2).7

Фото Гульнары Сагиевой

Пока готовилась к печати эта статья, удалось, при содействии редакции журнала «Казань», посетить Спасскую башню, посмотреть на колокол, который сейчас там находится, и заснять информационную надпись, опоясывающую верхнюю его часть. Это, действительно, оказался колокол Спасо-Преображенского монастыря, литый в 7088 (сентябрь 1579 — август 1580) г. «при Царе Государе и Великом князе Иване Васильевиче Всея Руси и при его царевичех Иване и Фео­доре в богоспасаемом граде Казани ... при архимандрите Германе».Колокола XVI века — большая редкость. В нашей стране их всего несколько десятков. И большая удача, что в нашем городе сохранился один.Самый старый колокол Казани ждёт своего по­дробного изучения.
1 Н. И. Оловянишников. История колоколов и колокололитейное искусство. Москва. 2003. С. 357.

2 Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Казань. 1877. С. 33.

3 Платон Заринский. Очерки древней Казани. Казань. 1877. С. 26-27.

4 Там же. С. 18.

5 Платон Заринский. Очерки древней Казани. Казань. 1877. С. 82-83

6 Справочная книжка города (под редакцией профессора Н. П. Загоскина). Казань и казанское царство до покорения их русской державой. Казань. 1895. С. 112.

7 Е. М. Лебедев. Спасский монастырь в Казани. Казань. 1895. С. 66.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев