Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Сделано в Татарстане

Гульнара Байназарова: «От родных мелодий согревается душа»

В марте в Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая прошёл весенний концерт солистки Филармонического музыкально-литературного лектория, лауреата международных конкурсов Гульнары БАЙНАЗАРОВОЙ.

В марте в Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая прошёл весенний концерт солистки Филармонического музыкально-литературного лектория, лауреата международных конкурсов Гульнары БАЙНАЗАРОВОЙ. Концертная программа под названием «В душе весна!» включала известные арии, романсы, произведения русских и татарских композиторов, а ещё — народные песни, такие родные и знакомые каждому. 
Гульнара — обладательница лирико-колоратурного сопрано с широким диапазоном и красивым тембром. Удивительным образом в её творчестве сочетаются вокальные произведения разных жанров.

«За рубежом исполняем произведения 
наших композиторов»

— Гульнара, в вашем репертуаре есть и татарская, и русская, и зарубежная музыка, произведения разных стилей и направлений. С чем связана разнонаправленность в вашем творчестве?

— Думаю, она зародилась ещё во времена учёбы в Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова. Уже в те годы мой студенческий репертуар включал в себя произведения русских, татарских, зарубежных композиторов. Придя работать в Татарскую государственную филармонию им. Г. Тукая, сохранила этот настрой: теперь уже вместе с коллегами несём слушателям музыку разных времён и стилей. Сейчас мой репертуар состоит из народных песен, романсов, арий, есть дуэты и сцены опер, эстрадные композиции. Обожаю работать с детской публикой, для ребят у нас имеется несколько красочных, интересных спектаклей. Участвую в них с удовольствием.

— Какое место занимает в вашем творчестве национальная музыка? Есть ли обработки народных татарских песен? 

— По национальности я татарка, поэтому и национальная музыка в моём репертуаре представлена широко. С 2017 года активно сотрудничаю с фондом Сары Садыковой, популяризирую творчество этого выдающегося композитора, певицы и актрисы. Сейчас фондом руководит её дочь Альфия Айдарская. При непосредственном участии фонда состоялись концерты в Москве, в театре имени Газиза Айдарского, в Набережных Челнах, Апастово и многих районах Татарстана. Прошло немало тематических концертов, где исполнялись песни Садыковой, некоторые из которых даже не были опуб­ликованы. Ни один концерт не проходит без моего участия. Когда выезжаем на гастроли с Альфией Газизовной, нас всегда хорошо встречают, с теп­лотой. Накрывают столы, вкусно кормят. Несмотря на 97‑летний возраст, Альфия апа полна энергии. Нам, молодым, нужно брать с неё пример.
Недавно у нас в филармонии прошёл концерт, посвящённый творчеству Салиха Сайдашева. Рада, что мы можем знакомить пуб­лику с творчеством Р. Яхина, Дж. Файзи, Н. Жиганова, С. Сайдашева, раскрывая их музыкальное своеобразие и рассказывая о жизненном пути. Благодаря таким концертам мы передаём нацио­нальную музыку из поколения в поколение. Например, творчество Сайдашева особенно примечательно тем, что у него есть произведения из музыкальных драм, а песни очень созвучны народным. Как, скажем, «Хуш, авылым». Люблю исполнять родные мелодии, душа согревается и поёт вместе со мной.

— Вдохновляют ли вас татарские корни в творчестве? Может, были какие-то детские впечатления, связанные со звучанием национальных песен?

— Я выросла и воспитывалась в татарской семье. Дома всегда разговаривали на татарском языке. Во времена моего детства певцов было не так много, как сейчас. Помню, на радио и телевидении звучали песни в исполнении Ильгама Шакирова, Альфии Авзаловой, Айдара Файзрахманова, Зу-
хры Сахабиевой, Георгия Ибушева. С благоговением и трепетом слушала этих замечательных исполнителей. Они умели передавать народу смысл песни, её мелодическую красоту. Ещё запомнилось — когда приходили гости, родители всегда исполняли «Беренче мәхәббәт», «Җидегән чишмә» С. Садыковой, «Чулпан» В. Усманова, из татарских народных песен всегда пели «Күбәләгем». Эти песни по сей день живут в сердцах народа, их исполняют артисты, для публики они как глоток свежего воздуха. 

— Гульнара, а чем отличается исполнение татарской мелодики для вокалиста?

— Фирменным брендом татарского народа считается «моң», у этого слова нет прямого перевода. Что-то присущее, характерное для татарской музыки. Те же мелизмы — различные мелодические украшения звука, мелкие ноты, не меняющие темпа и ритмического рисунка. Практически все мелизмы построены на мажорной или минорной пентатонике. Не все умеют их петь, этот дар либо есть у певца от природы, либо нет. Именно он помогает нести в мир своеобразие национальной музыки. Татарская песня в своей основе сохранила народный мелос, отличаясь красотой и неповторимостью.

— Вы часто гастролируете. С какими впечатлениями приезжаете, что обычно исполняете?

— Однажды мне удалось побывать с гастролями за рубежом, в Чехии. Пела произведения татарских композиторов. Знаю, что такие концерты любит татарская диаспора дальнего зарубежья. Её представители стараются бережно хранить связь с татарами, национальной культурой, языком и обычаями. Встречают артистов из Татарстана с гостеприимством, выступления пролетают на одном дыхании. Это очень благодарная публика. Приятно знать, что и где-то далеко живут наши соотечественники, которые разговаривают на татарском языке и сохраняют традиции нашей музыки. Но и здесь, в России, нас всегда тепло встречают в залах. Бывает, что слушатели подпевают во время выступления, что очень приятно. 

— На 4 курсе консерватории вы получили приглашение на роль Бадрижихан в Татарский оперный театр для участия в опере Резеды Ахияровой «Любовь поэта». Затем была партия Нинетты в опере Прокофьева, Хафизы — в комедии, написанной Галиасгаром Камалом. В чём для вас особенность этих ролей, образов? Чем они запомнились? Как повлияли на ваш характер?

— К моему большому счастью, уже во время обучения в консерватории мне довелось выступать на сцене нашего Оперного театра имени Мусы Джалиля благодаря приглашению на роль Бадрижихан в опере Р. Ахияровой «Любовь поэта». Роль там небольшая, но участие в спектакле памятно для меня. Большая гордость петь на одной сцене с такими знаменитыми оперными певцами, как Ахмет Агади, Альбина Шагимуратова. Режиссёром этого спектакля выступил Михаил Панджавидзе. И всё-таки я не стала связывать свою карьеру с Оперным театром. После окончания консерватории не проходила там прослушивания. Многие до сих пор спрашивают, почему, раз уж я всё равно пела там на сцене. Видимо, сама судьба вела меня в Филармонию им. Габдуллы Тукая. И я совершенно не жалею ни о чём, очень люблю свою работу.

Сцена из спектакля «Башмачки JAZZ». Сарвар — Гульнара Байназарова.
Партии Нинетты, Панночки, Хафизы я пела в оперной студии консерватории. По характеру все роли разные. Нинетта — принцесса, Панночка — ведьма, а Хафиза — татарская девушка в платочке. С оперой Елены Анисимовой «Вий», где я исполнила партию Панночки, ездили на гастроли в Саранск и Йошкар-Олу. Эта роль досталась мне неожиданно. Претенденткой на неё изначально была другая студентка. Я пришла на урок в оперный класс, и режиссёр Мнир Сафович Соколов говорит: «Посмотри на меня злым, пустым и хрустальным взглядом». Так и сделала, в ответ услышала: «Панночку будешь петь ты»...

— А ещё этапным для вас, насколько понимаю, стало участие в спектакле «Башмагым» Тинчуринского театра. Чем оказался интересен этот проект? В чём, на ваш взгляд, успех спектакля?

— На роль Сарвар в спектакле «Башмачки — джаз» меня пригласили в 2019 году. Мне тогда посчастливилось поработать с артистами драматического театра, замечательным режиссёром Рашидом Загидуллиным. Тинчуринский театр выпустил музыкальный спектакль «Башмагым» в виде джазового мюзикла. Это первая музыкальная комедия в истории татарского театра, она появилась в 1942 году под авторством драматурга Тази Гиззата и композитора Джаудата Файзи. Режиссёр Тинчуринского театра Рашид Загидуллин поставил этот спектакль в форме мюзикла, частично осо­временил. Для спектакля были сшиты шикарные, яркие костюмы.
Дирижёр и аранжировщик спектакля — композитор и музыкант Ильяс Камал. Работа в драматическом театре для меня стала новым этапом в жизни. Мой супруг, Ильнур Байназаров, является артистом этого театра. Вместе с ним сыграли главных героев. Он в роли Галимжана, а я — Сарвар. В этом спектакле нужно и говорить, и петь, и, естественно, играть на уровне с драматическими артистами, даже танцевать. С нами работали хореограф и художник. Не скрою, не обошлось без сложностей, нагрузки на голос. Где-то требовалось прокричать, где-то прошептать, где-то пробежаться, петь во время танца, что влияет на дыхание. Благодаря профессио­нализму и слаженной команде артистов постановка «Башмагым — джаз» обрела популярность. Я смогла преодолеть все сложности, за что спасибо артистам театра, они поддержали меня советами. Благодаря режиссёру Рашиду Загидуллину получила сценический опыт и зарядилась эмоциями. 

Сцена из спектакля «Башмачки JAZZ». Сарвар — Гульнара Байназарова, Галимжан — Ильнур Байназаров.

 

«Вокальное искусство переживает 
переломный момент»

— Расскажите немного о своей педагогической деятельности. Как возник порыв обучать? Какие направления в процессе вы охватываете?

— Моей педагогической деятельности более 10 лет, работаю с третьего курса консерватории. Пошла преподавать ради заработка, чтобы не просить денег у родителей, обрести самостоятельность. С первой зарплаты купила маме серебряный браслет, хотела порадовать. С того момента педагогическая деятельность меня затянула. По сей день работаю с детьми в школе ­искусств, моё направление — эстрадный вокал. Участвуем с учениками в конкурсах — городских, республиканских, всероссийских и международных, занимаем призовые места, получаем кубки. Не обходим стороной концертную жизнь школы, города, записываемся в студии, шьём костюмы. Ещё я руковожу детским ансамблем «Карамельки». Мне нравится работать с детьми, особенно маленькими. На уроках могу вести себя порой по-детски, отключиться от взрослого мира с его сложностями. 

— Ваше мнение: как воспитать музыканта, который бы с интересом относился к творчеству разных культур? Возможно ли это сейчас?

— Вполне. Любые природные данные у ребёнка необходимо развивать. Для начала нужно как можно чаще петь ему песни. Вечером — колыбельные, днём — из мультфильмов, детских кинофильмов. Младенцы способны воспринимать звуки, ещё находясь в утробе матери. Именно поэтому беременным женщинам нужно слушать классическую музыку, разговаривать с детьми о музыке, водить их на детские концерты, абонементы, спектакли. 

— Каких изменений претерпело за последнее время вокальное искусство? Сложно ли передавать навыки тем, кто не с самого детства в музыке?

— На мой взгляд, вокальное искусство переживает переломный момент. Именитые педагоги советской школы с большим педагогическим и артистическим стажем постепенно уходят. На смену им приходит молодёжь, по большей части сама ещё концертирующая, не имеющая педагогического опыта. Не каждый способен вкладывать душу в своё дело и делиться мастерством, а педагогика — призвание. Приведу в пример своего педагога по вокалу, заслуженную артистку РФ, народную артистку Татарской АССР, Республики Марий Эл — Ластовку Галину Трофимовну. Она приходила в консерваторию с утра и уходила поздно вечером.

— Какими качествами должен обладать вокалист, чтобы быть универсальным исполнителем?

— Профессия вокалиста-артиста сложная и требовательная. На пути к славе и признанию — много подводных камней, надо уметь его пройти. В первую очередь, должна быть любовь к пению, требовательность к себе, трудолюбие. Творческим людям порой непросто заставить себя работать без вдохновения или настроения. Тем не менее это бывает необходимо. Во-вторых, нужно адекватно воспринимать критику, она в нашей профессии неизбежна. В-третьих, артистичность: просто выйти на сцену и спеть песню — полдела, нужно суметь преподнести её с чувством, петь сердцем, и тогда зритель тебя услышит. В-четвёртых, должно присутствовать чувство юмора и оптимизма. У творческого человека бывают и взлёты, и падения, поэтому без юмора тут никак не обойтись. Не повезло сегодня — значит, повезёт завтра.

— Что наполняет вашу музыкальную жизнь светом и надеждой?

— Для меня главное — душевное спокойствие, здоровье родных и близких мне людей, гармония в семейной жизни, понимание и тёплые отношения на работе, контакт с коллегами. Если всё это есть в жизни, хочется творить, наслаждаться и заниматься любимым делом. Это и наполняет мою музыкальную жизнь светом и надеждой. Мечтайте, творите, любите и будьте любимы.

Фотографии из архива 
Гульнары БАЙНАЗАРОВОЙ

 

Заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Татарстан 
Георгий Ибушев:

«Восхищаюсь и радуюсь достижениям Гульнары. Когда она исполняет песни и романсы на татарском языке, то понимает содержание, передаёт свои внутренние переживания, пропускает их через сердце. Такое исполнение — большое достижение и мастерство, которое мало кому даётся.
На сегодняшний день есть много певцов, которые портят традиции исполнения татарских песен, меняют ритм, мелодии, в стремлении понравиться пуб­лике. Для татарского искусства это чуждое направление. А сохранение татарской национальной тра­диции — очень важный момент. Гульнара Байназарова — одна из немногих, кто в действительности хочет её сохранить. Публика с интересом слушает её исполнение, отмечая, что это действительно татарский моң». 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев