Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Новости

Остановить мгновения музыки

Все говорят о культурных событиях, о новых направлениях в музыке, об исполнителях, имена которых на слуху. Джаз, блюз, рок и так далее, а я сижу как немой в говорливой компании, не могу ничего сказать.

Сабантуй в Набережных Челнах. Сводный хор и оркестр. 1974

Эдвард ХАКИМОВ 

фотограф

Все говорят о культурных событиях, о новых направлениях в музыке, об исполнителях, имена которых на слуху. Джаз, блюз, рок и так далее, а я сижу как немой в говорливой компании, не могу ничего сказать.

Танцы под гармонь. 1990-е

Моя мать была старшей дочерью в семье сельского муллы Закия, который в деревне Исяк аулы Буинского района в 1911 году принял участие в организации татарской школы. Она была одной из первых учителей этой школы. У матери был хороший слух, она любила старинные татарские песни, а мелодия песни «Кара урман» до сих пор волнует моё сердце. Я и сегодня с удовольствием слушаю её в исполнении Ильхама Шакирова.

Поёт Ильхам Шакиров. 30 августа 1998

Но серьёзно интересоваться музыкой я начал уже во время учёбы в Университете. Поводом стало самолюбие — все говорят о культурных событиях, о новых направлениях в музыке, об исполнителях, имена которых на слуху. Джаз, блюз, рок и так далее, а я сижу как немой в говорливой компании, не могу ничего сказать. В это время начал серьёзно заниматься фотографией, был фотографом университетской газеты «Ленинец», публиковался в газетах и журналах, являлся членом ряда фотоклубов.

Государственный оркестр Республики Татарстан под управлением Натана Рахлина. Набережные Челны. 1973

Я фотографирую любимых мной артистов оперы, используя бесшумный электронный затвор фотоаппарата на сцене оперного театра, наслаждаясь их голосами.

В шестидесятые годы музыкальное пространство Казани взрывается именами зарубежных исполнителей джаза, блюза и других направлений музыкальной индустрии запада. Дюк Эллингтон, пианист, композитор, руководитель оркестра. Его почитают гениальным музыкантом, превратившим джаз в новый вид искусства. Последователи Эллингтона обогатили мир джаза, стоит только назвать имена Тони Беннетта или Джо Пасса. А имя Луи Армстронга заставляет вспомнить гениальное звучание инструмента Сэчмо — трубача из Нового Орлеана, так назвали своего любимца Луи его поклонники. Ещё следует упомянуть повальное увлечение молодёжи в Казани творчеством английской группы «Битлз», родившейся в 1960 году. Все мои друзья «переболели» любовью к этой группе.

Фуат Мансуров на открытии памятника Фёдору Шаляпину. 1999

Впрочем, я не стал меломаном, музыка не захватила меня настолько, чтобы я изменил что-то в своей жизни. Главной магистралью моей жизни стала наука, заставившей меня стать кандидатом, а затем доктором наук и профессором. Но, тем не менее, фотография, пустившая глубокие корни в мою жизнь, и недописанные романы выработали у меня особое отношение к музыке. Слушая музыку, я начинаю видеть её независимо от жанра, уровня, таланта исполнителя. Есть в ней нечто более глубокое, по сравнению с её гениальным звучанием и беспредельным наслаждением, потому что музыка и жизнь тесно связаны друг с другом. Музыка приветствует радостным звучанием появление человека на свет, поддерживает его в минуты печали, удваивает его радость и провожает его траурной мелодией на похоронах. Поэтому я фотографирую любимых мной артистов оперы, используя бесшумный электронный затвор фотоаппарата на сцене оперного театра, наслаждаясь их голосами. Или снимаю на камеру выступление нашего Государственного оркестра под управлением дирижёра Натана Рахлина. С таким же удовольствием я фотографирую уличных музыкантов или весёлую компанию, лихо отплясывающую под звуки гармони сельского музыканта. Когда я смотрю на эти фотографии, музыка снова пробуждается в моей груди.

На демонстрации, посвящённой Октябрьской революции Казань, ул. Баумана. 1981

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев