Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Новости

Театр им. К. Тинчурина представил спектакль «Ашина» в рамках фестиваля АРТМИГРАЦИЯ

Мистическая драма «Ашина» на сцене театра им. К. Тинчурина не оставила равнодушными ни казанцев, ни иногородних гостей фестиваля-форума молодых режиссёров.

В театре драмы и комедии имени Карима Тинчурина вчера состоялся показ спектакля «Ашина» по пьесе Ркаила Зайдуллина. Режиссёр постановки – Ильсур Казакбаев. Постановка была представлена в рамках Всероссийского фестиваля-форума молодой режиссуры АРТМИГРАЦИЯ.

Это тяжёлая драматическая история смотрится на одном дыхании, порой удивляя сюжетными поворотами, но в большей степени вызывая щемящее чувство грусти, сожаления и сочувствия к персонажам.

При входе в зал задолго до начала спектакля зритель сразу замечает фигуру девушки, неподвижно сидящей на сцене спиной к публике. Это и есть Ашина – волчица, спасшая умирающего мальчика и вместе с ним ставшая родоначальницей целого племени. Эту тюркскую легенду несколько раз будет рассказывать один из персонажей пьесы.

Герои истории находятся на сенокосе на острове, который вот-вот подвергнется затоплению. Это отсылка к тому, что в 50-е годы прошлого века при строительстве Куйбышевского водохранилища часть деревень и сёл ушли под воду и людям приходилось оставить свой родной дом. Конечно же, вспоминается и повесть Валентина Распутина "Прощание с Матёрой", но это совсем другая история.

На улице страшная жара, давно не было дождя, но все герои почему-то в телогрейках, валенках, шапках-ушанках и прочих головных уборах. Словно находятся на каторге где-то в Сибири. Четверо взрослых – хорошо знакомые с детства люди, одноклассники и друзья. И один ребёнок-подросток, с детским церебральным параличом, сын главного героя. Роль мальчика Мирзы досталась Аделе Хасановой и у неё, пожалуй, была самая непростая задача в этой истории. Вообще, увидеть на сцене ребёнка с ДЦП было достаточно неожиданно. Если я верно понимаю, у автора пьесы мальчик был здоров. Однако это изменение в сценарии в наше время выглядит весьма актуальным и нужным. Детей с подобным диагнозом много и говорить об этом надо открыто и актриса справилась со своей задачей прекрасно. Впрочем, как и все остальные участники этой непростой истории.

Все они находятся в ожидании. Взрослые ждут машину, которая должна увезти их отсюда, а ребёнок – волчицу, которая непременно спасёт их всех, как когда-то спасла их далёкого предка. Периодически Ашина, дёргает за колокольчик, словно останавливает время и вызывает каждого героя «на допрос». Герои по очереди садятся на стул на краю сцены и под светом одиноко свисающей лампочки рассказывают историю своей жизни. Конечно, все они взаимосвязаны и каждый так и ли иначе повлиял на трагедию главного героя. Он, Ибрагим (Зульфат Закиров), женился на любимой девушке, отправился на войну и вернулся героем, а позже по доносу какого-то "доброжелателя" 10 лет провёл в лагере в Сибири как враг народа. Он вернулся в родную деревню, но ни жены, ни старшего сына в живых уже не было. Только младший сын-калека, которого он забрал из детдома и теперь старательно пытается стать ему хорошим отцом.

Волчица Ашина на протяжении всего спектакля молча выслушивает истории персонажей, но чаще всего говорит Ибрагим. То и дело по её щеке скатывается одинокая слеза. Если все они и правда – её дети – то сердце матери конечно же разрывается от боли узнав о том, что довелось вытерпеть её ребёнку. Но заговорит она лишь в финале, заново рассказав ту тюркскую легенду, однако  добавив в неё новые подробности, которые продемонстрируют одну простую истину – животные порой бывают намного милосерднее и добрее людей.

 К концу истории все тайны персонажей будут раскрыты, но признаны ли ошибки или всё же – человек человеку волк? И жить в стае нужно по волчьим законам? Каждый герой оправдывает свои поступки воспитанием, детской травмой, патриотизмом, любовью, слабостью. Но главному герою вряд ли бы стало легче, даже если бы он и узнал причины их поступков. Он просто вопрошает со сцены: «За что мне всё это?» И не находит ответа. От этого становится тяжело и зрителю, будто каждый стал соучастником. Словно это он написал донос…

Появившееся в начале спектакля ружьё несколько раз стреляет в середине спектакля, однако не приносит никому вреда, и вновь оказывается в руках главного героя Ибрагима в конце. И зритель замирает в страхе – выстрелит ли? Неужели человек не способен простить? К счастью, финал спектакля всё же дарит нам надежду. И подросток с ДЦП словно выздоравливает, неожиданно начинает двигаться красиво и плавно на фоне огромного портрета Сталина, скидывает с себя эту лагерную одежду и уходит в зрительный зал. А это значит, что род Ашины будет жить.

Фото предоставлены организаторами Всероссийского фестиваля-форума молодой режиссуры АРТМИГРАЦИЯ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев