Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Новости

Казанский рок: тогда и сегодня

История рок-музыки в Казани не отличается особой оригинальностью. Подобные истории происходили практически во всех крупных городах бывшего Союза. Разве что мощные традиции, наличие своеобразной музыкальной школы — классической и джазовой — заставляют внимательнее относиться именно к музыкальной стороне казанского рок-движения.

«Дом кукол»

История рок-музыки в Казани не отличается особой оригинальностью. Подобные истории происходили практически во всех крупных городах бывшего Союза. Разве что мощные традиции, наличие своеобразной музыкальной школы — классической и джазовой — заставляют внимательнее относиться именно к музыкальной стороне казанского рок-движения.

«Рок-н-ролл мёртв.

 А мы ещё нет».

БГ, 1983

В середине 60-х наши меломаны впервые услышали записи легендарных групп из первоисточников. Это были виниловые альбомы Beatles, Rolling Stones, Deep Purple, Uriah Heep и других. Золотая классика рок-н-ролла.

Группы, подражающие кумирам, начали расти как на дрожжах. В молодёжных компаниях появились любители, легко подбирающие битловские вещи «на слух». Пели в основном на английском языке (исполнять рок-н-ролл на русском языке тогда было не принято). Играли, как правило, на самодельных инструментах.

В Москве первой командой, исполняющей рок, стала группа «Сокол». В Казани — бит-коллектив с романтическим названием «Аргонавты». Сначала «Аргонавты» исполняли только инструментальные композиции на тему Beatles. Однако со временем у группы появился свой музыкальный почерк. Команда стала включать в программу собственные вещи на русском языке. Клавишник «Аргонавтов» Вадим Усманов одним из первых в Союзе сделал авторизованные переводы битловских песен.

Среди заметных казанских рок‑групп и исполнителей XX века можно выделить группу «Каравелла» (здесь начинал творческий путь известный певец Вячеслав Никодимус), «Менестрели» (сочиняли тексты на музыку очень популярного тогда польского бит-квартета «Червоны гитары»), «Рифары» (пели на фестивальных концертах с Муслимом Магомаевым), «Алые паруса» (в ней играл талантливейший клавишник и вокалист Александр Борец), Bios (непримиримые рокеры, на профессиональном уровне игравшие песни Rolling Stones и Beatles), «Волжане» (безусловный лидер казанских групп второго поколения), «Звуки времени» (исполняли песни советских и татарских авторов в изящных джаз-роковых аранжировках Рауфаля Мухаметзянова), «Сайяр» (самая успешная группа в плане наград), «Холи» (в ней играли лидер популярной ныне «Макс и кампания» Максим Журавлёв и Артур Мустафин и Snake из группы «Крокодилли»), «Трамвай» и многие-многие другие. Даже простое перечисление казанских рок-групп заняло бы десятки страниц. Поэтому ограничимся выделением общего, что было свойственно нашим рок-группам и исполнителям советского периода.

«Макс и Ко»

Во-первых, это безграничная, почти фанатичная любовь музыкантов к рок-н-роллу, преданность его идеалам, энергетике и эстетике. А чем ещё объяснить то, что ребята, рискуя карьерой, а иногда и свободой, играли и слушали рок‑музыку, без всякой надежды на выход из подполья и легальную концертную деятельность (я уж не говорю про профессиональную запись альбомов)?

Для него Джимми Хендрикс был настоящим богом. Он изготовил дома самодельный иконостас и молился, и репетировал под этими «образами»

Многие казанские музыканты делали всё возможное, чтобы походить на своих заграничных кумиров: отращивали длинные волосы, носили очки как у Леннона, учили английский язык, чтобы понимать тексты любимых песен.

«Я знаю одного хорошего гитариста, — рассказывает Вячеслав Лопатин (автор «Антологии казанского рока»). Для него Джимми Хендрикс был настоящим богом.

Он изготовил дома самодельный иконостас и молился, и репетировал под этими «образами». Мы, рокеры, все стремились к настоящему року, слушали вечерами у друзей (как они доставали — это отдельная песня) «свежих» Deep Purple, Pink Floyd, Keith Emerson, уходили потрясённые и качеством звука, и мастерством гениальных исполнителей».

Во-вторых, рокеров достаточно активно, особенно до «перестройки», прессовала советская власть (ходили даже списки запрещённых к прослушиванию и распространению исполнителей и групп, куда, помимо наших команд, вошёл практически весь цвет мирового рока: от Black Sabbath до Black Sabbath). Справедливости ради надо отметить, что подавляющее большинство отечественных рок-музыкантов не были идейными антисоветчиками и не принимали систему скорее на эстетическом уровне, не желая мириться с тем, что их любимую музыку пытаются преподнести исключительно как «враждебный осколок буржуазной культуры», не обладающий ни культурной, ни моральной ценностью.

Камрад Листков

В 80-е годы в СССР началась настоящая борьба советского режима с русским роком. Печально знаменитая статья «Рагу из синей птицы», опубликованная «Комсомольской правдой» в марте 1982 года, как бы санкционировала травлю отечественного рока в других изданиях. Бориса Гребенщикова («Аквариум») выгнали с работы, Андрея Романова («Воскресенье») посадили в тюрьму за нелегальные концерты, Егора Летова («Гражданская Оборона»), Юрия Шевчука («ДДТ») — в психушку, Жора Ордановский («Россияне») пропал при невыясненных обстоятельствах. Таких примеров сотни. Плюс массированная травля русского (и не только) рока в печати. Причём в некоторых регионах ситуация была ещё более удручающей, чем в Москве и Ленинграде. «Сов­ковый бесконечный пресс очень напрягал, — вспоминает казанский рок-музыкант Максим Журавлёв. — Мы с ребятами создали рок‑группу в 1982 году.

И с самого начала оказались под сильным прессингом властей. Тогда каждый рок-музыкант был немного диссидент. Нельзя было иначе. У меня проблемы начались ещё в школе.

Мы сочиняли и пели совершенно безобидные песни, перепевали битлов и роллингов. А в школу между тем приходили бумаги, которые впоследствии сильно подпортили мне жизнь. «Ваш ученик, — гласили эти «телеги», — не имеет морального права быть комсомольцем». А тогда, если ты не комсомолец, то поступить в вуз или найти нормальную работу было невозможно. Меня выперли из комсомола. Ни в один вуз, естественно, не взяли. В общем, было не весело».

В начале 90-х, после падения советского строя, работать рок‑группам стало легче. Практически исчезло давление властей, но появилась новая преграда. Общий интерес к року постепенно начал угасать, в том числе и из-за массированной бомбардировки слушателей поп-музыкой, звучавшей тогда из каждого утюга. Да и от самой эстетики и текстов песен русского рока массовая аудитория начала уставать: большинству хотелось отвлечься от груза повседневных проблем, которых в 90-х хватало, а не погружаться в неприглядные стороны нашей действительности ещё глубже. Как пел Шевчук: «и мы когда-то рвались в глубины древних культур, а закончили банальной попсой».

«Мураками»

Но рокеры не сдавались, казанские в том числе. Они продолжали своё дело, делая это практически бескорыстно, а зачастую и себе в убыток. Возникали рок-студии, проводились рок-фестивали («Равноденствие», «Укол-95»). В 90-х и 2000-х годах появились новые хорошие рок-группы, некоторые из которых играют и теперь: «Листья травы», «Дом кукол», «Мураками», «Медвежий Угол», «Макс и Ко» и др.

Обо всех из них хочется рассказать, но, к сожалению, нельзя объять необъятное. Да и нужно ли? Лучше приходите послушать их сами живьём, пока это ещё возможно. А точек, где это можно сделать, в городе, к счастью, предостаточно: Rock Star Bar, Big Twin Bar, «Старый Рояль», Bash Concert Hall и др.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев