Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ОТКРЫТЫЕ ЗЕМЛИ

Рассказываем о россыпях талантов

Журнал «Казань», № 2, 2018 Знакомим читателей с ещё одним победителем X Всероссийского конкурса «Многоликая Россия». В номинации «Цикл телесюжетов» победил телеканал «Городец-ТВ» из Нижегородской области.

Городец - старейший город Нижегородской губернии. В нём проживают около тридцати тысяч человек. Его часто называют младшим братом Москвы - у городов один отец-основатель, князь Юрий Долгорукий, только Городец на пять лет младше столицы.

Жители Городца гордятся не только своей богатой историей. Здесь восстановили Феодоровский монастырь, где завершил свой земной путь Александр Невский, сохранили архитектурный облик старого города, его традиции и промыслы. Так что это настоящий Город мастеров.

Городец - единственный город в области, где есть музейный квартал. Восемь музеев расположены в старинных купеческих особняках, в них собрано множество экспонатов, это кладези исторических фактов. Журналисты рассказывают не только о новых выставках, но и об истории экспонатов.

А весной и летом Городец становится столицей многих творческих фестивалей! На фестиваль «Мастеров народных братство» съезжаются народные умельцы не только из Поволжья, но и из других областей и республик России. Можно не только увидеть, как пекутся городецкие пряники, плетётся балахнинское кружево, но и купить архангельские валенки, татарское национальное блюдо чак-чак, башкирский мёд… Всё многообразие народных промыслов нашей многонациональной России можно увидеть на улицах маленького провинциального городка! А на фольклорно‑этнографическом фестивале «Зелёные свитки» заслушаешься песнями разных народов России, поразишься красотой национальных танцев и обрядов, изготовишь традиционные сувениры. И об этом мы тоже рассказываем в своих репортажах и фильмах.

Коллектив нашей телерадиокомпании небольшой - шесть творческих работников. Но успеваем делать еженедельный шестичасовой телеэфир, радиопрограммы - информационную, развлекательную, спортивную и другие. В основном всё собственными силами. Потому что любим свою работу, свой город. И хотим, чтобы о самом интересном и красивом в жизни нашего города узнали не только земляки, но и те, кто живёт в других краях страны.

Помазова Светлана Анатольевна - директор Городецкой телерадиокомпании.

Куклы в арт-галерее «На Троицкой»

Мышка Мишель, граф Вишенка, Василиса Премудрая... Если бы куклы Ирины Дружаевой могли говорить, они бы рассказали много волшебных историй. Одна из которых была бы обязательно об их создании. Рождение каждого образа сродни вынашиванию ребёнка, сказала городецкая искусница на презентации своей выставки в арт-галерее. Чтобы идея обрела реальные очертания, порой уходят многие месяцы. И только она знает, сколько сил и времени вложено в сказочных героев, что бы у них была выразительная мимика, гармонично сочетались ослепительные наряды и аксессуары.

Лариса Кафарова, начальник управления культуры и туризма администрации Городецкого района:

«Я очень люблю кукол. А так их делать - просто фантастика! Восхищена талантом их создательницы, она умеет находить радость в совершенно неожиданных вещах. Мы проходим мимо, а она видит».

Наталья Приваловская, мастер городецкой росписи, член Союза художников России (Городец):

«Я знаю, как сложно создать образ. Ещё одеть. Поскольку Ирина Дружаева ещё и писатель, у кукол всегда интересны выражения лица, глаз, она подумывает каждую чёрточку лица, костюма».

Ирина Дружаева, директор арт‑га­лереи «На Троицкой»:

{gallery}kukly1{/gallery}

«Куклы - это окно в мир детства, когда всё казалось волшебным и мы верили в чудо. Сами куклы - маленькое чудо, и неживое, и живое... Такая вот двойственность. В детстве мы играем в куклы, потом взрослеем - и всё равно с ними не расстаёмся. Потому что кукла - это образ, произведение искусства, и она остаётся с нами уже как авторская коллекционная».

А началась авторская коллекция Ирины с обаятельного кота-казначея. Вообще, усатых-полосатых в ней много, в самых разных образах. Полный достоинства трубочист в белой манишке. Галантный, с иголочки одетый пожилой кавалер. Знаменитый булгаковский кот Бегемот, вальяжный и импозантный. Кстати, это копия - оригинал находится в музее Булгакова в Москве. Рядом с героем легендарного романа - целое семейство других удивительных созданий. Глядя на них, начинаешь сомневаться, а куклы ли это? Кажется, они вот-вот оживут, заговорят или начнут заниматься своими кукольными делами, проявляя неповторимые характеры, интересы и привычки.

Центральное место на выставке занимает своеобразный триптих Кащея, наполненный глубоким философским смыслом. На его создание ушло три года. Первый образ - это время страстей, с символическими атрибутами - жестокости, любви к власти, алкоголю, деньгам. Второй Кащей олицетворяет бремя вечности.

Ирина Дружаева:

«Видно, Кащей всех потерял, вокруг пустота, и он думал-думал - и возник третий образ - «Ветер перемен». Кащей сидит на мотоцикле, он - рокер, революционер, который ничего не боится, на футболке - Че Гевара».

На презентации выставки Ирина Дружаева представила свою новую книгу «Змеиный царь. Сказы лесного Заволжья», это уже двенадцатый её сборник. В основу книги легли краеведческие заметки, легенды и предания о Городце и лесном ветлужском крае, откуда родом писательница.

Серафима Лебедева (Городец):

«Человек, который прочитает книжку, поймёт, что такое Россия. Кто такие люди русские, российские. Что мы ценим, что любим, что готовим - не только для себя, но и для будущего поколения - для детей. Книгу надо обязательно прочитать не только детям, но и взрослым. Молодец, Ирина Валентиновна!»

Ирина Дружаева:

«Я постаралась использовать речь, которой разговаривала моя бабушка, мои знакомые деревенские. Здесь и литературный язык, и в то же время народный».

Книги, сюжетные глиняные картины, а теперь ещё и авторские куклы стали ещё одной визитной карточкой мастерицы и её художественной галереи. И хочется не спеша, без суеты окунуться в атмосферу гармонии и красоты, хотя бы ненадолго вернуться в яркое беззаботное детство…

О культуре пития

«И я там был, мёд, пиво пил» - такое говорящее название подобрали сотрудники музея «Дом графини Паниной» в Городце для новой выставки, которая рассказывает о культуре пития на Руси.

Тамара Фролова, заместитель директора Городецкого историко-художественного музейного комплекса:

«Идея выставки - рассказать не о русском пьянстве, а о том, что русский народ был сдержан в этой стороне своей жизни. Очень долгое время на Руси вообще не знали крепких алкогольных напитков, знали мёд, пиво, очень лёгкие хмельные напитки, на основе солода, на основе хмеля».

Посуда для таких напитков была в основном деревянной. В одних напитки хранились, в других подавались на стол. К примеру, из скобаря с маленькими ковшиками пивом угощали, когда собиралась большая кампания. Позднее на Руси появилась и металлическая посуда - квасники, чарки, кунганы, братины.

Тамара Фролова:

«Ну вот, например, братина - это чаша, которая стояла на столе во время пира, празднества, и каждый брал эту чашу, чуть-чуть из неё отпивал, и её передавали по кругу, поэтому и такое название - братина. Её очень богато украшали узорами, надписями со специальным значением про какие-либо напитки. А вот яндова - сосуд, похожий чем-то на братину, но с носиком. Хозяйка с ним выходила, разливала гостям по их кружкам какой-либо напиток и уносила. Поэтому богато яндовы не украшали, на стол ни в коем случае не ставили».

Особое место на выставке отведено трактиру. Таких питейных заведений в Городце несколько веков назад было довольно много. В них соблюдался особый церемониал еды. Закуски были и для богатых, и для бедных. И в каждом трактире обязательно бесплатно подавались хлеб и солёные огурцы, чтобы посетитель сильно не напился.

Тамара Фролова:

«За этим следили очень внимательно. Например, в Городецком купеческом дворе XVII века были строгие правила. Если присматривавший там за порядком видел, что кто-то сильно напивается, его отправляли оттуда, чтобы «не доходил до кондиции». Женщинам в эти заведения вход вообще был запрещён. Это подтверждено документальными сведениями о нашем питейном заведении».

А вот уже совсем другая история и другая эпоха. Её атрибуты на выставке - самогонный аппарат, большие бутыли, плакаты, витрины продукции советских времён. На них лимонный ликёр, водка, спирт. Всё настоящее, сохранившееся с того времени. И талон - яркое подтверждение того, что товар этот был довольно дефицитным. Здесь же можно увидеть и советскую пивнушку.

Культура пития - это не только алкогольная тема. Не только горячительные, но и горячие напитки. Предшественником чая, который на Руси появился только триста лет назад, был сбитень - напиток из воды, мёда и пряностей. А продавал его сбитенщик. Такой человек на улицах дореволюционной России был далеко не редкость.

Тамара Фролова:

«Обычно продавали этот напиток зимой, подавали его горячим. Он согревал. У сбитенщика была специальная посуда - маленькие гранёные стаканчики. В них наливали жидкость, и пальцы не обжигались. И калачик. Очень много воспоминаний сохранилось: купишь такой калачик, а он уже на морозе замёрз, окунёшь его в сбитень - и вкуснее лакомства, кажется, не придумаешь».

Ещё одна диковина - сосуд под названием шутиха. Изделие наших земляков, смиркинских умельцев. Чтобы пить из него и не облиться, нужно знать его секрет.

Тамара Фролова:

«На рынке были две цены: одна - за шутиху саму, а вторая - за то, чтобы гончар рассказал тебе секрет, какое из отверстий надо закрыть, дабы не облиться. Даже надпись могли сделать по кругу сосуда: «Напейся - не облейся».

Все экспонаты на выставке - из собственного собрания музеев Городца. По ним можно проследить не только культуру пития на Руси, но и узнать об обычаях и традициях русского народа, взглянуть по-новому на его повседневную жизнь в разные времена. По словам музейщиков, выставка имеет огромный успех, вызывает восторг и неподдельный интерес посетителей.

«Мастеров народных братство»

Россыпью талантов умельцев из многих уголков страны в очередной раз удивил городчан и гостей фестиваль «Мастеров народных братство», который проходил в Городце уже шестнадцатый раз. Он был посвящён 170-летию городецкой росписи, одного из древнейших промыслов Нижегородчины, и 80-летию предприятия, на котором выпускают знаменитые расписные изделия. Сегодня благодаря неравнодушным людям, влюблённым в своё дело, городецкая роспись живёт, хотя и испытывает не самые лучшие времена.

Александра Соколова (Городец):

«Осталось мало художников и в иконописи, и в лаборатории, и в цеху. Молодые не приходят, это ведь очень трудное занятие. Чтобы стать мастером, нужно учиться всю жизнь».

Более полувека посвятил любимому творчеству и другой участник фестиваля. Михаил Грацюк с раннего детства занимается лозоплетением, и говорит, никогда не променяет своё ремесло ни на какое другое. Даже более доходное.

Михаил Грацюк (Семёнов):

«Плету лозу лет с десяти. Помогал родителям, а когда подрос, занимался лесным делом. Потом опять пошёл спрос на корзинки, и вот начали мы плести. И начали уже по-крупному. Уже почувствовали вкус. Можно с этим выжить, даже жить».

Одни мастера виртуозно владеют вязальным крючком и швейной иглой, другие - красками и кисточкой, третьи, как братья Карпеевы из Выксы, подчинили своей воле непокорный металл. В шутку говорят, недалеко то время, когда сумеют и блоху подковать. А пока удивляют кузнецы другими изделиями, как миниатюрными, так и ростовыми.

Алексей Карпов (Выкса):

«Всё кованное. Куём руками. Выкса - это город железной розы, поэтому у нас во всём преобладают розы. А почему именно это ремесло выбрали? Потому что оно - в основе всего. Мороз вот - тоже кузнец. Поэтому самим стало интересно попробовать, как это - справляться с железом. Вроде ничего, справляемся. Люди говорят - хорошо».

Николай Шумилов (посёлок Сокольское):

«Сами мы из Сокольского. Год назад приехал я сюда, так получилось. Набрал мальчишек, начал с ними заниматься мебелью. Очень хорошо делаем дома, очень красиво, потому что я много учился. Побывал и в Америке, и в Германии, и в Испании. Только лучше, чем наши старики, именно сокольские - те, что работали на лодочных станциях, делали шлюпки - никто мастерством не владеет. Они были, конечно, профессионалы. И очень хочется мальчишкам, которых набрал, опыт и навыки передать, а потом уже трава не расти».

Жанна Солнцева (Нижний Новгород):

«Специально ремеслу мы не учились, но осваивали практики восстановительной медицины. Проводим совместно с Нижегородским онкологическим центром мастер‑классы для детишек, которые лечатся в больницах от рака и которые выздо­ровели. Вместе с Городецким детским домом мастер-класс проводили. Ребята очень здорово воспринимают работу с различными материалами, и каждый раз получается что-то новое, интересное. Здесь нет каких‑то жёстких правил, фантазия включается. Когда ребёнок занят творчеством, у него меняется состояние души».

Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области:

«Столько приезжает мастеров, чтобы поделиться своими секретами, что глаза разбегаются от этой красоты, дух захватывает от глубоких впечатлений, когда видим, что красота из глубины веков, от предыдущих поколений идёт к нам. И самое главное, что здесь, на Городецкой земле, видим современное прочтение традиционных технологий. Создаются уже предметы обихода сегодняшнего времени».

На фестивале «Мастеров народных братство» в Городце впервые прошёл слёт социальных предпринимателей. Его участники поделились опытом работы, обсудили проблемы, в том числе связанные с развитием бизнеса.

Юлия Жигулина, исполнительный директор фонда «Наше будущее», организатор слёта социальных предпринимателей (Москва):

«Слёт - это точка притяжения всего самого дорогого, самого доброго, что накопила история, и предприниматели с большой любовью передают друг другу своё мастерство. А чтобы их предприятия развивались и процветали, важно научить их зарабатывать. Научить продавать свою продукцию не только на ярмарках, которые случаются эпизодически, но наладить постоянный сбыт».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев