Очарование северных широт
В Норвегию я попал случайно. Моя коллега побывала там трижды, и возвращалась всегда с одной и той же фразой: «Кто побывал на Севере, где природа значительно богаче, тот на юг не поедет,— там бедно, скучно и много народа». Нам с женой Мариной захотелось проверить истинность этих слов.
В Норвегию я попал случайно. Моя коллега побывала там трижды, и возвращалась всегда с одной и той же фразой: «Кто побывал на Севере, где природа значительно богаче, тот на юг не поедет,— там бедно, скучно и много народа». Нам с женой Мариной захотелось проверить истинность этих слов.
Мы их подтверждаем.
Север нас очаровал.
Про фьорды мы, как и все вокруг, что-то слышали. Слухи — ничто! Важно увидеть эту фантастику наяву и осознать, какой природа величественный и замысловатый архитектор. Всё побережье Норвегии изрезано протяжёнными узкими заливами со скалистыми берегами, продолжениями моря вглубь материка. Длина фьорда в несколько, чаще в десятки раз, превосходит ширину. Берега фьорда в большинстве случаев образованы скалами высотой до тысячи метров, глубина нередко превышает километр. Украшение фьордов — многочисленные водопады, самые известные из которых «Семь сестёр», «Фата невесты» и «Жених». Возникновение фьордов на малых широтах северного и южного полушарий — результат обработки ледниками в эпоху четвертичного оледенения речных долин и тектонических впадин. Фьорды есть и в других странах, и у нас на Чукотке, но самая большая их концентрация в Норвегии. Тёплый Гольфстрим греет, и климат норвежских фьордов мягок, а вода почти никогда не замерзает. С точки зрения потребностей человека фьорды обладают многими достоинствами мирового океана, но лишены его недостатков. Воды фьордов населяют разнообразные полярные виды рыб и млекопитающих. Например, в Согнефьорде длиной двести четыре километра обитают кольчатая нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, атлантический морж. Арктическими ракообразными и рыбой лакомятся поселившиеся здесь белухи и нарвалы. В причудливых горных заливах Норвегии встречаются морские котики, большие и малые чёрные норвежские киты, акулы. К посёлкам и деревенькам, рассыпанным на берегах фьордов, швартуются большие и малые суда. Тут жителям не известно слово шторм. Можно путешествовать по фьордам водой или сушей вдоль побережья Норвежского моря по мостам, подземным туннелям или на паромах.
Норвегия стоит на горном плато и разделена на две продольных части хребтом. Западная смотрит на Атлантический океан и имеет тёплый климат с температурой зимой не ниже нуля. Та же, что смотрит на восток, имеет полноценные и хорошо знакомые нам минус двадцать пять — тридцать. В стране за год выпадает экстремальное количество осадков, чаще снега. Поэтому дороги самостоятельно функционируют лишь с середины июня до второй половины сентября. В остальное время для передвижения требуется грейдер, за которым тянется вереница машин, своевременно оповещённых о рейсе снегоочистителя и дружно продвигающихся в снежном тоннеле. С этой же проблемой сталкиваются и поезда, в том числе скоростные, разгоняющиеся до двухсот километров в час. Тепловозы расчищают себе дорогу сами при помощи огромной двухлопастной вертикальной стрелы, сметающей при движении снег с рельсов на обе стороны железнодорожного полотна. При этом полюбоваться самим тепловозом невозможно: просто мимо вас стремительно проносится хвостатый снежный вихрь, где хвост — пассажирские вагоны.
В горных районах страны множество красивых озёр, стекающих на побережье горными реками и водопадами. Водопады летом открыты для туристов, а с осени до весны уже очень давно, с 1916 года, работают как маленькие ГЭС. В большинстве рек Норвегии, впадающих во фьорд, в январе-марте нерестится дикий лосось. Два года его мальки живут в реке, а ещё два — в Северном море. Через четыре года жизни повзрослевшие рыбы возвращаются отметать икру не просто в свою реку, а именно в ту лужу, канавку, ямку, где родились. Некоторые реки в последние годы опустели,— рыбы из-за болезни мозга забывают свою родину, не знают, куда им вернуться.
Скандинавы жили на этих землях ещё в шестисотых годах до новой эры. Примерно десять-двенадцать тысяч лет тому назад закончился последний ледниковый период, лёд отступил на север, оставив на суше причудливые фьорды. За льдом наступали растения, затем — животные и, наконец, люди. В VIII веке скандинавы превратились в викингов, варягов, нормандцев и огромными полчищами набросились на Европу. Перенаселённости в стране не было, но каждый князёк имел пятнадцать-двадцать сыновей от многих жён и рабынь, а наследовал собственность лишь первый. Остальным также хотелось себя проявить,— все желали богатства и славы. Эти скандинавские атаки на Европу продолжались два с половиной века.
Государство Норвегия молодо, оно образовалось в результате всенародного голосования о разрыве унии со Швецией 13 августа 1905 года. До этого страна была провинцией то Дании, то Швеции. Под пятой Дании нормандцы находились четыреста пятьдесят лет, «Чёрное датское время», потеряли свой язык. Его не удалось восстановить, норвежцы говорят на датском. В начале XIX века, когда Дания ослабла, воюя на стороне Наполеона, норвежцы пытались объявить независимость и даже написали конституцию. Но тут же претензии предъявила Швеция, и Норвегия стала её провинцией. Только в начале ХХ века путём заключения мирного соглашения норвежцы отделились и стали самостоятельны.
Ещё в ХХ веке Норвегия была беднейшей страной, но за последние сто лет поднялась, и сегодня это государство с самым высоким уровнем жизни в Европе. Огромные деньги были вложены в строительство дорог и тоннелей. Финансовая революция в стране произошла в семидесятые годы ХХ века, когда на шлейфах Северного моря были открыты месторождения нефти и газа. Норвегия — крупнейший производитель углеводородов в Северной Европе. Гидроэнергетика в стране покрывает основную часть потребностей в энергии, что позволяет экспортировать бо́льшую часть нефти. Нефтяные фонды служат для развития будущих поколений. Каждый населённый пункт Норвегии, даже если в нём десять-пятнадцать домиков, обеспечен асфальтовой дорогой. Всё это важно для сохранения национального колорита, туризма и предотвращения бегства провинциальных скандинавов в крупные города.
В Норвегии на нефтедоллары построено более десяти тысяч туннелей. Самый протяжённый из них Лердальский — двадцать четыре с половиной километра. В тоннеле архитекторы как-то умудрились сделать разворот на триста шестьдесят градусов и просторную автостоянку с местом для курения.
Игорь и Марина Фёдоровы
Добыча углеводородов потребовала привлечения в страну дополнительных трудовых ресурсов. Правительство пригласило несколько тысяч чернокожих африканцев. Однако затея оказалась неудачной: в стране выросли преступность, наркомания, а главное, гости категорически не хотели заниматься физическим трудом.
Здравоохранение в Норвегии на высоком уровне. Один из источников финансирования медицины — доходы от продажи табака и алкоголя. Пачка сигарет в Норвегии стоит тринадцать евро, из которых двенадцать идёт в Минздрав на лечение заболеваний, вызванных курением. Алкоголь продают только ограниченное время в небольших отделах крупных супермаркетов. В выходные дни действует «сухой закон». По норвежскому законодательству расстояние между двумя «точками», торгующими спиртным, не должно быть менее ста километров (!!?). То есть в небольших городках винной торговли нет вообще.
В начале XVIII века во времена Северной войны, которую Пётр I вёл со шведским королём Карлом XII за обладание прибалтийскими землями, норвежцы были союзниками России в составе Дании. Две мировых войны Норвегия пережила по‑разному. Во время первой она объявила нейтралитет, что пыталась сделать и во время второй, но безуспешно. Германия захватила страну в апреле 1940 года. Оккупация была относительно мягкой, так как немцы считали норвежцев своими, арийцами. Сопротивление фашистам продолжалось шестьдесят дней, а потом король, правительство и золотой запас страны отбыли в Англию, откуда монарх и руководил сопротивлением. Подавляющее большинство населения было против оккупантов. В ходе Второй мировой войны норвежские патриоты устраивали диверсии на железных дорогах, в морских портах. Ими был взорван завод и транспорт с «тяжёлой» водой, которая была необходима немцам для создания атомной бомбы. Норвегию освободили советские войска совместно с финнами в 1945 году. Добрая память о российских солдатах жива в стране до сих пор. Норвегия потеряла за годы гитлеровского нашествия десять тысяч человек, из них сорок семь были участниками Сопротивления.
В небольшой скандинавской стране чтят и помнят выдающихся людей, национальных героев, родившихся в Норвегии. Собственно, их четверо.
Драматург Генрик Ибсен, творивший в XIX веке. Писатель жил в Бергене. Наиболее известные его пьесы «Кукольный дом», «Привидения» и «Дикая утка». Ибсен весьма популярен в России, почти все его пьесы переведены на русский язык и поставлены в наших театрах. Не менее популярен норвежский композитор XIX века Эдвард Григ. Среди самых известных его произведений две сюиты из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», концерт для фортепиано с оркестром, скрипичные сонаты. Основное внимание Григ уделял песням и романсам, которых опубликовал более шестисот. Ещё около двадцати его пьес изданы посмертно. Вокальные сочинения Грига написаны на слова датских и норвежских, иногда немецких поэтов. Композитор много гастролировал по Европе вместе с женой Ниной Хагеруп (музыкант и вокалист), приходившейся композитору двоюродной сестрой. Похоронен в родном городе Бергене вместе с супругой.
В Норвегии боготворят и двух полярных путешественников Нансена и Амундсена. Фритьоф Нансен национальный герой Норвегии,— он в конце XIX века совершил несколько путешествий, осваивал Северный полюс, Гренландию, четырнадцать раз становился чемпионом Норвегии по лыжам. В двадцать четыре года Нансен собрал команду, и они пошли на лыжах покорять Гренландию, пересекая её с Востока на Запад. На протяжении ХХ века никто не повторил этот маршрут. Если человек пошёл с востока на запад, то нужно пройти серьёзные ледовые препятствия, а назад возможности вернуться не будет. Даже в ХХ веке были экспедиции, которые пытались повторить подвиг Нансена, но через двести-триста километров возвращались, было очень холодно и тяжело. Нансен пытался покорить Северный полюс и для этого создал легендарный «Фрам», судно в виде бочки, которое не могло быть раздавлено льдами. Путешественник долго тренировался дома, выжимая между двумя книгами стакан с водой и пытаясь понять, как льды раздавливают суда и как можно от этого спастись. Потом капитан набрал группу безумных единомышленников, они построили «Фрам» и при поддержке русского министерства Северного флота и царя двинулись на Северный полюс от устья реки Лена. Им удалось пройти треть пути, двести-триста километров, а потом судно было зажато льдами и начался дрейф в западном направлении. Тогда Нансен со своим компаньоном Йохансеном отправился к полюсу на собаках, но они вынуждены были вернуться, не дойдя до цели четыреста километров. Им помешали морозы, ветра, огромные глыбы льда, торосы до семи метров высотой. Нансен вернулся, сохранив жизнь себе и людям. Последние десятилетия жизни Нансен занимался политикой, участвовал в создании Лиги Наций, в 1920 году стал одним из трёх делегатов Генеральной ассамблеи Лиги. В 1921 году легендарный капитан участвовал в ликвидации голода в России, организовал в Поволжье поставки пшеницы из Канады и США. «Паспорт Нансена», официальный международный документ, помог с трудоустройством многим беженцам из России, охваченной гражданской войной. В 1922 году Фритьоф Нансен получил Нобелевскую премию мира. Бо́льшую часть полученной суммы он истратил на устройство в СССР двух показательных сельскохозяйственных станций в Росташах и Михайловке, остальную часть пожертвовал в пользу греческих беженцев.
Руаль Амундсен, он моложе Нансена на одиннадцать лет, продолжил полярные экспедиции, позаимствовав у учителя непотопляемый «Фрам». Он первым прошёл по Северо-Западному морскому пути вдоль Канады и Аляски. В 1911 году две независимые группы отважных путешественников почти одновременно из разных точек стартовали к Южному полюсу планеты, чтобы первыми покорить его. Норвежскую экспедицию возглавил Амундсен, а британскую — полковник Роберт Скотт. У норвежцев ситуация была лучше, они быстрее шли на лыжах, у них были сибирские лайки, скандинавы были лучше подготовлены — одежда, пища. Англичане передвигались на лошадях, монгольских пони и на моторных санях, которые быстро вышли из строя. Норвежцы пришли на полюс первыми, англичане на тридцать три дня позже, но назад вернуться не смогли, так как пища закончилась, силы их оставили, а температура в Антарктиде в конце марта опустилась ниже минус пятидесяти. Эта драматичная история великолепно описана в книге Роланда Хантфорда «Гонка лидеров».
Норвегия гостеприимна. В стране построены сотни отелей гостей, некоторые в экзотических местах, в горах, ущельях, на берегах фьордов. Например, гостиница на берегу фьорда Гейрангер не имеет прямых углов, а герметичность крыши обеспечивает традиционный норвежский «наряд» — живую растительность. Отель Videseter, что стоит в горном ущелье с конца XIX века, передаётся по наследству в семье банкиров, и из-за снежных заносов доступен лишь четыре месяца в году.
На каждом шагу в Норвегии мы чувствовали, как норвежцы любят свою страну, гордятся ею, трепетно, все вместе, каждый, заботятся о её природе, и северная природа им отвечает взаимностью. Действительно, побывав в Норвегии, туда хочется опять и опять.
Впечатлениями о Норвегии Игорь Владимирович Фёдоров решил поделиться с читателями «Казани» после поездки в эту страну; к сожалению, публикация оказалась посмертной.
Галерея
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев