Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ОТКРЫТЫЕ ЗЕМЛИ

Один на один с Вишерой

Журнал "Казань", № 8, 2012 В моём очередном одиночном путешествии на велосипеде «фото-вело» расширилось до «фото-вело-лодка», вернее, «фото-вело-сплав». Передвижение стало ещё более независимым. Моя авантюрная поездка в этом году доказала, что можно облегчить труд ног и дать им немного отдохнуть во время сплава. Сначала велосипед везёт тебя и лодку, потом...

Журнал "Казань", № 8, 2012

В моём очередном одиночном путешествии на велосипеде «фото-вело» расширилось до «фото-вело-лодка», вернее, «фото-вело-сплав». Передвижение стало ещё более независимым. Моя авантюрная поездка в этом году доказала, что можно облегчить труд ног и дать им немного отдохнуть во время сплава. Сначала велосипед везёт тебя и лодку, потом лодка всех везёт, а река уже сама несёт этот бутерброд - лодку, велосипед, фотоаппарат, меня и ещё много чего.

Путешествие на велосипеде с лодкой в село Вая, которое находится на реке Вишера, в верхнем её течении, и сплав по этой реке на надувной лодке с велосипедом, совершённые в июне 2012 года


А началось всё с того, что во время предыдущих путешествий я понял: с воды открывается возможность полюбоваться пейзажами, которые с берега никогда не увидишь. Зная о моей мечте, друзья по совместным походам подарили на день рождения надувную лодку весом всего пять килограммов. Я сшил к ней специальный чехол и укрепил на велобагажник так, чтобы удобно передвигаться в полном боевом снаряжении.

Это снаряжение укладывается в четыре сумки и фоторюкзак. В переднюю сумку на руле помещаются палатка и складной стульчик, в правую сумку заднего багажника входят все тёплые вещи и спальник и два запасных газовых баллона, в левой - вся еда, котелок, чайник, кружка, газовая плита с баллоном и туалетные принадлежности. Сверху на багажник кладутся в общем непромокаемом чехле надувная лодка, самонадувной матрасик и тонкая плёнка, а на них - рюкзак с фотоаппаратурой. Там же аккумуляторы, зарядники, набор фильтров, аптечка и другие мелочи. Всё это надежно крепится быстросъёмными застёжками. На раме в чехле - фотоштатив, палочки для палатки и ветрозащита для газовой плиты, а также инструментальная сумка и маленький топорик. Ещё одна моя удачная придумка - специальные стаканы на руле, куда вставляются две полуторалитровые пластиковые бутылки с водой.

Когда всё это хозяйство разложишь на лужайке, никто не поверит, что столь много можно погрузить на велосипед, а потом ещё забраться на него и поехать по дороге, наполненной транспортом. Мне и самому трудно было поверить, что необычное сооружение поедет. Но я всё необходимое сделал, испытал и поехал!
Очень долго выбирал маршрут и реку, по которой можно сплавиться. В итоге выбрал уральскую Вишеру в её верхнем течении от посёлка Вая до города Красновишерска, это приблизительно двести километров сплава. Для моего первого опыта, посчитал, достаточно.

Маршрут проложил через Елабугу, Агрыз, Ижевск, Пермь, Соликамск, Красновишерск, Ваю. В городах, кроме Красновишерска, не останавливался, это и не входило в мои планы. А вот в Красновишерске после прочтения антиромана Варлама Шаламова «Вишера» и сборника «Красное колесо Вишеры» мне было интересно побывать, побродить по городу и поговорить с людьми.

Я даже не могу выразить словами восхищение тем, что, несмотря на трагедию, пережитую городом и всем этим краем в сталинскую эпоху, люди сохранили кристальную чистоту своих отношений. А ожерелье рек и лесов своей красотой прикрыло, отодвинуло то тяжёлое время. Особенно великолепно в этом ожерелье смотрится красавица Вишера с её скалами, лесистыми берегами и прибрежными деревушками. Конечно, это мой восхищённый взгляд на дикую природу. Местным жителям не сладко приходится добывать свой хлеб и выживать в суровую северную зиму, но такова их жизнь.

До Красновишерска я ехал по разным дорогам, плохим и хорошим, но в основе это был асфальт. Сначала жгло солнце, и я весь обгорел, потом сопровождали дожди.

Сутки прожив в гостинице Красновишерска всего за триста пятьдесят рублей и ознакомившись с городом, наконец-то выезжаю на главный отрезок пути - лесовозную дорогу до посёлка Вая, всего по указателю сто два километра. Но какие это были километры по песчано-гравийной дороге!.. Дождь накрыл меня уже на пятом километре, и относительно ровная вначале дорога, разбитая лесовозами и потоками воды, превратилась в кошмарно‑разухабистую, к тому же с такими крутыми спусками и подъёмами, что съезжать надо было на тормозах, а взбираться пешком. Да ещё лесовозам дорогу уступи.

Сгоряча за двенадцать часов в этот день проехал шестьдесят километров. В селе Мутиха уговорил председателя сельсовета и остался ночевать прямо в конторе. Из-за дождя и раскисшей дороги пришлось задержаться в селе ещё на сутки. В перерывах между дождями удалось побродить по селу. Мутиха и Акчим из маленьких ручейков превратились в могучие реки, окутанные густым туманом, кругом появилось ещё множество ручейков, а над селом нависла грозовая туча. Вокруг возвышалась вековая тайга. Картина впечатляла и в то же время удручала - ведь надо было ехать дальше.

Утро следующего дня выдалось без дождя, и я решаю ехать. До Ваи остаётся всего сорок километров. К обеду я уже на берегу Вишеры,- на другом берегу, только переехать через мост, расстилается посёлок Вая, конечный пункт моего маршрута и начало сплава на лодке.

Набираю воды из реки и здесь же на берегу готовлю обед. Из сельсовета по спутниковой связи звоню домой, нахожу место для стоянки и знакомлюсь с посёлком. В магазине запасаюсь продуктами: во время сплава, который, надеюсь, займёт всего четыре дня, магазинов не будет. Вечером, побродив вокруг посёлка, нахожу необходимые для каркаса лодки дощечки и бруски, ставлю палатку и готовлю ужин. С берега смотрю на реку, и меня берёт оторопь от скорости течения. Что-то будет? Но это будет завтра...

Завтра начинается с дождя. В три часа с неба обрушился не просто дождь, а ливень. В палатке хорошо, не протекает, только шумно. Под шум дождя опять засыпаю. Проснулся в семь утра от тишины, бывает, оказывается, и тишина звонкая. Вылезаю из палатки и сразу к реке - как она? Уровень воды поднялся ещё немного. Решаю подождать спада воды. Самое тяжёлое для меня - ждать «у моря погоды».

К двенадцати проглянуло солнце, и я, не раздумывая, начал надувать лодку и готовиться к сплаву. Сделал из заготовленных досок каркас, закрепил его на лодке, погрузил велосипед и все вещи. Делаю испытательную проводку лодки на верёвках без седока. Всё нормально, смотрится хорошо. Запрыгиваю в лодку, отталкиваюсь веслом от берега и… ура! я плыву-у-у!!!

В этом возгласе - и восторг, и страх, и ещё что-то необъяснимое…. Наверное, победа над всеми трудностями, которых в этот раз было предостаточно. Немного страшновато вначале, но потом освоился и с управлением, и с причаливанием. Сказался опыт сплавов по более крутым рекам, но то в молодости и в дружной компании. И задачи разные. На этот раз важен не экстрим, хотя он тоже присутствовал, а созерцание дикой красоты таёжной Вишеры. И ты с ней один на один в этой маленькой лодочке. Дух захватывает, что ты плывёшь, и из-за каждого поворота реки появляются сказочные пейзажи, удивительные скалы и маленькие деревушки, где живут трудяги-люди, а где-то уже, увы, и не живут…

Эти мои путешествия, кроме испытания себя и своего характера на прочность и выносливость, позволяют многое узнать об истории моего народа, я соприкасаюсь с ней.
А ещё удивительна абсолютная тишина. Прелесть в молчании и неподвижности. Ощущение восторга от чувства сопричастности этой природе.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев