Логотип Казань Журнал
Сделано в Татарстане

Об особенностях и значимости борьбы корэш мы поговорили с чемпионом России по борьбе корэш Халилом Хамитовичем ШАЙХУТДИНОВЫМ

Кульминацией любого Сабантуя, как правило, считается проведение поединков за звание батыра. Однако корэш — это не только традиционное состязание, которое можно увидеть на празднике окончания весенне-полевых работ, это особый вид спорта с тысячелетней историей, а также прекрасный способ воспитать в себе лучшие черты мужского характера.

Фото Руслана Ишмухаметова. Министерство спорта РТ

 

— Какова история возникновения борьбы корэш?

— Борьба корэш имеет свои глубокие корни. Наряду с обрядами, традициями она составляет национальную культуру татарского и многих других тюркских народов. На различных территориях в местах компактного проживания татар испокон веков проходил народный праздник Сабантуй со множеством различных забав и, в том числе, состязаний по корэш. Главным моментом праздника являлось определение батыра Сабантуя. Первые упоминания о борьбе корэш приходятся на X век, о ней писал знаменитый путешественник Ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию.

— Изначально борьба корэш рассматривалась как развлечение, возможность показать себя или как способ физической подготовки?

— Есть версия, что изначально корэш задумывался как один из элементов комплексной подготовки воинов. Сейчас это может кого-то удивить, но многие из конкурсов Сабантуя, в самом деле, развивали важные боевые навыки: скачки помогали управляться с лошадью, бой мешками укреплял руки, чтобы затем лучше обращаться с саблей, а борьба была отличным способом выявить самых сильных и крепких мужчин. Но сегодня корэш уже отошёл от своей «боевитости».
При этом с раскрытием новых исторических документов выяснилось, что татарская борьба была не просто «сабантуйской», а ни много ни мало одним из элементов методики подготовки элитных воинов под названием «Кара каплан», что можно перевести как «Чёрная пантера». Мечтами соединить корэш с борьбой на любимых им саблях в последнее время горит муфтий РТ Камиль Самигуллин, хотя в сообществе корэш с осторожностью присматриваются к его идее.
Внимание к этому виду спорта со стороны Камиля хазрата понятно: борьба связана не только с историей татарского народа, но и его религией. Национальную борьбу можно смело назвать халяльным видом спорта, ведь здесь нет ударов по лицу, в отличие от бокса и смешанных единоборств, и вообще, каких-либо элементов, предусматривающих жестокость к сопернику. Одним словом, корэш — это полное попадание в культурный код Татарстана, поэтому к борьбе в республике относятся с особым трепетом.

— Насколько это популярный вид спорта сейчас, какие соревнования проводятся? 

— На данный момент проходит очень много соревнований по корэш. Ежегодно проводятся чемпио­наты и первенства мира и России, международные и всероссийские соревнования. Корэш также представлен на Всероссийском сельском Сабантуе, на Федеральном Сабантуе.

— Каковы основные правила и традиции?

— В борьбе корэш под приёмом понимается целенаправленное атакующее действие борца, при проведении которого соперник отрывается от ковра и затем, в результате этого действия, оказывается в определённом положении на ковре. Например, броски прогибом через грудь в различных вариантах (в том числе зашагиванием за левую или правую ногу соперника), броски с выводом за спину и другие. Приёмы, проведённые без отрыва соперника от ковра (например, сваливание, сбивание), не оцениваются.

— Менялись ли правила с течением времени?

— Со временем в каждом регионе в правила проведения состязаний были внесены свои изменения, но основа и главное условие — наличие повязки (пояса) — остались неизменными. Раньше борьба продолжалась до чистой победы над соперником, поэтому порой могла идти часами. На данный момент борьба идёт по времени: 2 минуты — с незавязанным кушаком, 2 минуты — с завязанным кушаком.
Пять баллов (досрочная победа) дают за чистую победу, когда соперник после броска коснулся спиной ковра. Два балла дают за бросок, после которого соперник коснулся лопаткой ковра. Один балл дают во всех остальных случаях, если приём был проведён правильно.
Если разница между борцами достигнет пяти баллов, то схватка завершается досрочно. В других случаях побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов.

Фото Руслана Ишмухаметова. Министерство спорта РТ

 

— Что делать запрещено?

— Полностью запрещены подножки, подсечки, зацеп ногами, но броски с помощью ног разрешаются. Не оцениваются сваливания и сбивания. Засчитываются приёмы с амплитудой, проводимые с отрывом от ковра. Во время проведения приёма разрешаются подбивание коленом, броски с подсадом.

— Расскажите, как проходят состязания: от подачи заявки до определения победителя.

— Сначала все желающие принять участие в состязании записываются у судьи. Затем происходит взвешивание участников и распределение борцов по весовым категориям. В каждой категории создаются пары. Допуск участников осуществляется комиссией по допуску в составе представителя проводящей организации, главного судьи или его заместителя, главного секретаря, врача соревнований и членов комиссии, которые проверяют документы участников, медицинские страховки. Ответственность за допуск участников несёт представитель проводящей организации. По жребию определяется очерёдность поединков каждой пары. Борьба проходит по олимпийской системе: проигравший выбывает из состязания.

— По традиции какая пара выступает первой — самые молодые или, наоборот, самые опытные?

— Начинают борьбу мальчики 5-6 лет, иногда два старика. Это зачин, затравка. Затем поочерёдно борются мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. 

Фото Руслана Ишмухаметова. Министерство спорта РТ

 

— Как определяется победитель? Кто становится главным батыром Сабантуя?

— Поединок продолжается до тех пор, пока один из борцов не будет признан побеждённым. После нескольких удачных схваток победитель становится претендентом на звание сильнейшего борца-батыра. Таких претендентов набирается несколько человек; их борьба между собой становится кульминационным моментом состязаний. Победителя состязания называют «Батыром Сабантуя», ему достаётся самый ценный подарок. Как правило, это живой баран. 

— Почему изначально главным призом для батыра являлся баран? Сейчас эта традиция сохраняется или возможны другие варианты?

— Многие спрашивают, почему победителю в борьбе корэш дают именно барана. Пишут, что наши предки жили на Алтае, где водились горные бараны. Тогда было некое почитание горы, как самой близкой к божеству точки на Земле, и, соответственно, горного барана, как божественного существа. В тот момент, когда батыр поднимает на плечи барана, он в глазах общины становится человеком, тождественным Богу. В позе мужчины с бараном на плечах замыкаются все мифологические и социальные мотивы Сабантуя.
Сейчас эта традиция также сохранена. Но на сегодняшний день добавляются и более ценные призы главному батыру. Спонсоры и инвесторы, например, назначают главным призом автомобиль. 

Фото Юлии Калининой

 

— Как происходит судейство? Сколько судей, как начисляются очки?

— Судейство в корэш организуется следующим образом: главный судья, главный секретарь, руководитель ковра, арбитр и боковой ­судья. Главный судья несёт полную ответственность за проведение соревнований, высказывает своё мнение при возникновении спорного момента. Главный секретарь осуществляет деятельность по ведению протокола соревнований, жеребьёвки, контролирует процедуру взвешивания. Судейство на одном ковре осуществляют руководитель ковра, арбитр и боковой судья.

Халил Шайхутдинов. Турнир Шигабутдина Марджани. Кукмор. 1992

Фото из личного архива Халила ШАЙХУТДИНОВА

 

Первое официальное соревнование по борьбе корэш состоялось в июле 1928 года в Казани в рамках Спартакиады автономных республик и краёв, а уже в августе того же года была проведена Всесоюзная Спартакиада по борьбе корэш. В 1940 году в честь 20-летия образования ТАССР был проведён I чемпионат республики по борьбе корэш в Казани.
В конце 50-х — начале 60-х годов развитием борьбы корэш в рес­публике занималась Федерация, объединяющая классическую (греко-римскую) и вольную борьбу, а также самбо. Начиная с 1960 года в Казани и в других городах Российской Федерации ежегодно проводятся чемпионаты и первенства по борьбе корэш.
С 1961 года стало присваиваться звание «Мастер спорта РСФСР по национальным видам». 5 декабря 1968 года в республике была создана Федерация татаро-башкирской национальной спортивной борьбы корэш, а 30 октября 1997 года — Федерация корэш Республики Татарстан. 
15 апреля 2005 года была создана общероссийская общественная организация «Федерация национальной спортивной борьбы «Татарча корэш» Российской Федерации», что стало большим шагом в развитии борьбы корэш. 
В 2010 году приказом Министерства спорта РФ от 26. 07. 2010 го­да борьба корэш была признана видом спорта и включена в третий раздел Всероссийского реестра видов спорта как национальный вид спорта.
В 2013 году борьба корэш признана общероссийским видом спорта, что позволило присваивать спортивные разряды и звание «Мастер спорта России». В том же году она была включена в программу соревнований XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани.

 

— Мы знаем, что Вы тоже успешно занимались борьбой корэш. В каком возрасте начали?

— Я начал заниматься борьбой корэш в 9 классе под руководством Рустама Галиулловича Калимуллина, работавшего тогда в нашем колхозе агрономом. После этого он много лет был главой Тюлячинского, Мамадышского, Высокогорского районов, а сейчас является депутатом Государственной Думы РФ. Везде, где работал, он поднимал борьбу корэш. Рустам Галиуллович и был моим первым тренером, который дал мне белое полотенце (кушак). Благодаря ему не только я, но и многие другие деревенские ребята, занимавшиеся борьбой, стали впоследствии мастерами спорта РФ, чемпионами республики и России. Спустя год после того, как начал заниматься, я уже стал батыром Сабантуя у себя в деревне.

— Почему выбрали этот вид спорта?

— В деревне не было другого выбора. Я занимался лыжными гонками, когда поступил в педагогический институт на факультет физической культуры и спорта, и параллельно — борьбой корэш. Но из-за того, что для лыжных гонок необходимо было наличие дорогостоящего инвентаря, я оставил этот вид спорта и стал заниматься более доступным — борьбой корэш, и продолжал до тех пор, пока не стал чемпионом России и мастером спорта. Это было не просто моим увлечением, я становился многократным батыром Сабантуев и очень этим горжусь.

— Помните свою первую победу на Сабантуе?

— Когда в 10 классе впервые стал батыром Сабантуя, я как будто выиграл Олимпийские игры. Представьте: прохладный вечер, ты проходишь круг почёта с бараном на плечах, уставший, от тебя идёт пар. Идёшь, встречаешь взгляды своих родителей, соседей, друзей, близких, одноклассников. Это такая гордость, потому что в деревне стать батыром не всем дано. Это — очень престижно. В тот же вечер ты приходишь на дискотеку как первый парень на деревне, а на следующий день уже шагаешь по улице, и местные смотрят на тебя, как на героя. Это продолжается в течение года: батыра хвалят, уважают в деревнях, и ради этого стоит заниматься борьбой корэш.

Халил Шайхутдинов. Тюлячинский район, деревня Старые Зюри. 1992

Фото из личного архива Халила ШАЙХУТДИНОВА

 

— Каковы преимущества этого вида спорта? 

— Во-первых, в корэш ты дружелюбно относишься к своим соперникам на ковре. Этот белый кушак дал мне и многим моим друзь­ям путёвку в жизнь, потому что мы — энергичные ребята, если бы не занимались этим видом спорта, где бы мы тратили свою энергию? Где бы мы оказались? 
Во-вторых, это доступный вид спорта. Заниматься им можно в маленьком уголке спортивного зала. В наше время не было современных спортивных сооружений, ковров. Первый ковёр нам в деревню купил Рустам Галиуллович, когда работал в колхозе. Илдус Юсупович был председателем, Рустам Галиуллович — агрономом, и вот они вдвоём купили первый ковёр, который мы до сих пор с теп­лотой вспоминаем. 

— Поделитесь секретами мастерства — как одержать победу?

— Секрет мастерства в том, что я никогда не ждал, пока соперник первый атакует, всегда атаковал сам от начала до конца. Для этого усиленно занимался, тем более, чтоблагодаря лыжному спорту я стал выносливым. Лучшая защита — это атака. Я постоянно атаковал и всегда побеждал. Сперва стал чемпионом своей деревни, района, затем выигрывал городские соревнования, соревнования среди студентов и сельские игры. И в итоге стал чемпионом Татарстана и России. 

— Что эти занятия дали лично Вам?

— Благодаря тренировкам ты становишься дисциплинированным, трудишься над собой. Ты должен быть человеком, которого ценят не только за физические качества, но и за то, что ты развит в целом. Это даст тебе возможность занять достойное место в обществе. Многие ребята стали хорошими руководителями, а самое главное — настоящими мужчинами в семье и в обществе. Вот что даёт борьба корэш. 

 

Благодарим за помощь в подготовке материала руководителя пресс-службы Министерства спорта РТ 
Гульназ Тухватшину, 
главного специалиста пресс-службы Министерства спорта РТ 
Арину Фёдорову 
и специалиста Федерации корэш РТ и аналитика по видам спорта 
ГАУ Центр спортивной подготовки 
Айрата Гатауллина.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев