Дворцы Казани Взлёт неоклассики
Сегодня это не просто памятники своего времени, но и свидетельства того, каким образом государство проявляло заботу о досуге человека «нового образца».
Появление на карте мира молодой Страны Советов ознаменовало зарождение на её архитектурном ландшафте совершенно нового типа общественных зданий — Дворцов и Домов культуры, сокращённо — ДК. Сегодня это не просто памятники своего времени, но и свидетельства того, каким образом государство проявляло заботу о досуге человека «нового образца».
Немного истории
Первые Дворцы культуры появились в нашей стране в двадцатые годы прошлого столетия, вслед за выходом Декрета Совнаркома об образовании в структуре Наркомпроса РСФСР органа государственной власти — «Главполитпросвет». Массовое строительство учреждений клубного типа — тех самых ДК и рабочих клубов при предприятиях — приобрело размах. Сюда же добавим и строительство Дворцов пионеров для вновь рождённой в 1922 году Всесоюзной организации юных ленинцев.
«Эпоха ДК» оставила значимый след и в каменной летописи Казани. Не все её свидетельства, к сожалению, сохранились или дошли до нас в первозданном виде.
Дворец культуры имени 10-летия Татреспублики. 1931–32, 1935-е годы. Архитектор — А. Э. Спориус (фото 1937 года).
Из архива Сергея Саначина
Как пишет С. П. Саначин, первый Дворец культуры, строительство которого началось в 1930 году в честь 10-летия ТАССР для рабочих Сорокового (Порохового) завода, был возведён в Кировском районе по проекту архитектора А. Э. Спориуса. Сегодня он утрачен. О любопытном образце конструктивизма с двумя зрительными залами, многочисленными кружковыми помещениями, который позже дополнила парашютная вышка, мы можем судить только по фотоснимкам.
Также одной из «первых ласточек» среди казанских ДК стал Клуб меховщиков, располагавшийся вначале в здании бывшей Одиннадцатой мечети в Ново‑Татарской слободе, а затем в построенном в 1934 году по проекту архитектора И. Г. Гайнутдинова здании на улице Тукаевской. Сегодня оно находится не в очень презентабельном состоянии.
В честь 15-й годовщины ТАССР в 1935 году было решено построить в Казани Дом культуры, являющийся культурным центром всей республики. Идея, однако, не осуществилась. (Подробнее — в следующем материале. — Ред.)
Застывший гимн
Апофеоза «дворцовое» строительство достигло в эпоху советского неоклассицизма. Этот стиль прочно вошёл в лексикон как профессионалов, так и обывателей, как «сталинская архитектура».
Всем знакомы очертания памятников античности, послужившие прототипом классического стиля. В 30-50-е годы XX века в ландшафте отечественных городов появилось целое созвездие зданий с такими же портиками, колоннами, украшенных статуями и лепниной, одним своим видом воспевавших идею торжества мысли, разума, силы и духа человека нового мира. Архитектура новых Дворцов для победившего пролетариата стала своего рода вторым ренессансом античных идей и символом молодой империи.
Во все времена архитектура выражает своё время, политический настрой и мировоззрение общества, в котором создаётся. Дворцы культуры советского времени не исключение — по их стилистике мы можем прочитать историю страны. Если самые первые Дворцы культуры строились в прогрессивном революционном стиле «конструктивизм», то уже в 30-е годы мы видим, что все они становятся эталонными образцами неоклассицизма. Да и сам неоклассицизм становится общегосударственным стилем — в нём строятся не только знаковые общественные здания, но и вся акцентная и фоновая архитектура всех типов общественных и жилых зданий.
Проект Зрелищного комбината меховщиков.
1937 год. Архитекторы — И. Г. Гайнутдинов,
Д. И. Тихонов, И. Е. Чернядьев.
Из архива Сергея Саначина
Обращение к неоклассицизму случилось по нескольким причинам: отчасти по причине разочарования в новых технологиях с использованием цемента и металлоконструкций, которые на то время были не только не отработаны, но их просто не хватало стране. Жизнь довольно быстро продемонстрировала некоторую несостоятельность ноу-хау. Яркий тому пример — печально известный Мергасовский дом, начавший разрушаться почти сразу после заселения первых жильцов.
Возврат же к классике символизировал некую устойчивость. Сам вид зданий, отсылавший к античным памятникам, нёс идею стабильности, достатка и уверенности в светлом будущем общества победившего социализма. Кроме того, выработанный за века классический ордер, каждый элемент которого создавался согласно законам «золотого сечения», нёс в подсознание граждан ощущение торжества гармонии, каковое можно сравнить с духоподъёмным воздействием стройных созвучий религиозной музыки. Воистину, красота — сила!
Здание бывшего ДК меховщиков в наши дни.
Новые храмы
На примере строительства Дворцов культуры мы видим, насколько большое внимание уделяли композиционному планированию советские зодчие, развивая традицию ансамблевости, характерную для классической архитектуры. Надо отметить, что вся русская архитектура испокон веков развивалась из принципа, когда на важных точках города появлялись высотные доминанты, как правило — культовые сооружения. Они составляли каркас города, несли ориентиры не только духовные, но и навигационные.
Октябрьская революция 1917 года сильно изменила облик городов. Новая власть объявила войну не только «дворцам», но и храмам. Если первые после экспроприации ещё использовались с целью общественного блага, то вторые часто просто стирались с лица земли.
Место новых доминант на карте городов заняли общественные здания — конторы государственной власти, музеи, театры, в том числе и Дворцы культуры.
Что примечательно, то как раз таки функция ДК была аналогична миссии храмов. Как и приходы, объединявшие в прошлом целые группы людей, новые «храмы культуры» также служили идее единения, трансляции идеологии, просветительству и духовному развитию.
Филармония (бывший Дворец культуры имени Кирова).
Здание построено в 1955 году как Дворец культуры Завода синтетического каучука имени С. М. Кирова. Архитекторы — Павел Саначин и Георгий Солдатов. Масштабы здания позволили приспособить его в настоящее время под нужды ведущей концертной организации республики.
Располагались Дворцы культуры, как правило, в центральных частях города, в центрах новых районов, которыми обрастала Казань, оформляя и формируя основные городские магистрали и площади. Для Дворцов культуры выбирались озеленённые территории, либо при строительстве рядом с ДК разбивался сквер или парк.
Типология Дворцов культуры начала разрабатываться в 30-е годы XX века, как усовершенствование типологической модели рабоче‑крестьянских клубов, изобретения Страны Советов 20-х годов. Тогда клубная работа выявила потребности человека труда — популярны были хоры, народные театры, кружки, связанные с моделированием и рукоделием, комнаты для «изб-читален», помещения для проведения ликбеза и т. д. Для создания доступной возможности удовлетворения разнообразных интересов советских граждан архитекторы фактически изобрели новый и уникальный в своём роде тип общественного здания, объединившего множество функций — зрительного зала, театральной сцены, музея, библиотеки, спортивных и образовательных помещений.
Дворец культуры имени В. И. Ленина.
Знаковый объект Соцгорода. Здание построено в 1956–1958 годы
по проекту института ГИПРОАВИАПРОМ под руководством
архитектора Круковского и инженера Богомоловой для эвакуированного
в годы Великой Отечественной войны предприятия КАПО имени С. П. Горбунова.
Вот, например, перечень помещений ДК имени Ленина в Соцгороде (Отреставрирован в 2017 году. Главный архитектор проекта Ирина Аксёнова. — Ред.): бальный зал, буфет, вестибюль полукруглый, кассовая зона, выставочный зал, зал кинотеатра, зрительный зал, малый зал, спортзал, хореографический зал — чего только нет!
Первоначальный проект Дворца культуры Ленинского района (ДК имени В. И. Ленина). 1951–52 годы. Архитектор — Р. М. Муртазин.
Из архива Сергея Саначина
Из «прекрасного далёка» — в будущее
Интенсивное строительство Дворцов культуры в Казани пришлось на послевоенные годы, когда на карте города появились целые районы социалистических городков, образовавшихся вокруг крупных промышленных предприятий. История Дворцов культуры — это ещё и история Казани индустриальной, так как многие строились при заводах и промышленных объединениях. Наиболее впечатляющие по масштабам сооружения — Дворец культуры имени Ленина в Соцгороде, ДК имени Саид-Галеева в Дербышках, здание нынешней Филармонии, исторически известное как ДК имени Кирова.
Опыт строительства в СССР Дворцов для трудящихся остался практически уникальным явлением. После Второй мировой войны он отчасти распространился на страны соцлагеря. Частично реализовывался в испаноязычных и франкофонных странах. Интересно, что в Америке второй половины ХХ века досуговая многофункциональность параллельно пошла развиваться в рамках культовой архитектуры протестантских общин, когда в комплексе с церковью стали строиться концертные и спортивные залы для досуга паствы.
Сформировавшаяся в 30-х годах типология Дворцов культуры развивалась вплоть до конца ХХ века, сменив в 70-е годы стиль на «модернизм» и подарив нам ряд замечательных зданий. Многие из них не просто дожили до наших дней, но и получили новую жизнь и наполнение. На сегодняшний день отреставрирована бо́льшая часть ДК эпохи советского неоклассицизма. Прекрасную реновацию также получили ДК «Московский» и ДК «Сайдаш». Как хорошо, что не только старшее поколение будет вспоминать счастливые минуты детства и юности походов на Новогодние ёлки, на спектакли, концерты, фильмы и кружки. ДК и сегодня наполнены голосами молодёжи.
Записала Айсылу МИРХАНОВА
Фотографии Гульнары САГИЕВОЙ
Галерея
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев