Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ОТКРЫТЫЕ ЗЕМЛИ

Юлия Калинина рассказала о таких праздниках, как, Иван Купала и Валда Шинясь, о ритуалах и традициях народа

Ритуалы помогали поддерживать порядок, указывали человеку его место, уменьшали сомнения и создавали чёткую, размеренную по датам календаря структуру в общей непредсказуемости жизни.

Ритуал, традиция — всего лишь способ сохранения истории. С одной стороны, они принадлежат каждому и хранятся в индивидуальной памяти; с другой — традиция отделена от личности, так как всегда принадлежит группе. Выполнение ритуала — такое же сохранение культуры предков, как литература, архитектура или музыка. Ритуалы помогали поддерживать порядок, указывали человеку его место, уменьшали сомнения и создавали чёткую, размеренную по датам календаря структуру в общей непредсказуемости жизни. Такие праздники, как, например, Иван Купала и Валда Шинясь, привязаны к Дню летнего солнцестояния, но сейчас далеко не всегда отмечаются именно в эти даты.

Что делать, если мир изменился, человек оторвался от своей родной деревни, семьи, языка? Июнь-июль в Татарстане — это время национальных праздников: Сабантуя — для татар, Ивана Купалы — для русских, но есть ещё Питрау, Валда Шинясь, Уяв, Гырон Быдтон и Балтай. Большинство из этих празднеств объединяют: еда, сувениры, батут для детей, фольклорные коллективы и желание собраться вместе. И каждый раз, как фотограф, я решаю дилемму — снимать ли скучающие лица или исключительно весёлые кадры с нарядно одетыми певцами? Допустить ли банальные «хлеб-соль» с ряжеными девушками или поснимать за кулисами временной сцены? Как найти в этих гуляниях следы ритуала и истории?

Учук
Это обряд некрещёных чувашей, который проводится после весеннего сева до взмёта пара в начале лета, то есть в конце июня. Учук — это общенародное полевое моление чувашей. По традиции, вечером или утром перед началом моления жители деревни мылись в бане и надевали чистые одежды. Женщины готовили обрядовую выпечку. 
Жертвоприношение от имени всех сельчан совершалось на общественные деньги, выбор происходил на сельском сходе, крупные животные (корова, бык или лошадь) приносились в жертву, как правило, раз в 3-4 года, в остальное время — телята, овцы или домашняя птица. Считалось, что четвероногих животных должно было быть не менее девяти (по числу главных богов). 


Уже более 10 лет, как Учук проводится в селе Старое Суркино Альметьевского района. С утра совершают жертвоприношение и вешают головы жертвенных животных на дерево, потом начинают готовить специальное кушанье в котлах для всех участников праздника.


Когда-то на Учук собиралась почти вся деревня, от каждой семьи должны были присутствовать не менее 2-3 человек. В общесельской молитве главная распорядительница обряда вместе со стариками обращалась к Турă, его матери и другим богам и испрашивала благополучие и изобилие всему обществу, богатый урожай, приплод скота, удачу в делах, защиту от пожаров, нечистой силы и других бедствий. Сейчас, между реконструкцией молений и сцен из «сельской жизни», зрители в основном заняты созерцанием и перекусом.

Балтай
Этот ритуал проводится только в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района, здесь он появился и здесь объединяет раз в год мордву из разных мест. После парадной части — песен мордовских коллективов, вручения почётных грамот и кушаний — начинается сам обряд. Двух молодых людей — будущих призывников в армию — наряжают в «медведей», шкуру делают из кленовых листьев, и отправляют в обход села. На пути — остановки с накрытыми столами. Там пачалксеть (блины), прякат (пироги с морковью или картофелем), водка, колбаса и так далее. В конце пути ждёт самое главное: «медведей» будут раздевать, выдёргивая из шкуры ветки. Ими нужно овеять друг друга — чем больше взмахов, тем больше благ достанется каждому. А если ветку смочить водой, то и того лучше. В это же время молодёжь и дети обливают друг друга водой, прося у Бога дождя.


Большую часть пути вместе с «медведями» проделывают участники фольклорных коллективов, часть жителей ждёт около столов, часть коротким путём идёт к завершающей точке, так как путь труден — то на гору, то вниз, вместе с извивающейся улицей — тот самый путь, который проходили местные жители из года в год, взрослея и старея. 
Народный костюм у мордвы (и мокши, и эрзи) белый. Основная часть женского костюма — рубашка «панар», подпоясанная поясом «пулай». Пулай, как я поняла, был что-то типа удостоверения личности — по нему можно было узнать о достатке, роде, возрасте и т. д. И каждая девушка должна была изготовить его к своему совершеннолетию, и потом носить всегда. Богатые мордовки щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блёстки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограммов.
Сейчас передо мной в большинстве своём участницы фольклорных коллективов, у них есть телефон, паспорт и неограниченные возможности самоидентификации. Так что и вышивка на их костюмах, и пулай уже мало о чём могут рассказать. Язык прикладного искусства становится мёртвым раньше, чем пропадает устная речь. Мокшанский и эрзянский считаются языками, которым грозит исчезновение, но на них говорят, поют и пишут. Язык мордовской вышивки — такой красочный и яркий, говорит о многом и ни о чём одновременно.

Валда Шинясь
Валда Шинясь — также мордовский праздник, отмечался в День летнего солнцестояния. Многие народы почитали в этот день богов плодородия, совершали ритуалы для защиты своих родных, обращали к высшим силам просьбы об урожае, приплоде скота, здоровье. Фестиваль традиционно проходит на большой поляне, расположенной в центре села Кильдюшево (Тетюшский район), с обязательной сценой и батутом.
В 2022 году на празднике реконструировали обряд «Шити сюконяма» («Поклонение солнцу»). Бабушки села собирали в дорогу скатерть, хлеб, блины, яйца и шли на родник под названием Кереметь. Моления здесь проводились на протяжении нескольких веков, с тех пор как образовалось село Кильдюшево в 1648 году. По традиции, бабушки набирают воду и поднимаются на пригорок, на котором происходит моление — «озкс» — Верховному богу Шкаю и богу Солнца Ши‑Пазу.


«Реконструкция» едва ли не самое важное слово в освоении истории. Истории и ритуалы собираются по кирпичикам, между ними образуются пробелы, которые заполняются тем, что кажется наиболее подходящим, примерно так реконструируют цепочку ДНК. Связь между солнцем, урожаем и желанием что-то отпраздновать заполняется наиболее подходящей реконструкцией кухни, развлечениями для детей и спортивными состязаниями. В этом случае — национальной борьбой.

Иван Купала
Мне повезло побывать на праздновании Ивана Купалы с неоязычниками, который проводился на одном из островов в Республике Марий Эл. Плетение венков, майское дерево, спуск венков на воду и ритуальный прыжок через костёр в кругу людей, которые готовились к этому празднику загодя и не являются в ней праздными зрителями. Там были язычники из Татарстана и других городов России.
На территории Татарстана нет деревень, где бы сохранялись обряды на Ивана Купалу. Респуб­ликанский праздник проводится около Зеленодольска, и в основном к языческим обрядам имеет посредственное отношение, что и неудивительно, если учесть, что все языческие обряды православной церковью уничтожались. Трактовки понятия Купалы связаны с огнём, солнцем и водой. Прыжок через костёр в обычаях многих народов — это знак очищения.


В ночь на Купалу собирали росу и травы, устраивали гуляния, гадали, искали клады. Кроме того, праздник был довольно разгульным для молодёжи и вряд ли приветствовался бы современными родителями.

Ритуалы, нормы и обычаи то­гда становятся деструктивными, когда теряют свою актуальность и перестают соответствовать действительности, когда старые традиции конфликтуют с новыми обстоятельствами. Реконструкция превращает когда-то мощный магический ритуал в игру, но таким образом и вводит в современный обиход слова и истории наших предков. Не зря православная церковь до сих пор сурово смотрит на Ивана Купалу, напоминая, что даже бездумное участие в языческих обрядах так или иначе означает поклонение языческим богам.


Любое осмысленное участие в подобных праздниках может стать обучением, новым опытом, приобщением к опыту старому. Да, бывает сложно найти в череде сувениров и поддельных костюмов настоящий ритуал или подлинную традицию. Тем важнее встречать людей, которые по-настоящему осмысливают историю и могут передать её новым поколениям. 

Фотографии Юлии Калининой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев