Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ОТКРЫТЫЕ ЗЕМЛИ

Первые шаги

Журнал "Казань", " 5, 2014 Многозначный остров Кипр, где иррационально огромное море, святые светящиеся горы, кипрские сосны и мандариновые деревья, простая белая архитектура, светло улыбающиеся люди, живущие свою жизньв любви и радости… Часть суши, оторвавшаяся от материка, будто рука - длинная коса - это на карте остров Кипр. Долететь до...

Журнал "Казань", " 5, 2014
Многозначный остров Кипр, где иррационально огромное море, святые светящиеся горы, кипрские сосны и мандариновые деревья, простая белая архитектура, светло улыбающиеся люди, живущие свою жизньв любви и радости…
Часть суши, оторвавшаяся от материка, будто рука - длинная коса - это на карте остров Кипр.
Долететь до Северного Кипра можно через аэропорт «Эркан». Виза не нужна, только загранпаспорт. В аэропорту на паспортном контроле вас спросят о цели поездки и поставят штамп о выезде. Так же на обратном пути. Самолёты турецких авиалиний летят через Стамбул из Москвы и Казани. Причём чем раньше вы купите билет, тем меньше будет цена.
От аэропорта ходит автобус во все города через Никосию (Левкошу) - столицу двух государств, Кипра Южного и Северного.
В самолёт сейчас нельзя брать никакие жидкости и металлические предметы. Деньги до 10 тысяч долларов США на таможне не декларируются. Нужно взять немного денег, чтобы купить воды или кофе в стамбульском аэропорту (кофе по‑турецки стоит 4 доллара). На Кипре почти круглый год солнце и тёплое море - возьмите всё для купания и подводного плавания, солнцезащитные очки и кремы для загара, рюкзак для путешествий в горы, фотоаппарат.
Вообще для сбора в дорогу существует схема-4: 1. деньги, документы; 2. техника, зарядники, блокноты, ручки, книги, краски и прочее; 3. гигиена, одежда, обувь; 4. немного еды (орехи, сухофрукты).
В стамбульском аэропорту я захлёбывалась в многоголосой, щедрой и суетной красочности базара, погружаясь на его изменчивое призрачное дно, как в чреве гигантской машины, я ощущала себя винтиком огромного механизма, крутящегося, перемешивающего нации, человеческие жизни, лица,- и в то же время частицей огромного мира, замысел которого целен и ясен, а подробности хитры и переменчивы. Разбитый на множество фрагментов живой бурлящий мир будто осколками стекла сияет и отдаётся в сердце своей необыкновенностью.
Наш рейс задерживается, и это даёт мне возможность ещё полюбоваться на чудесного малыша, самостоятельно передвигающегося по залу ожидания. Смотрю на него и ощущаю, что это знак мне - начало его жизни и начало моего путешествия на Кипр так чудесно совпали. Внимательно наблюдаю за ним и предугадываю, какой будет поездка. За окнами огромные белые птицы с красными буквами на боку - самолёты, готовые принять на борт новых пассажиров, бесконечно перемещающиеся машины с грузами. А где‑то рядом - Стамбул, загадочный огромный вечный город, который пока ещё для меня остался за кадром.
Но объявили посадку, и вот на миг замереть, взяв сопрано, чтоб войти в небеса, туда, где нет бесов, через точку отрыва от Земли вверх - в Полёт с невидимой поддержкой над старенькими улочками Стамбула, волшебным мозаичным ковром, расстилающимся под крылом «Боинга-737». И - полёт над Турцией, над морем, где гладь моря просматривается внизу сквозь кружева облаков и всё едино в этом синем громадном море. И птицы, и рыбы в море - это всё тоже Я, всё соединено со мной тонкими серебряными нитями Единой жизни. Всё, что происходит в мире прямо сейчас, неотделимо от меня…
Незаметно идём на посадку, и вот шасси касаются земли… аэропорт «Эркан»… паспортный контроль, багаж, турагенты встречают своих туристов с плакатами на груди… Мои первые шаги на острове - примет ли меня Кипр? Поймёт ли?
Едем по дороге через горы, покрытые мелкой растительностью. Строгая неподвижность неба и камня, небо будто тяжелее гор. Лежит на них синее, тягучее южное небо, другое, с росчерками облаков, создающих некую лёгкость. Дорога проносится мимо ущелий, отар овец, мелких поселений и приближает меня к неизвестному, не понимаемому мною до конца, таинственному миру под названием Кипр.
Приезжаем в город, где человеческий мир более реально проявлен, но так же беспорядочен и смугл, прян и пахнет помидорами и клубникой, рыбой и кофе. Город малоэтажной застройкой лежит узкой полоской дороги между морем и горами. Спорит вывесками магазинов, суетится в кофейнях на углу, спешит туристами. И над всем этим суетным миром возвышаются вечные горы, и плещется вечное море. Город между двумя Вечностями.
Почувствовать пульс жизни маленького городка, окунувшись в ощущения новых пространств, мне захотелось на вечерней прогулке. И сначала я подошла к Морю поговорить с волнами. Волны сказали мне о том, что они и есть Время. А Время и есть Бог, просто принимай своё время. Я прошла по набережной мимо кафе и фитнес-центра, через парк вышла на центральную улицу и увидела огни на вершине горы - это замок святого Иллариона - как ориентир света в тёмном коридоре светлых улиц. Я заходила в маленькие магазинчики, будто ото сна пробуждая их хозяев. Как игрушки горят маленькие цветные светильники, гуляют туристы в шортах, снуют машины… Контраст вечности и сиюминутности, простоты и непостижимости, света огней и тьмы…
На следующее утро я решила первый раз искупаться в море. На берегу около амфитеатра расцветают маки и какие‑то розовые цветы, по улицам бродят толстые кошки и летают голуби, растут пальмы, лимоны и мандарины. С благоговением я вошла в тёплую солёную воду, и море будто укрыло меня одеялом и понесло в своей невидимой песне прилив-отлив, качало, баюкало и умиротворяло. Вдалеке прошли два прогулочных корабля, и волны стали ещё сильнее. Я прижалась к камню и стала сливаться со всем, что вокруг меня. Зачем люди всегда ищут счастье? Когда оно и есть в этой полной соединённости твоей со всем живым, с морем, горами, цветами, деревьями… но только на миг. Однако этот миг и есть наш настоящий дом.
В доме, где я остановилась, тоже маленький ребёнок с глазами ангела - снова знак, что я в начале пути. Чистые светлые добрые глаза. Отдающие свет. Высвечивающие главную тайну жизни - важно не то, сколько домов ты построил, сколько денег имел и как сладко ел и спал, а только то, сколько душевного тепла ты успеешь отдать в этой жизни, кому ты осветишь его путь, кого спасёшь, как будешь любить…
Утром пошёл дождь, но я всё равно отправилась в Харбор. Центральная улица взяла в свой кулак уверенно и жёстко, ловушки для траты денег расставлены повсюду - шикарные витрины, гостиницы, казино. Я дошла до круглой башни. Посетила галерею интересной графики и живописи, поговорила с хозяйкой - англичанкой, которая страстно влюблена в живопись и кошек. Дальше лежал древний турецкий квартал с его лаконичной белой архитектурой без всяческих излишеств. Когда есть солнце и море, архитектура должна быть именно такой. Древний порт Харбор неприветливо встретил меня ветром и дождём, старинными фасадами старого порта, яхтами и кораблями, сильными волнами на море. Люди в кафе под навесом продолжают пить кофе, за мокрыми витринами продаются ювелирные украшения, всё как всегда, трагикомедия жизни продолжается и в дождь…
На Пасху мы с экскурсией поехали в Гузельюрт, по дороге заглянули в необычный синий дом адвоката Паолидиса с его разноцветными комнатами и многочисленными домашними чудесами - ванной, наполняемой молоком для гостей, креслом, которое через два часа твердеет, зеркалом из дерева розы, шкафом из шкуры хамелеона, который под воздействием специального крема даёт разные пейзажи в разные времена года, первым телевизором на Кипре, балериной баланса для сообщения о землетрясении, подземным ходом прямо из спальни, дверной ручкой, открывающейся вверх, картиной богородицы, которая смотрит из любых точек всегда на тебя, двойным эхом для репетиции речей.
По дороге в Гюзельюрт много апельсиновых, мандариновых и грейпфрутовых деревьев, в древние времена здесь водились карликовые слоны и бегемоты, а англичане завезли клевер и эвкалипты.
Мы посетили археологический музей и церковь святого Маммаса. Строгая архитектура тёплой церкви, мироточащие мощи, вновь найденные чудотворные иконы, колонны, оставшиеся от храма Афродиты, много цветных сюжетных икон. Христос Воскресе - слышится со всех сторон - Воистину Воскресе… во всех живущих. Аркада, пустой огромный двор перед церковью. Огромная жизнь.
О чём это? Это - о цветке, плывущем по морю, это о жизни на острове, это о соединённости и отделённости, о Целом и Части, это - о первозданности и самостоятельности, это - о стремлении к предельной ясности любых мотивов, это - о вечности, это - о женственности и мужественности, это - о разуме, это - о восхождении. И, конечно, это о Любви.
В аэропорту снова сижу рядом с малышом. На этот раз это девочка, весёлая и любознательная, смотрит серьёзными серыми глазками, как «Катенька» Фешина, будто благословляет на дорогу домой.
Путь домой намного короче. Но и богаче от новых чувств и ощущений - Кипр меня принял!
Пашагина Татьяна Владимировна - член Союза российских писателей.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев