Логотип Казань Журнал
ОТКРЫТЫЕ ЗЕМЛИ

Трёхчасовое путешествие в Нижние Вязовые с Аделем ХАИРОВЫМ

Пророк Мухаммед сказал: «Тому, кто построит мечеть даже с размером гнезда куропатки, Всевышний построит дом в Раю».

Живописные пейзажи вдоль дороги.

Красота из окна машины

С высоты Займищенского моста с игрушечными пароходиками и катерами, проплывающими внизу, открывается свистящий вид на речные просторы и меловые утёсы, заросшие лесами. Слева среди зарослей можно заметить «Пряничный замок» — здание бывшей паровой мельницы, в котором во время войны располагалась эвакуированная кондитерская фабрика имени Бабаева. Говорят, выпекали здесь таящие во рту медовые пряники с глазурью ещё по дореволюционным рецептам. Часть продукции отправляли на фронт красноармейцам. 
Переправившись через Волгу, справа увидим безымянную мечеть для путников (увы, никакой информации о ней я не нашёл). Тонкостью минарета и изяществом она напоминает Азимовскую мечеть в Казани. 
Далее дорога идёт в гору, а после Набережных Моркваш начинает устремляться вниз. Справа остаются «Свияжские холмы» с альпийскими шале на склонах, ещё немного — и откроется панорамный вид на храмы острова-града Свияжск. 
Перед мостом через Свиягу голубеют заводи с осокой и манят искупаться, но мы летим дальше — мимо Исаково и этнографической деревни «Татар авылым», мимо Протопоповки — в Нижние Вязовые, чтобы взглянуть на новую мечеть «Буляк». 
Но «летим» медленно, в дороге машина ломается, и выясняется, что ожидавшие нас представители администрации уехали в Казань... Отправляемся на поиски мечети самостоятельно. Местные жители показывают дорогу. Собственно, она здесь одна. Не заблудишься. Мечеть проглядывает издали сквозь густую зелень, а с противоположной стороны белеет старинная Троицкая церковь, возведённая в 1735 году.

Новая мечеть «Буляк» на границе Верхних и Нижних Вязовых.

Её роскошь в скромности
Уже двери мечети запирали на замок, собираясь расходиться, но мы всё же успели! Нас встретили старший по мечети Рашид Фахрутдинов и прихожанин Ренат Замалетдинов. Внутри мечеть — сама скромность. Ничего лишнего. Из «роскоши» шамаили, вытканные канителью, да витражи с изображением райского сада. Просторный молельный зал, заполненный светом. Здесь есть всё необходимое для совершения молитвы: намазные коврики, тюбетейки, чётки, полка для священных Коранов, ниша в стене — михраб, указывающая направление на Каабу, минбар в виде лестницы в небеса, это — кафедра для хазрата. Во время богослужения он с предпоследней ступеньки читает Коран и обращается к верующим с наставительной речью…
— Для Аллаха неважно, какая мечеть, где правоверные совершают намаз и воздают хвалу Всевышнему: из камня или дерева, большая или маленькая. Она должна быть скромной, без излишеств. Это место, где верующие собираются для совместной молитвы и проведения обрядов. Главное украшение любой мечети — молитва! — так считает Ренат Замалетдинов и приводит слова Посланника Аллаха: «Судный час не настанет до тех пор, пока люди не начнут хвалиться друг перед другом мечетями». 
Ренат жил и работал в Зеленодольске, но потом потянуло на родину предков. Здесь построил свой дом и обосновался. Отец в советские времена был председателем колхоза «Приволжье», специализировавшегося на растениеводстве и животноводстве, а дядя — генетиком, который вывел новую породу коров. Ренат с возрастом всё больше стал тянуться к вере. Читает Коран, совершает пятикратный намаз, поступил в медресе «Мухаммадия», где учится на хазрата. На Курбан-байрам обязательно покупает барашка.
— Дамир-хазрат живёт под Казанью, приезжает к нам по пятницам, — говорит старший по мечети Рашид Фахрутдинов. — В его отсутствие Ренат или я проводим богослужение. Ключи от мечети хранятся у меня. Община небольшая, на пятничный намаз собирается до 20 прихожан. Управляющий у нас Фоат Назмиевич Шамсиев, к нему мы обращаемся по разным бытовым вопросам. Иногда нас навещает Разия Еникеева, на деньги которой и была построена эта мечеть. 
«Буляк» — редкая мечеть, где имеется балкон для мусульманок, прикрытый со стороны молельного зала узорной ширмой — «машрабиёй», что редкость не только для маленьких сельских, но и больших городских мечетей. В Казани исключением является, пожалуй, только Кул-Шариф, построенный не так давно. Что же касается древних культовых сооружений, таких как Марджани, Азимовская, Иске‑Таш и т. д., балконы там не были предус­мотрены, так как считалось, что лучшее место, где женщина может совершать намаз, это её дом. 
Если бы благотворителем, построившим эту мечеть, был мужчина, то скорее всего он мог просто «забыть» про балкон, но Разия Исмагиловна Еникеева, вдова казанского мецената Рустама Латыпова, построившая «Буляк» на средства своей семьи, рассматривая проект будущей мечети, не могла обойти вниманием такую важную деталь. 

В доме Аллаха — тихо и прохладно. Здесь всё располагает к молитве.

Когда-то здесь росли вязы
От них и пошло название села, расположившегося на правом берегу Волги, напротив Зеленодольска. Сейчас здесь проживает, по последней переписи, проведённой три года назад, 7053 человек — представители разных конфессий. 
Вязовые — старейшее поселение Татарстана, о котором в 1639 году упомянул в дневнике проплывающий по Волге в Персию саксонский путешественник Адам Олеарий. После присоединения земель Казанского ханства к Москве сюда перебирались из Рязанщины целыми деревнями. Пахали, разводили скот, рыбачили, строили церкви. К середине XVIII века в Вязовых насчитывалось 60 дворов. Значительное оживление в тихой патриархальной жизни посёлка последовало, когда в 1891 году Общество Московско-Казанской железной дороги начало масштабные работы по строительству колеи от Казани до Нижнего Новгорода. Жители Вязовых работали на отсыпке полотна и подвозе грузов. 
В посёлке Вязовые находится часовня творения знаменитого архитектора Алексея Щусева, в «пирамиде» которого на Красной площади хранится тело Ленина. По документам, часовня значится «царской беседкой», но функциональное её предназначение было более прозаическое — водонапорная башня. Рядом с ней — железные фрагменты с клёпками Романовского моста. 
Во время Гражданской войны посёлок оказался в центре военных событий. Батальоны генерала Каппеля пытались атаковать важный стратегический Романовский мост, захват которого открыл бы дорогу белой армии на Москву. Вскоре в Вязовые прибывает бронепоезд с народным комиссаром Львом Троцким, который жёсткими методами с расстрелом дезертиров наводит порядок в дрогнувших рядах Красной армии. Судьба революции и молодой Советской республики была спасена. И случилось это под Вязовыми.

Дорога до Нижних Вязовых гладкая: туда-обратно — 2 часа. Осмотр местных достопримечательностей занял 1 час. Но в жару на обратном пути невозможно было не остановиться у реки. А здесь уже время течёт незаметно.

Фото Гульнары Сагиевой

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев