Усман Альмеев, человек, служивший национальному искусству...
24 апреля исполняется 105 лет со дня рождения народного артиста Татарстана Усмана Гафиятовича Альмеева.
24 апреля исполняется 105 лет со дня рождения народного артиста Татарстана Усмана Гафиятовича Альмеева.
Он прожил яркую и долгую жизнь, однако его нельзя назвать баловнем судьбы. В пятилетнем возрасте он остался без матери, несколько лет воспитывался в детском доме, окончил сельскую школу, а 13 лет от роду поехал в Казань поступать в театральный техникум. В 22 года в качестве студента Оперной студии при Московской консерватории спел перед прославленным режиссером Константином Сергеевичем Станиславским песню на французском языке, а потом прозвучали слова похвалы и одобрения от мэтра: «Вы спели как французский мальчик». Профессиональному мастерству его обучали лучшие педагоги консерватории и солисты Большого театра. Разве это не громадный рывок в судьбе совсем еще молодого человека? И случаен ли он? Думаю, что совершенно не случаен. С малых лет он осознавал, в чем его предназначение. Наставники еще в школе прочили ему: «Этот мальчик будет артистом».
В 13 лет он принял твердое решение стать артистом и потом неуклонно, невзирая на преграды и трудности, следовал к своей цели. Он неутомимо и непрерывно созидал самого себя, свою личность. Был страстным библиофилом, отовсюду из гастролей возвращался с книгами. По словам Надира Усмановича, у отца сложилась прекрасная библиотека. И мера созидания, сотворения своей личности, скорее всего, определялась не только певческим даром, но и силой характера. Жизнь неоднократно ставила его перед судьбоносным выбором. Шестнадцатилетним подростком он мог стать студентом авиационного института и жить в теплом общежитии, но он предпочел учиться в театральном техникуме. «Общежитие наше находилось на улице Муштари, рядом с художественным училищем. Через Лядской садик к нынешнему музыкальному училищу я добегал босиком, потому что обуви у меня никакой не было, купить тоже было не на что. Вдобавок, в общежитии на кроватях невозможно было спать по причине того, что все деревянные доски зимой сожгли в буржуйке, торчали лишь голые железные каркасы, поэтому мы спали на матрасах на полу», - пишет Усман Альмеев в своей книге «Годы и песни».
Вот еще примечательный факт. В том самом общежитии у него был толстенный том дореволюционного издания всех произведений Пушкина под одной обложкой. Юноша мерз, мужественно терпел холод в течение многих месяцев, но сжечь книгу у него рука не поднялась, наоборот, он постоянно читал и вдохновлялся пушкинскими строками.
В послевоенные годы, будучи уже признанным артистом, Усман Альмеев выступил с сольным концертом в Колонном зале в Москве, а затем последовало приглашение работать в Госконцерте, который организовывал гастрольные туры для Большого театра по всему Советскому Союзу. Это были годы, насыщенные яркими выступлениями, незабываемыми впечатлениями… Новые города, новые республики, национальные театры, встречи с деятелями культуры и искусства разных народов… Но именно на пике взлета артистической карьеры, когда певец получил широкое признание по всему Союзу, Усмана Альмеева позвали в родной Татарстан, чтобы на сцене Казанского оперного театра служил национальному искусству.
Усман Гафиятович с присущей ему неутомимостью и всей силой своего таланта взялся за освоение, а по сути, созидание татарского оперного сценического искусства. При желании, наверное, он мог бы благополучно продолжать гастролировать по стране и жить в Москве. Но выбор был сделан. В Казани перед ним открывалась волнующая неизвестность и возможность первым сотворить образы национального оперного искусства.
Гульсира Гайнанова
Фото из семейного архива народного артиста
Галерея
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев