Национальная художественная галерея «Хазинэ» ГМИИ РТ в Казанском Кремле Выставка «Нәсел. Нигез. Йола» (Род. Отчий дом. Обычай)
Тема экспозиции посвящена семье, роду и свадебным традициям у татар. Идея выставки состоит в том, чтобы показать атмосферу, среду татарской семьи на рубеже XIX–XX веков, раскрыть некоторые особенности татарского свадебного обрядового коплекса, а также найти узлы-традиции, связывающее наше прошлое, настоящее и будущее.
Вступление в брак, создание семьи считалось у татар не только священной обязанностью, но и необходимостью для праведной, богатой, счастливой жизни. Татарские пословицы служат тому подтверждением:
Нәсел агачы – ата-баба, бер ботагы – ата-ана, күп ботагы – кардәш-ыру, яфраклары – бала-чага. (Родовое дерево – прадеды, одна ветка – родители, другие ветки – род и родственники, листья – дети.)
Өйләнү – мәхәббәт белән бурыч;
Бу икәүсез булмас тормыш.
(Женитьба – любовь и долг;
Без них не будет жизни.)
Өйләнү – кеше гомерендә бер килә. (Женитьба – в жизни человека только раз бывает.)
Ат алсаң, өең белән киңәш,
Хатын алсаң, авылың белән киңәш.
(Если берешь коня – посоветуйся с домом,
Если берешь жену – посоветуйся со всей деревней.)
Как и сегодня, 100 лет назад брак был самым ответственным шагом в жизни человека. Завидной невестой считалась та, которая была здоровой, образованной, воспитанной, хозяйсвтенной, трудолюбивой – убирала дом, готовила пищу, ухаживала за детьми и пожилыми, приносила домой воды с ручья или колодца, справлялась с домашним скотом, вышивала, вязала, пряла, ткала, шила одежду и т.д.): Белемле кыз – бирнәле кыз (Образованная девушка – девушка с приданым); Уңган хатын кар өстендә казан кайнатыр (Умелая жена и на снегу в казане еду приготовит).
Завидным женихом был тот, кто обладал отличным физическим здоровьем и мог построить дом; посадить, вырастит и собрать богатый урожай на своей земле; заготовить дров на зиму; вырастить скотину: Егет кешегә җитмеш төрле һөнәр дә аз (Молодцу и семидесяти ремёсел мало); Егет ат җигешеннән билгеле (Молодца видно по тому, как коня запрягает).
В тем времена молодые находили себе пару во время полевых работ или на праздниках, посиделках. Так как встреча наедине считалось грехом (харам), парни и девушки активно переписывались, а свои письма украшали богатым орнаментом. Были семьи, где пару подбирали родители, и дети подчинялись решению родителей. Обычно выходили замуж девушки примерно в 20 лет, а юноши женились в 25-30 лет. Для жениха считалось позором жить в дому у молодой жены: Йортка кергәнче – утка кер (Лучше сгореть в огне, чем жить у жены).
Жили большой семьей: отец жениха – глава семьи – главный и единственный собственник всего имущества, решал все вопросы по своему усмотрению, его супруга – мама жениха – пользовалась уважением и обладала большим авторитетом, но не властью. С ними жила молодая семья и их дети. Как правило, три поколения в одном доме. Обращались друг другу не по имени, а с помощью звательных форм – терминов родства: обращение к мужу – атасы (отец детей), к жене – анасы (мать детей).
Жили дружно, любили и уважали друг друга и воспитывали детей.
Выставка «Нәсел. Нигез. Йола» состоит из двух разделов. В первом разделе раскрывается особенности подготовительного этапа к свадьбе (сватовство, помолвка, обмен подарками, подготовка приданого), во втором разделе само торжество, праздник (обряд «девичий плач», чтение никаха, свадебное застолье).
В экспозиции выставки будут представлены ювелирные украшения (чулпы, воротниковые застежки, хаситэ), образцы кожаной мозаики (ичиги, подушки, подушки), золотошвейная вышивка из собрания ГМИИ РТ, фотографии конца XIX -начала XX века из собрания Низами Ибраимова.
Также будут представлены образцы традиционных костюмов начала XX века: сваха - "яучы", молодая пара - " кияү - кәләш", "девушка на выданье" - бирнәле кыз из собрания Театра Камала и частных коллекций
Выставка является частью проекта «Кладези народного творения» и проводится в рамках гранта Республики Татарстан на развитие гражданского общества. Выставка открывает комплекс просветительских мероприятий, посвященных традициям татарского народа, в который также входят серия мастер-классов по декоративно-прикладному искусству, этнографическая экспедиция в деревни и села Республики Татарстан, а также проведение круглых столов и др.
Выставка «Нәсел. Нигез. Йола» посвящается Году семьи в России.
(при составлении аннотации были использованы материалы из издания «Татары. – М.: Наука, 2017»)
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев