«Общее житие» в декорациях Свияжска
Вероника ЛЕКАРЕВА «Свияжск АРТель» - театральный проект многолетней выдержки. И он ежегодно повышает градус тематики. Эксперименты лаборатории оборачиваются для зрителей эйфорией и тяжестью раздумий одновременно.
За неделю до августа на остров Свияжск прибыла всемирно известная команда Rimini Protokoll. С багажом уникального опыта и нестандартных идей. К спектаклям нынешнего лета создатели подошли с особым трепетом, любопытством и осторожностью. Деликатную тему непростого симбиоза церковной и светской жизни рискнул отобразить молодой европейский режиссёр Штефан Кэги, один из главных новаторов в современном театральном мире. Работа заняла десять дней. Велась она в модном стиле «site specific», орудуя конкретными объектами острова Свияжска - неотъемлемой частью самих эскизов. Это трендовое направление современного театра пропагандирует создание произведений искусства в рамках определённого пространства, не нарушая его пределы. Суть театральной «АРТели» в том, чтобы создать высокохудожественный «продукт» в строго сжатые сроки и вынести его на зрительский суд, не самый гуманный суд в мире.
Тем более, когда режиссёр так рискует. Штефан Кэги в паре с Каролин Барно из швейцарского Театра Види-Лозанн с энтузиазмом взялись за непростую тему лабораторной работы - «общее житие». Тема церковная и, безусловно, не безопасная. «Мостик» между РПЦ и игровым искусством шаткий, верёвочный. И натянутый. Слишком много нюансов, слишком много предрассудков.
Участниками действа стали четыре студента Казанской духовной семинарии. Приближенные к церкви молодые люди далеки от актёрской профессии: «Призвание» - было решено именовать и считать не «спектаклем», а «встречей».
Знакомство зрителей с главными героями началось издалека. Старт задала известная всем игра по принципу «шесть стульев на семерых». Оказавшийся без места участник импровизировал как мог: «меняются местами те, кто…» («…сегодня в чёрном / успел искупаться / не выспался / имеет собаку / хотя бы раз в жизни исповедовался») и вновь пытался занять стул. Семинаристы играли наравне с гостями, смеялись и шутили. Смущение, которое привычно испытывать по отношению к священнослужителям и их строгим одеяниям, в такой атмосфере не возникло. На это и ставили.
Зрители были поделены на группы, объекты посещали «порционно». Четыре семинариста, четыре истории, четыре локации. Церковных колоколов, к слову, тоже четыре. Окончание своего монолога каждый герой символично подытоживал колокольным звоном.
Давайте знакомиться. Во дворе жилого дома красной лентой огорожен прямоугольник. Матвею ещё нет двадцати. Когда-то он всерьёз занимался боксом. От спортивного прошлого остались потрёпанные перчатки и подзабытое знание терминов. На импровизированном боксёрском ринге юноша рассказал о позиции защиты, но упор сделал на позицию атаки: борьбе с грехом, попытках погасить свой внутренний огонь. Настоящим нокаутом стало для зрителей рассуждение на тему любви к противоположному полу. «Девятнадцать лет - возраст романтики…» - откровенничал Матвей. Гулять под дождём и под липами, жить в режиме ожидания - аргументы бывшего боксёра в пользу своей сознательной готовности быть побеждённым. В любви. «Отражение звона колокольного - отражение певчее, отражение души. Моя душа наполнена любовью - и я хочу сыграть звон любви»,- семинарист сменил гонг на колокол.
Артёму двадцать три, он фотограф. Борьба со страстями и самим собой, желание уступать и «где нужно промолчать», отдавать из сердца и кармана - таковы причины, которые впервые привели шестнадцатилетнего мальчика в храм. Здесь, по словам Артёма, он восполнил ощущение недостающей теплоты. Он фиксирует эмоции людей во время богослужений, их молитвенный настрой, глубину и силу их истинных чувств. Снимки семинарист-фотограф размещает в социальных сетях. Для участников встречи он организовал фотовыставку на руинах старой церкви.
{gallery}dekor{/gallery}
Степан старше своих друзей, ему немного за тридцать. Он учился на театрального режиссёра. Эпизод, который он разыграл на водительском сидении «Лады‑Нивы», был нестандартной трактовкой сцены из легендарного фильма Тарантино «Криминальное чтиво». «Бог может остановить пули, он может превратить кока-колу в пепси-колу или найти ключи от моей машины. Нельзя судить о таких вещах, основываясь только на их значительности. Совершенно несущественно, является ли происшедшее с нами чудом по определению. Существенно другое: я почувствовал присутствие Бога, и значит, он был там…»
Степан «в православии» уже одиннадцать лет и имеет наиболее запутанные отношения с церковью, которые сам он завуалированно трактует как «я лягушка в молоке, пытающаяся взбить масло». Он, дай Бог, станет священником. Но хочет снимать кино. «Криминальное чтиво» впечатлительный киноман впервые увидел в десять лет, с тех пор «черничный пирог» для него - метафора личная и особая. «Кино - это не развлечение, а возможность рассказать о себе»,- твёрдо уверен Степан.
Даниилу двадцать. До семинарии он занимался IT, осваивая языки программирования. Толковому и наивному студенту факультета программирования был предложен проект по очевидному «выбиванию денег». Именно это Даниил считает точкой отсчёта своей душевной трансформации: «важен момент - развернуться на сто восемьдесят градусов». Поразительно то, что свои знания и таланты он «внедрил» и внутрь церкви: создал приложение для радио «Вера» и православную социальную сеть. Его проекты амбициозны: идея создания VR-трансляций из церквей со «спецэффектами» во время богослужений вызвала как восхищение, так и сопротивление. Есть ли вообще место техническому прогрессу в духовном мире?
Завершилось «Призвание» неожиданным караоке. Вместе с семинаристами все хором исполнили песню «Город золотой». Выбор репертуара не случаен: человек, орёл, телец и лев - образы, используемые в церковной символике. Песнопение плавно перешло в «пресс‑конференцию» на открытом воздухе: напротив зрителей в одном ряду со студентами сел Игумен Евфимий (Моисеев), проректор Казанской семинарии. Пасмурное небо и фоновые грозы стали невольной декорацией его запланированного появления и дальнейшего обсуждения. Искренне и вслух удивило присутствующих то, насколько светским оказалось их общение с представителем церкви. Напряжение и тучи рассеивались, а зрители и погода смелели. Гости впервые смогли задать действительно интересующие их вопросы: о Pussy Riot, «Тангейзере» и законе об оскорблении чувств верующих. Даже шагнули в ментальные дали: «Как относится церковь к искусственному интеллекту?»
И общий немой вопрос: как всё это вообще оказалось возможным? Русская православная церковь и современный экспериментальный театр - тандем неоднозначный. По словам Игумена Евфимия, студенты не играли, а несли Послание. Здесь были органично соблюдены интересы как церкви, так и театра. На замечание зрителей о неуместности слова «спектакль» священнослужитель примирительно пошутил: «Горшком назови, только в печь не ставь». «Во многом есть элементы театрального действа. И театр, и церковь используют некую символику, визуальное… Иммерсивный театр посмотрел - не увидел ничего, что бы противоречило церкви, в данном виде искусства»,- продолжал разрушать чопорные стереотипы Игумен Евфимий. Он лично дал согласие на участие в необычном проекте своих учеников, а митрополит Казанский и Татарстанский Феофан их благословил. Игумен справедливо напомнил о наличии существенных рамок, о которых с иностранным режиссёром Штефаном они договорились, в обоих смыслах, на берегу. На важное уточнение мгновенно отреагировал зритель, посвятивший несколько лет обучению в православной школе и признавший себя «убеждённым атеистом». Двойственное впечатление от увиденного он объяснил «сглаживанием острых тем» и заявил о своём личном желании «более конфликтного» содержания.
Остроты ему так и не добавили, ведь не в этом «соль» представленных эскизов. Команда Rimini Protokoll ставят и ставили не на конфликт, а на коммуникацию. Своей задачей новаторский театр видит создание взаимосвязей. Особенно там, где они, на первый взгляд, практически невозможны. Это поиск компромисса и осознанный отказ от провокации. Остальное уже на совести зрителя.
Изначально планировалось задействовать троих студентов-семинаристов. «Добавочная» история возникла неспроста. Православное христианство знает четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Луки, от Марка и от Иоанна. Тексты различаются между собой в зависимости от личных свойств характера каждого из евангелистов: мытаря (сборщика податей и налогов), врача и живописца, сына рыбака… Проректор Казанской семинарии уверен: каждый текст несёт отпечаток личности, а любая история человека о его встрече с Богом и духовном преображении - послание. За короткий срок была проделана колоссальная работа. На локальном уровне русская православная церковь примирилась с современным театром. Более того, они оказались друг другу полезны. Молодые умы живы и подвижны, они сохраняют право на индивидуальность. Неповторимые мирские истории объединяет общий духовный порыв. «Невозможно заменить Степана Иваном»,- заверили и режиссёры, и священнослужители. Другой человек - это совсем другая история.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев