Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ОТКРЫТЫЕ ЗЕМЛИ

По главной улице Америки

Журнал «Казань», № 6, 2015 Идея путешествия на автомашине по Америке появилась после поездки на своём автомобиле по Европе. Назвали идею «проектом 66»: решили проехать по 66‑й дороге Америки, или U. S. Route 66. Это одно из первых шоссе в США известно как Шоссе Вилла Роджера, а ещё как «главная...

Журнал "Казань", № 6, 2015
 
Идея путешествия на автомашине по Америке появилась после поездки на своём автомобиле по Европе. Назвали идею «проектом 66»: решили проехать по 66‑й дороге Америки, или U. S. Route 66.
 
Это одно из первых шоссе в США известно как Шоссе Вилла Роджера, а ещё как «главная улица Америки» или «мать дорог».
 
Шоссе открыли 11 ноября 1926 года. Тем не менее, дорожные знаки отсутствовали до 1927 года, а полное асфальтовое покрытие дорога получила к 1936 году.
 
Шоссе первоначально начиналось в Чикаго, штат Иллинойс, проходило через штаты Миссури, Канзас, Оклахома, Техас, Нью‑Мексико, Аризона и заканчивалось в Лос‑Анджелесе, штат Калифорния, охватывая в общей сложности 3940 километров (2448 миль). Но наша дорога оказалась более длинной, от Атлантического до Тихого океана.
 
Предлагаемые читателям записки - это не дневник автопутешественника с полным описанием всех впечатлений. Просто картинки с натуры, начитанные на диктофон.
 
 
Нью‑Йорк
 
Прилетели в Нью‑Йорк, аэропорт Кеннеди, и на такси вечером доехали до гостиницы «Холидей Инн экспресс» в Манхэттене.
 
Новые технологии, в частности Интернет, электронные билеты, электронное бронирование гостиницы оказались очень удобными. По Интернету смотришь, что забронировать, платишь в электронном виде и устраиваешься.
 
 
В Манхэттене среди каменных и стеклянных громад на узких улицах понимаешь, почему Вилли Токарев пел в своё время: «Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой…».
 
На Пирсе купили билеты по тридцать долларов на человека на двухэтажный пароходик «Американская принцесса», объехали Манхэттен по Гудзонскому заливу, рассмотрели статую Свободы.
Затем спустились в местное метро, сабвей.
 
Вход в любую из станций подземки стандартен и совсем не похож на красивое архитектурное сооружение, как у нас, всё очень просто и без изысков. Грязновато.
 
Крайне сложно разобраться в схеме перемещения. Приехали в центр, погуляли по Бродвею, постояли на Таймс‑сквер. На красном двух­этаж­ном экскурсионном автобусе проехали по городу. Сама экскурсия довольно бестолковая, наушники не работали, развлекал нас по микрофону на ломаном английском языке афроамериканец, который очень экспрессивно рассказывал о Нью‑Йорке, путаясь в фактах.
 
Город сверкал огнями, особенно на Бродвее. Очень крупные рекламные щиты. Много народу, и он очень разный.
 
В общем, «Большое яблоко».
 
Американский английский значительно отличается от настоящего английского, и к нему надо привыкать. Особенно это касается разговора с афроамериканцами, которые упрощают язык, глотают окончания слов и используют сленг. Во время нашего путешествия не только освежил свой английский, но и от души наобщался с разными людьми: американцы очень коммуникабельны.
 
Собираемся в Филадельфию, где заказали в аренду автомобиль, так как цена за аренду там оказалась в полтора раза дешевле. Для поездки туда заказали такси. Это соседний штат.
 
По телевидению предупреждают о том, чтобы не ходили на работу, так как выпал снег, а для них это экстраординарное событие.
 
 
Филадельфия
 
3 марта утром к гостинице на Манхэттене приехало такси с русскоговорящим водителем, которое мы заранее заказали по Интернету. Им оказался еврей украинского происхождения, который в 1996 году эмигрировал в Америку. У них своя кампания, услуги которой, с его слов, востребованы. Человек он оказался очень общительным и рассказал нам о местных привычках поведения на дороге, кстати, информация оказалась полезной.
 
На дорогах машин мало, так как выпал снег. Температура минус пять‑десять.
 
 
Затем по­ехали в Вашингтон. Здесь ещё больше подморозило. Машины убирают снег. Нам сказали, что накануне и се­го­дня по телевизору постоянно предупреждают, чтобы жители сидели дома и не водили детей в школу в целях безопасности, можно попасть в аварию.
 
Понятия зимней резины у них нет, а снег является практически катастрофой. Тем не менее, пока ехали, только в двух местах видели аварии, и то в виде съезда с дороги, а не столкновения, поскольку везде разделительные полосы.
 
В Филадельфии на пункте проката всё оказалось очень просто.
 
Сначала оформили договор, подписали все документы. За стойкой занимался документами мужчина лет шестидесяти, очень доброжелательный и имевший представление о России: пару дней назад он был в Питере в ходе теплоходного круиза, и у него остались очень хорошие впечатления.
 
Мы заказали большую, чисто американскую автомашину, нам такую и дали.
 
Вышли на площадку и были очень обрадованы, когда нам подогнали солидный аппарат GMC JYKON («Дженерал моторс») XL. Эта машина как большой поросёнок, сложно с чем‑то сравнить, у нас таких нет. Типа «Шевроле ТАХО», но джип, а не грузовик. Такой автомобиль у нас можно приобрести по заказам гурманов. Нам также выдали очень толковый местный навигатор «Гармин», который не подвёл в дороге.
 
Аппарат оказался не только большим и приятным, но и достаточно вместительным для комфортного перемещения четырёх человек.
 
Выехав в двенадцать, к пятнадцати часам добрались до Вашингтона.
 
 
Вашингтон
 
В городе лежал снег, машин на дорогах было мало. Как нам объяснили, это было связано с теми же объявлениями по телевизору. А подоплёка их - интересы страховых кампаний, которые заинтересованы, чтобы люди не попадали в аварии.
 
В Вашингтоне устроились в пригороде Арлингтон, как раз там, где находится знаменитое кладбище, на котором захоронены все президенты и другие известные люди США.
 
Вашингтон по сравнению с Нью‑Йорком представляется провинциальным городком с одно‑ и двух­этаж­ными домиками. Здесь очень много официальных учреждений и нет небоскрёбов. Всё очень спокойно и просто. Город зелёный, много деревьев.
 
Устроились в гостинице «Инн оф Виктория».
 
В номерах было прохладно. У американцев нет центрального отопления, только кондиционеры, которые зимой используются как обогреватели.
 
Изучая автомашину, на зеркале зад­него вида обнаружили несколько непонятных кнопок. Нажали на одну из них, и не­ожи­данно с нами сразу же заговорили по‑английски: «У вас проблемы?»
 
Оказалось, в машине встроенный телефон и возможность сразу же через эту кнопку обратиться в арендную фирму по проблемам с автомашиной.
 
 
Ниагарский водопад
 
Вчера проехали почти девятьсот километров от Вашингтона до города Буффало. Дороги пустые. Навигатор показал короткий путь, и мы прогадали, это оказались местные дороги. Выиграв в расстоянии и впечатлениях от сельской местности, мы проиграли в скорости и времени.
 
Ниагарский водопад впечатляет, несмотря на то, что большая часть его замёрзла. Нечто массивное, мощное и очень солидное. Туман идёт. Прямо за рекой начинается территория Канады, но нас туда не пустили.
 
Решили здесь не останавливаться и поехали в сторону Чикаго.
 
На дорогах скучно, никто не хулиганит, не подрезает, все едут ровно шестьдесят пять миль в час, и мы тоже, допуск до пяти миль свыше положенного. Стараемся держаться в потоке. Много треков, грузовых автомашин. На дороге все ведут себя культурно и корректно.
 
В населённых пунктах, которые мы проезжали, в домах нет печных труб, а если они есть, то, видимо, там камины: из труб не идёт дым. Дома непритязательные, небольшие, в основном щитовые, часто снаружи облицованы сайдингом. Похоже, простой народ живёт не очень‑то и шикарно. В деревнях нигде не видели бань у домов, похоже, их здесь нет.
 
Так как это северный штат, лежит снег, люди катаются на снегоходах, даже есть знаки «Осторожно на снегоходе». Утром температура минус двенадцать. Свежо и прохладно.
 
На многих домах заметили достаточно большие звёздочки, где‑то нарисованные, где‑то металлические. Выяснили: в этих домах живут семьи, члены которых либо погибли, либо участвовали в военных действиях. Почти как у Гайдара‑старшего.
 
В каждом населённом пункте перед домами флаги США, и не только перед официальными учреждениями. Патриотизм.
Остановились в городке Эрия.
 
Ещё на стойке ресепшена в разговоре с девушкой обратил внимание на необычный говор, какой‑то гортанный и грубоватый, и даже агрессивный, который подтвердился и в разговоре с барменом.
Никогда не встречался с таким говором.
 
Сам разговор был с сильным юмором и подкольством, в том числе в отношении нашего заказа о двойном виски, который окружающие приняли с одобрением. Заказанный стейк был очень даже неплох.
 
Собираемся в Чикаго.
 
 
Чикаго
 
Вчера целый день ехали. Преодолели около семисот километров. Дороги шикарные. Езда спокойная. Очень доброжелательное отношение на дорогах.
 
Всегда есть возможность остановиться и сходить в туалет, взять с собой кофе или иные напитки. Кофе очень вкусный. Ехали уже по хайвею, а не по местным дорогам. Селений вдоль дорог практически нет. Непонятно, чем занимается местный народ. Местами встречали обработанные поля. Снег лежит. Солнечно, минус шесть.
 
 
Въехали в Чикаго, предварительно заказали гостиницу «Дей Инн сьютс» по букингкому. Вышло долларов по шестьдесят. Объяснение дешевизне стало понятно при заселении: это оказалась семейная гостиница афроамериканцев, не всякий белый будет здесь устраиваться. Нас это не смутило.
 
Континентальный завтрак, который практически ничего горячего не содержал, был очень даже неплох: кофе, сок, булочки и блины с кленовым сиропом.
 
Помыли машину, так как наш аппарат покрылся тем, чем посыпают дороги. Очень удобная мойка‑автомат за семь долларов, даже не выходишь из машины. Прямо как в фильме «Бриллиантовая рука».
 
Устроились в гостиницу рано и решили съездить в центр. Нашли его на навигаторе.
 
Город на берегу озера Мичиган великолепен. Небоскрёбы как карандаши устремляются ввысь. Дороги с большим количеством развилок, доходит до десяти полос и четырёх уровней, успеваешь только слушать навигатор, хотя пару раз и ошибались, но он нас направлял по правильному пути.
 
Никогда не видел таких великолепных дорог, ни в Нью‑Йорке, ни в городах Европы. Экстрим. Настолько продуманны эти развязки и развилки, что трудно представить более совершенные схемы.
В гостиницах свободный вай‑фай, активно используем вибер, звоним по скайпу.
 
 
Ворота в небеса
 
Мы в парке «Миллениум» Чикаго.
 
Здесь привлекает внимание скульп­турное сооружение «Ворота в небеса», или «Ворота в облака», или «Облачные ворота», по‑разному можно переводить.
 
Это надо видеть. Громадная капля непонятно из какого материала, в которой всё отражается.
 
 
Вчера в ресторане «Золотой коралл» мы впервые столкнулись с американской системой «всё включено». Приходишь, платишь и ешь сколько угодно и что угодно. Набор шведского стола очень большой: и рыбные, и мясные продукты, и десерты, всего не перечислишь. Никогда не встречал шведских столов такого большого ассортимента. Пива и спиртного нет. Приходят и объедаются семьями.
 
Вот откуда у них много толстых.
 
 
Дороги
 
Здесь дороги - это «песня для автомобилей». Всё очень удобно. Есть съезды с основной дороги, о чём имеются соответствующие указатели.
 
Везде скорость ограничена семьюдесятью милями, по‑нашему около ста два­дцати километров в час. Допускается превышение на пять миль. Со скоростью семьдесят‑семьдесят пять миль в час весь поток идёт, и никто даже не подумает ехать быстрее.
 
Часто встречаются сообщения, что за нарушение скорости штраф триста долларов, на отдельных участках - двойной штраф.
 
Платных дорог практически нет.
 
Регулярно встречаются центры автопутешественников. Здесь можно заправить машину, перекусить, попить кофе, сходить в туалет и просто отдохнуть. Кофе, кстати, очень вкусный и разный. Стоит около доллара. Хот‑дог - тоже доллар.
 
В штате Нью-Мехико вдоль дорог знаки: «Сообщайте о пьяных водителях по телефону 511». Есть надписи «Не пейте за рулём». И часто встречаются знаки с предложением сообщать о том, что происходит на дорогах, также по телефону 511. Поощряется, по‑нашему, стукачество.
 
Тамошние «гаишники» - настоящие хозяева на дорогах. Встречаются часто на автомашинах, сверкающих всеми мигалками и фарами, как новогодние ёлки, проверяют на обочинах остановленные авто.
 
 
Автомобильный парк
 
Парк машин существенно отличается не только от нашего, но и от европейского. Это среднего класса кроссоверы, и много чисто американского класса машин.
 
Автомобильный парк можно разделить на несколько категорий.
 
Значительная часть автомашин - это траки, так называемые грузовики. В связи с очень большой развитостью автомобильного транспорта все перевозки осуществляются грузовиками разных компаний. Все они сверкают, блестят, бросаются в глаза очень яркие рисунки и надписи. Каждый грузовик имеет своё имя. Впечатление, что это целая каста, со своей нишей. Они ездят по правой стороне дорог с ограничением скорости: на десять миль меньше, чем для обычного транспорта.
 
Наверное, следующие по значимости - это мини‑грузовики. У них двойные колёса сзади. Они возят большие траки, дома на колёсах. Сами по себе достаточно большие. Тоже хорошо обустроены. Почему‑то у нас машин такого вида почти нет, может, только «газели» подходят под этот класс.
 
Основная часть машин - так называемые «американцы», на одном из которых ездили и мы. У нас в стране этот класс представлен всего лишь «Шевроле ТАХО».
 
Значительная часть машин - как наши кроссоверы. Очень востребованы. Седанов поменьше, но тоже встречаются. Тем более что в Америке есть и свои фирмы («Бьюик»).
 
Много автомобилей «Мустанг», кабриолетов, особенно в южных штатах. Низкопрофильная резина, низкий клиренс.
 
Все эти машины делаются под американский рынок, они значительно отличаются от наших: либо иные по форме, либо более округлые, более тяжеловесные. Все автомашины снабжены круиз‑контролем.
 
Конечно, есть и мотоциклы. Не так много, как в Европе. Большей частью это раритеты.
Обычно ездоки, так же как и у нас - рокеры с длинными волосами на «Харлей Дэвидсонах». Утром увидели сзади женщину на мотоцикле: волосы белые развеваются, без шлема. Вроде молодая. А начали обгонять - старушка за шестьдесят.
 
На дорогах встречаются и старые, раритетные машины. У них это принято, это престижно. Такие авто стараются содержать в порядке, на них ино­гда куда‑то выезжают. Поэтому у каждой семьи здесь по две‑три машины.
 
Автомобили - основное средство передвижения. Общественный транспорт в виде автобусов или иных транспортных средств не развит. Их практически нет. В Сан‑Франциско мы видели трамваи, в том числе канатные. Канат, который расположен внизу, тянет трамвай.
 
Ездят на авто все, начиная от молодых и заканчивая стариками за восемьдесят лет, которые еле‑еле передвигаются, но на машине активны и резво держат скорость.
 
Гостиницы примерно одинаковые, большие кровати, одна или две, холодильник, кофеварка, туалет и душ, всё для удобства. Сегодня - гостиница «Арборс сьютс», примерно за шестьдесят пять долларов.
 
 
Техас
 
Мы в Техасе.
 
Только что посетили «Биг Тексан», очень известный стейк‑хаус, ресторан на въезде в Техас. Прекрасная организация работы ресторана, фактически конвейер, и начинается с того, как рассаживают.
При входе очень интересно встречают. Девушка за стойкой спрашивает: долго ли будете? Я не сразу понял, к чему вопрос, и сказал, что мы у вас первый раз и надолго ли, пока не знаем. Девушка предлагает подождать десять‑пятнадцать минут. Спрашиваю: очередь? Нет. Даёт нам жетон с лампочками размера подстаканника и объясняет: когда ваша очередь подойдёт и освободится столик, жетон вас предупредит, а пока походите и посмотрите. Не прошло и пяти минут, пока мы разглядывали сувениры,- жетончик заверещал, лампочки загорелись; мы вернулись к стойке, и нас проводили за столик.
 
Много народу. Обслуживают в ковбойских одеждах. Сами стейки громаднейшие, одному такой съесть сложно.
 
Между рядами ходят несколько старичков с банджо и гитарами и по заказу исполняют песни в стиле кантри. Мы тоже заказали.
 
Здесь интересный конкурс - кто сможет съесть двухкилограммовый стейк в течение часа. Сфотографировали мужчину, который согласился участвовать в конкурсе. Посетители делали ставки, но мужик свой стейк всё‑таки съел. Кто не справляется - платит сто долларов.
 
Ну, вот мы и в сердце Америки. Штат Техас. Устроились в гостинице «Люксори», но ничего люксового нет. В номерах не оказалось кофеварки. Завтрак тоже был плюшевый.
 
Посетили бар, где расположено всё, что связано с дорогой 66.
 
Как в музее. На стенах висят фотографии дороги. Между рядами также ходили три старичка‑музыканта, которые долларов за десять исполняют чёрный блюз.
Мы не впервые встречаемся с тем, что люди пенсионного возраста работают: таксист оказался старичком‑бодрячком, музыканты, которые вчера пели, тоже были в возрасте.
 
 
Нью‑Мехико
 
Проехали Техас и пересекли границу Нью‑Мехико. Природа резко изменилась. Впечатление, что здесь степь. Ландшафт как в Саратовской области, когда едешь на юг. Но здесь природа сочнее. Красиво выходило солнце, прямо сзади нас. Видно было, как светило медленно появляется из‑за горизонта. Очень необычный рассвет. Выехали мы рано, и машин на дороге почти не было.
 
Погода в Нью‑Мехико как у нас в Крыму. И природа такая же. Гористая местность с небольшими деревьями.
 
По пути посетили индейский городок.
 
Здесь был магазин резервации индейцев, в котором продавались сувениры, изготовленные индейцами. Есть интересные поделки, но всё дороже, чем в обычных сувенирных магазинчиках.
Здесь же в небольшом киоске продавали фрай‑брэд, индейский хлеб, который аборигены тут же выпекали. Сложно передать вкус, нечто среднее между нашим лавашем и блином.
 
В резервациях живут индейцы племени наваха.
 
Пообедали в придорожном мексиканском кафе. Очень вкусно, только остро. Необычным был суп с фрикадельками, хотя супы нам попадались редко.
Это, видимо, связано с тем, что недалеко находится Мексика, а мы сейчас в Аризоне.
 
 
Лас‑Вегас
 
Добрались до Лас‑Вегаса. Город сверкает огнями.
 
В гостинице «Стратосфера» устроились по очень разумной цене, вообще здесь очень низкие цены. Из номера на девятнадцатом этаже как на ладони весь город.
 
Поехали в первую очередь на шопинг, так как наши женщины начали предъявлять претензии по этому поводу. Комплекс разных магазинов, или, как его называют, аутлет, находился за городом. Там можно ходить целый день.
 
Везде - скидки, при покупке второй вещи скидка достигает пятидесяти процентов на второй товар. Тут же можно поесть, попить кофе, но никакого спиртного, даже пива нет. Огромная парковка.
Вернувшись в гостиницу и поужинав, решили пойти в казино, которое находится здесь же, взяв с собой только по сто долларов.
 
В казино на первом этаже - и игровые автоматы, и столы, и рулетка. Всё для игры. Не обязательно покупать специальные жетоны, автоматы берут и деньги. Как новичкам нам сначала повезло, я даже выиграл шестьдесят семь долларов. Но потом стали проигрывать. Здесь же наливают и подносят спиртное, только играй. Кстати, напитки бесплатно только для играющих. Часа за четыре наши сто долларов проиграли. Хорошо, что мы люди не азартные.
 
 
Дамба Гувера и мост Майка О'Каллагана
 
Недалеко от Лас‑Вегаса, где‑то в пятидесяти километрах, на реке среди гор находится очень интересное гигантское инженерное сооружение - дамба Гувера. Её построили по решению тридцать первого президента США.
 
Много народу. Сюда специально приезжают посмотреть: массивная дамба, интересные смотровые площадки, естественно, гидроэлектростанция. Очень красивые виды. Удачно расположены парковочные места: можно спокойно поставить машину, сделать фотосессию.
 
Здесь же находится мемориальный комплекс, посвящённый мосту Майка О'Каллагана - Пэта Тиллмана через реку Колорадо. Строительство его велось девять лет и было закончено в 2010 году. Он назван в честь губернатора штата Невада и бывшего популярного игрока в американский футбол из штата Аризона, который после терактов 11 сентября 2001 года стал «рейнджером» армии США и погиб в горах Афганистана. Очень интересный железобетонный мост с самой длинной железобетонной аркой в Западном полушарии вместе со всеми стальными конструкциями весит две тысячи тонн.
 
 
Отношение к инвалидам
 
Всё приспособлено для инвалидов‑колясочников. Не только съезды с тротуаров для пересечения перекрёстков, не только специальные парковочные места (кстати, при парковке туда очень большие штрафы).
 
В магазине при каждом входе‑выходе слева на уровне пояса большая кнопка, при нажатии на которую двери для инвалида‑колясочника открываются автоматически. Всем остальным приходится тянуть и открывать.
 
 
Утро в Пейджи
 
С утра выехали на Большой Каньон. Но дорога оказалась не такой простой, шестьсот километров. И часть её была по серпантину.
 
Серпантины очень удобные, но Большой Каньон нас пустил не сразу. Две дороги оказались закрытыми.
 
В связи с этим мы доехали до Пейджа. Это городок около каньона. Устроились в мотель, поставили машину.
 
Неописуемая красота гор поражает. Таких гор у нас на Кавказе нет, они совершенно другие. Цвета меняются, и, что интересно, в зависимости от времени дня и освещения. Горы лавинообразные, как будто с подтёками.
 
Справедливо утверждал Владимир Семёнович: «Лучше гор могут быть только горы».
 
 
Гранд‑Каньон
 
Мы на Гранд‑Каньоне.
 
Никогда не видел такого интересного места. Глубина, мощь, массивность. Красотища. Ярко светит солнце. Камни разных цветов и оттенков: коричнево‑бордовые, серые, красные. И - необычной формы.
 
Каньон - величественный, с очень большим чувством собственного достоинства. Это ущелье. Как говорят, тоже горы - только не вверх, а - вниз. Такая же глубина.
 
Много туристов. И свои, и японцы, китайцы. Все снимают. Парк ухожен. Специальные смотровые площадки, приспособленные для того, чтобы подъехать, оставить машину и делать снимки.
 
 
Алкоголь
 
В Америке непросто с алкоголем.
 
Государство по‑своему беспокоится о здоровье нации, в связи с чем в отношении алкоголя, а также и в отношении курения проводится государственная политика.
 
Во всех магазинах, в том числе и работающих двадцать четыре часа в сутки, куда мы заходили, есть большой выбор обычного вина за разумные цены. Самые разные сорта пива местного и импортного. Но нет крепкого спиртного - виски, ликеров, водки, текилы…
 
Существуют специализированные магазины, которые имеют лицензии для продажи спиртного. Тем, кто не является местными жителями, найти эти магазины не просто.
Когда мы в Сент‑Луисе зашли в продуктовый магазин и спросили, где здесь рядом продают спиртное, нас проводили до угла и неодобрительно посмотрели.
 
 
Национальный парк «Секвойя»
 
Мы в на­цио­наль­ном парке «Секвойя», рядом парк «Королевский каньон».
 
Секвойя - это такие большие деревья. Символ Калифорнии. Когда въезжаешь в их сказочный лес, кажется, что попадаешь в обиталище великанов. Среди обычных больших корабельных сосен вдруг появляются гиганты. И человек на фоне их кажется букашкой.
 
Мы долго добирались сюда. Километров двадцать - серпантин. Местность такая же, как в нашем Сочи. Сами повороты значительно круче. Дорога шикарная. Передвигаемся медленно, везде предупреждения. Площадки для осмотра.
 
Эти необычные деревья живут очень долго. Дереву «Генерал Шерман», получившему название в честь героя гражданской войны в США, предположительно 2400 - 2700 лет. По объёму оно является самым большим деревом на планете, а также самым крупным и самым тяжёлым живым организмом на Земле.
 
 
Сан‑Франциско
 
В Сан‑Франциско в первую очередь приехали на пирс № 39. Поставили машину на стоянку на пятом уровне (этаже).
 
Интересно смотреть на морских котиков, которые здесь поселились и лежат на понтонах. Поели мороженое, которое считается самым вкусным в мире.
 
Город солнечный. Мост «Золотые Ворота» издалека не виден, он пока весь в тумане. Сфотографировали остров Алькатрас, где расположено необычное легендарное сооружение - тюрьма, ставшая музеем.
 
 
Санта‑Барбара
 
Переночевав в городке Санта‑Крус, по­ехали по 101‑й дороге в сторону Лос‑Анджелеса. Держим путь в Санта‑Барбару.
 
Дорога красивая, вдоль гор, с другой стороны временами появляется океан. Постоянно встречаем испанские названия: Санта‑Моника, Санта‑Крус, Санта‑Барбара, Санта‑Мария. Калифорния в своё время принадлежала Испании, и испанские миссионеры распространяли здесь христианство, строили миссии. Вдоль дорог через каждые три‑четыре километра висят на шестах большие колокола.
 
Очень необычно.
 
На хайвеях через каждые три мили стоят телефонные ящики для экстренного вызова: если что‑то случилось, можно позвонить - и приедут забрать машину, помочь ещё чем‑то.
 
Санта‑Барбара - действительно комфортное место для проживания. Кроме того, что город красивый, он ещё аккуратный и чистенький. Много магазинов. Город считается одним из дорогих. Мотель, который мы заказали, тоже дороже раза в полтора, чем в остальных местах, где мы останавливались.
 
Если бы не айпад и Интернет, а также букингком, то сложно представить, как заказывать гостиницы, выбирая то, что тебе нравится.
 
Наша гостиница была буквально в квартале от океана. Так как ближе к Лос‑Анджелесу влияние испаноговорящего компонента чувствуется значительно больше, естественно, и надписи в магазинах - как по‑английски, так и по‑испански. Много бывших мексиканцев, переехавших сюда.
 
Даже не говорящие по‑английски мои попутчики обратили внимание на то, что в разных местах - разный английский говор. На севере, в городе Эйрия около Ниагарского водопада, был гортанный, сложный говор, в Чикаго и потом в местностях Мехико - какой‑то «плюгавый».
 
Здесь же говор совершенно иной, более резкий, чёткий. Сама манера разговора совершенно иная. Для меня стало открытием, что в разных штатах разный говор. Как и у нас, нижегородский отличается от московского.
 
Страна очень большая и, естественно, разная. Здесь вот и сами дома значительно богаче и больше по сравнению с теми щитовыми домиками, которые в основном преобладают в Америке. Хотя тоже не везде небоскрёбы, большей частью одно‑двухэтажные здания.
 
Устроившись в гостинице, прогулялись до океана, окунули ноги. Вода шумит, величественный океан светится огнями.
 
В ресторане заказали ассорти из морепродуктов. Отдельно такого блюда не было, но шеф‑повар с учётом того, что русские захотели попробовать, пошёл нам навстречу и семь‑восемь видов рыбы приготовил, подал.
 
Калифорния - это сельскохозяйственный штат, много обработанных полей. Люди на полях работают, то ли жуков колорадских собирают, то ли ещё что‑то делают. Много разной техники. Поля аккуратные, по ниточке, и виноградники, и апельсины растут, и виктория, которую мы на въезде в парк попробовали. Уже появился первый урожай клубники нынешнего года, ягоды не очень сладкие, но большие, аккуратные, красные. Так же как и помидоры, очень сочные.
 
Продаются в деревнях прямо около небольших магазинчиков, на улицах. Купили апельсины, лимон.
 
Много виноградников. Ряд графств, через которые мы вчера проезжали, на этом специализируются. Так и написано: «Виноградная страна». Местное вино популярно, и вчера в ресторане мы заказали Pinot. Официант оказался очень разговорчивым, объяснил, что специфический вкус вина возникает в связи с тем, что рядом находятся горы, которые не позволяют холодному воздуху с океана обдувать виноградники. Вино вкусное. Попробовали вместе с морепродуктами. Разговор с официантом получился очень доверительным, и он впридачу принёс нам по кусочку рыбы‑пилы.
 
Здесь развита общественная жизнь.
 
Вчера в Санта-Барбаре было видно через светящие окна, что в некоторых зданиях проходили собрания, читались лекции. В самой Санта‑Барбаре, когда мы были в центре, по тротуару проходила большая процессия ирландцев - День святого Патрика отмечали. Шли с плакатами, в масках, нарядных больших шапках, стучали в барабаны, все смеялись. С чем‑то к нам обращались, когда мы на них смотрели. Такое у нас не часто встретишь.
 
Штат Калифорния считается наиболее демократичным и терпимым в смысле морали, в самом Сан‑Франциско было заметно, что парочки мужчин ходят вместе, ездят на машинах либо сидят вдвоём.
 
Демократичность чувствуется и в езде.
 
Если в других штатах допускалось превышение скорости на пять‑семь миль в час, то здесь запросто едут с превышением в десять‑пятнадцать миль.
 
Впервые увидели и побитые машины. Хотя ни одной аварии пока на дороге не видели. Отношение к закону проще. Но вместе с тем часто встречаются надписи: «Докладывайте о пьяных водителях». Мы подшучиваем насчёт того, кто и как из участников движения определяет, пьян водитель или трезв.
 
Вчера останавливались по пути для шопинга. Очень большие комплексы магазинов за городом. Хорошо устроена система парковок, пешеходов везде пропускают. Заходили в магазин системы «Розес». Купили джинсы по двадцать долларов, настоящие мексиканские. Сами американцы практически ничего не производят, сделанные ими товары встречаются очень редко. Есть бутики с брендовыми вещами и супермаркеты: тут и продукты, и галантерея, косметика, одежда. Приезжают семьями, видимо, на целый день. В одном из супермаркетов на входе нас спросили, не члены ли мы их клуба: шла оптовая продажа и распродажа по праздничным дням.
 
 
Universal studios
 
В Лос‑Анджелесе посетили Universal studios. Это целый парк: сценические площадки, искусственные дома, магазинчики, трамвайчики, аттракционы. Всё, что связано с кино.
 
В комнате страха от души прокричались, испугавшись привидений, которые внезапно появляются. Артисты‑звери показывали трюки. В пирамиде Хеопса нас посадили в тележки, пристегнули, и мы, трепеща от страха, двигались и влево, и вправо, и вверх.
 
Аттракцион 3D - вообще что‑то невообразимое. Тоже со всех сторон пристёгнут, надеваешь очки, и ощущение - что это реальность. Робокопы, война миров и всё такое прочее. Очень впечатляет!
 
 
Санта‑Моника
 
С утра поехали в Санта‑Монику, посетили известный его пирс и позавтракали в креветочном ресторане Bubba Gump, созданном в честь известного фильма про Форреста Гамбла. Здесь, естественно, самые вкусные креветки и рыба на соусе лобстера. Кто‑то купается, кто‑то прогуливается. Впечатление такое, что никто не работает.
 
 
Последний день в Лос‑Анджелесе
 
Сегодня последний день в Лос‑Андже­лесе. С утра поехали на «золотую милю», или Аллею славы, как ещё называют это место. Оставили машину на парковке на улице, заплатили за два часа и пошли пешком по бульвару Голливуда.
 
Дошли до Китайского театра, где происходит вручение «Оскара».
 
Улица кишит туристами. Все высматривают звёзд, известных актёров.
 
Мы по пути встретили Рональда Рейгана.
 
У самого Китайского театра увидели отпечатки рук и стоп известных актёров и актрис. Нашли отпечатки Мэрилин Монро, как написано, «всегда блондинки», Софи Лорен и других знаменитостей.
На улице плюс двадцать пять, солнечно и даже жарко.
 
 
Отношение к детям
 
К детям в Америке повышенное внимание.
 
Я уже не говорю о школьных автобусах жёлтого цвета, которые обращают на себя внимание. Их сложно обгонять, нельзя за ними пристраиваться. На дорогах, когда проезжаешь населённые пункты, где расположены школы, сразу видишь предупреждающие знаки об ограничении скорости.
 
 
Аэропорт Лос‑Анджелеса
 
Ну, вот мы и в аэропорту имени Тома Брэдли. Это мэр города с 1973 по 1993‑й. Комплекс аэропорта очень большой, пятый в мире по величине. Комплекс очень большой.
 
С утра сдали машину. Что удивительно, её практически не осмотрели. Подошли с небольшими, как телефоны, компьютерами, считали то, что нужно, глянули, ключи и навигатор забрали и сказали: «Спокойной дороги».
 
Мы проехали через штаты: Нью‑Джерси - Филадельфия - округ Колумбия - Мэриленд - Пенсильвания - Огайо - Иллинойс - Миссури - Оклахома - Нью‑Мексико - Аризона - Невада - Калифорния.
 
8370 километра.
 
Средний расход бензина получился тринадцать литров на сто километров. «Скушали» чуть больше тонны.
 
Кстати, за всю дорогу мы ничего не нарушили, и нас ни разу не останавливала дорожная полиция.
 
Гуд бай, Америка!
 
 
 
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев