Сокровища татарского сундука
В рамках Года национальных культур и традиций в Республике Татарстан при поддержке Правительства Республики Татарстан вышел в свет альбом-каталог «Татарский костюм. Российский этнографический музей». Альбом стал совместным проектом Института языка, литературы и искусства имени Галимджана Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан и Российского этнографического музея. Куратор проекта — доктор искусствоведения, заведующая Центром искусствоведения ИЯЛИ имени Г. Ибрагимова АН РТ, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Рауза Султанова. Мы попросили Раузу Рифкатовну рассказать о значимости этой работы.
В книге, о которой рассказывает эта публикация, помимо фотографий предметов коллекции РЭМа (фотограф А. А. Любимова), представлены и их фрагменты. Здесь вы видите фрагмент женской рубахи татар-мишарей.
Рауза СУЛТАНОВА: «Нашей задачей было — показать богатейшее наследие широкой публике».
Образцы татарских костюмов имеются в многочисленных музеях страны и за рубежом. И в прошлом, и сегодня артефакты татарского собрания востребованы в научно‑исследовательской, выставочной, музейно-методической, педагогической работе. Наше издание имеет большую ценность для современных художников-модельеров, дизайнеров. Особенно для молодёжи, интересующейся историей культуры татарского народа.
Российский этнографический музей обладает уникальными коллекциями костюмов разных этно-территориальных групп татар, которые впервые ярко представлены в этом альбоме-каталоге. Здесь собраны сведения об историческом костюме, история формирования самой коллекции в разные периоды.
Образцы костюмных комплексов и их элементов, приведённые в книге с полным описанием, свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе народа, ярко демонстрируют единство татарского этноса в его многообразии. Перед нами выстраивается уникальная система народного творчества: богато орнаментированные головные уборы, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения. Они поражают богатством используемых материалов, изысканностью декора, мастерством изготовления, устойчивостью традиционных орнаментальных форм. Особо ценны и интересны образцы татарских промыслов и ремёсел: кожевенного и ювелирного дела, вышивки, шитья бисером, золотной и серебряной нитями, а также узорного ткачества.
Нашей задачей было — показать это богатейшее наследие широкой публике. Книга издана на татарском, русском, английском языках. Её авторы — научные сотрудники Российского этнографического музея — Е. В. Колчина, Л. И. Мишуринская, В. Г. Холодная, а также исследователи из Казани — И. Л. Измайлов, Р. Р. Султанова.
Помимо изображений полных костюмных комплексов второй половины XIX — начала XX века и отдельных предметов одежды, головных уборов, обуви и украшений, в каталоге можно найти сведения о месте и времени их бытования, принадлежности к этнолокальной группе татар и — что особенно ценно! — информацию о материалах, технике исполнения, размерах. К сожалению, многие названия костюмов, его элементов вышли из употребления, поэтому мы дали краткий перечень терминов на татарском и русском языках.
Впервые для широкой аудитории в приложении альбома представлены фрагменты из трудов о татарском костюме татарских учёных-просветителей Шигабутдина Марджани, Каюма Насыри с их размышлениями о татарском костюме.
26 декабря 2023 года это уникальное издание первыми увидели участники совместного заседания Совета при Раисе Республики Татарстан по межнациональным и межконфессиональным отношениям и Организационного комитета по проведению в Республике Татарстан Года национальных культур и традиций, где Раису Татарстана Рустаму Нургалиевичу Минниханову был вручён первый экземпляр альбома.
Надеюсь, что совместный проект ИЯЛИ имени Г. Ибрагимова и Российского этнографического музея продолжится публикациями других коллекций по декоративно‑прикладному искусству татар.
Рауза Султанова
Листая каталог
По словам Раузы Султановой, фундаментальный труд, посвящённый богатейшему собранию артефактов татарского костюма, будет распространяться в библиотеки, учебные заведения, храниться в «Таткультресурсцентре». Для читателей, а особенно для читательниц нашего мартовского номера, мы хотим представить фрагменты каталога, посвящённые традиционной женской одежде.
Автор дизайна уникального альбома — Розалина Мусабирова.
Маршруты артефактов
Об истории формирования коллекции Русского этнографического музея можно узнать из статьи заведующей отделом этнографии Поволжья и Приуралья Российского этнографического музея Елены Викторовны Колчиной. Итак, читаем:
«История формирования татарского собрания в РЭМ насчитывает более ста лет с момента создания Этнографического отдела в Русском музее. <…> Основы музейного собрания закладывались в 1902–1914 годах — в период активной собирательской деятельности. Поступления в фонд ЭО (Этнографического отдела Русского музея. — Ред.) в первой четверти ХХ века связаны с экспедиционно-собирательской работой как сотрудников музея, так и его корреспондентов — представителей академического сообщества Казанского университета, учителей, краеведов и других.
<…> В 1912 году заведующий ЭО Александр Александрович Миллер, выполняя специальное поручение музея, приобрёл в Казани коллекцию памятников, характеризующих культуру казанских татар. <…> Большую лепту в формирование музейного собрания внёс профессор Казанского университета Иван Николаевич Смирнов, один из первых корреспондентов ЭО. Экспонаты, собранные им в 1902–1904 годах в Казанской, Уфимской, Самарской, Вятской и Нижегородской губерниях, охватывают широкий спектр этнографических тем. <…> Большой научный интерес представляют предметы, собранные профессором И. Н. Смирновым в 1902 году у крещёных татар — кряшен Лаишевского уезда Казанской губернии. <…>
Изю. Нагрудник. Поступил с коллекциями Музея народов СССР в 1948 году.
Среди корреспондентов ЭО заслуженное место занимает Гайнетдин Негимутдинович (Нежметдинович) Ахмаров — профессор Казанского университета, член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, автор сочинений по истории и языкознанию, общественный деятель. <…> Тонкий знаток народной культуры, профессор Ахмаров понимал музейную значимость этнографических памятников разных категорий. Не только произведения профессиональных мастеров (ювелиров, кожевенников), но и обыденные бытовые предметы входили в поле зрения собирателя, поэтому в коллекции соседствуют плетёная лыковая обувь и ювелирные изделия из драгоценных металлов, вуаль невесты и рабочие рукавицы грубой вязки. Часть коллекции в описании включают названия предметов на татарском языке, записанные кириллицей и арабской вязью.
К числу корреспондентов ЭО принадлежит Варвара Петровна Шнейдер — художница, искусствовед, собиратель памятников народного искусства, попечительница Школы народного искусства для крестьянских девушек под покровительством императрицы Александры Фёдоровны. <…> Коллекция, собранная В. П. Шнейдер в 1903 году в Стрелецкой волости Темниковского уезда Тамбовской губернии, численно небольшая, но чрезвычайно значимая для музейного собрания. В её составе присутствуют преимущественно женская одежда, украшения, входящие в традиционный костюм татар-мишарей.
<…> Продолжая комплектовать собрание татарских украшений в 1913–1914 годах, музей закупает «предметы старины» у владельца «Магазина редкостей и древностей» в Казани коллекционера И. А. Абдрашитова (Абдурашидова).»
Интересна описанная Е. В. Колчиной история поступления в коллекцию РЭМа даров царской семьи:
«В 1948 году из Москвы в фонды ГМЭ (Государственный музей этнографии народов СССР. — Ред.) поступили экспонаты из расформированного Государственного музея народов СССР (далее МН СССР), преобразованного в 1931 году из Центрального музея народоведения. <…> Из МН СССР поступили уникальные по своей исторической значимости памятники. Например, дары членов императорской семьи. Известно, что для представления на Первой этнографической выставке в Москве в 1867 году императрицей Марией Александровной, супругой Александра II, был передан женский костюм. Он включал платье из глазета — разновидности парчи (с шёлковой основой розового цвета и утком из серебряных нитей), обшитое по вороту и груди галуном и металлизированной бахромой; парчовый камзол, вышитый шёлком и отороченный галуном; шапку с меховой отделкой; изящные кожаные туфли, расшитые жемчужным бисером и шёлковыми лентами, а также нижнюю одежду из шёлка — рубаху, юбку и шаровары. По неизвестным причинам данный костюм изначально не включал украшения — непременный атрибут женского наряда. На выставке костюмный комплекс был представлен в обстановочной сцене: молодая казанская татарка и гадающая ей на поясе черемисская девушка...»
Калфак из бархата, украшенный вышивкой.
Поступил от А. А. Миллера в 1912 году.
В зеркале просвещения
Ценными источниками по истории татарского костюма, приведёнными в книге, являются труды татарских просветителей XIX века. Читаем Шигабутдина Марджани:
«Богатые женщины оторачивали подол добротными и дорогими лентами в два ряда, верхняя из которых узкая, а нижняя — очень широкая. Женщины среднего достатка пришивали зелёные, жёлтые или красные ленты в один или два яруса. Неимущие или простой народ таким же образом использовали узкие полосы из кумача и ситца. Богатые женщины на голове носили белый калфак, на ногах сафьяновые сапожки (читек) или башмаки, в ушах серебряные серьги, на запястьях браслеты, на пальцах перстни, в волосах, по всей длине кос, изготовленные ювелиром бляхи, на концах кос отлитые из серебра накосники (чулпы), а на шее расшитый позументом воротник. Воротник украшали пятью, а в некоторых случаях тремя серебряными сканными полосками, бирюзой и другими самоцветами».
Красота требовала жертв!
У того же автора можно узнать и весьма любопытные детали. Например, об обычае украшения причёсок татарок.
«Лет пятьдесят назад для украшения волос даже очень богатые люди довольствовались чеканными бляхами. Уже позднее стали подвешивать российские тридцати- и пятидесятикопеечные монеты, постепенно перешли на рублёвые екатерининские монеты, а в дальнейшем стали использовать пяти- и десятирублёвые золотые монеты. Когда на две косы подвешено в общей сложности тридцать четыре золотых червонца, их владелицы, не в силах терпеть вызванную такой тяжестью головную боль, садясь за стол, укладывали косы на плечи, а по возвращении из гостей жаловались на мигрень...»
Женский костюм из собрания РЭМа с предметами, поступившими
из коллекций Музея народов СССР в 1948 году.
Камзол и туфли — дары императрицы Марии Александровны.
«Всего выйдет — 481 рубль 50 копеек!»
Неожиданный ракурс представлен в тексте Каюма Насыри. Он даёт описание гардероба татарки, а также пишет о «цене вопроса»:
«Теперь о женском платье: оно бывает очень длинным, в пол, чтобы прикрыть ноги; такой женской одежде полагается быть по шариату. У женского платья подол обычно двухслойный. <…> Если <платье шьётся> из ситца, на него уходит двенадцать или тринадцать аршин ткани в зависимости от роста. У некоторых женщин, из числа самых щеголих, платье бывает в три юбки. Но кое-кто не любит трёхслойных юбок, считая их вульгарными, поскольку такие платья носят трактирные девушки. <…> Ещё имеется такая женская одежда, как камзол. Его шьют из очень хорошего штофа, исходя из своего достатка. <…> Оторачивают камзол отборным мехом камчатского бобра шириной в два-три пальца. <…> Женские шубы также шьют из разного материала. Верх и изнанка их делаются из разнообразного меха. <…> Некоторые носят русскую шубу, то есть сшитую по образцу салопа русских женщин. Но таких людей мало, по всей Казани есть, наверное, семь-восемь, может, десять человек, жёны которых надевают салоп, когда идут в очень значимое место. <…> Ещё некоторые женщины повседневно носят калфак, <обычно> шёлковый. Калфаки фабричного производства бывают из бархата. Самый простой стоит пять-шесть рублей. Его, так же <как и шапку,> украшают жемчугом, топазами, и это обходится очень дорого, дополняют бахромой и кистями из позумента, что тоже стоит недёшево. Делают этот калфак и из очень дорогостоящего бархата. <…> Женские ичиги шьют из высококачественного сафьяна, набирают из разноцветных кусков сафьяна, соединённых швом с использованием шёлковой нити, расшивают позументом. Как правило, богатые женщины носят ичиги ценой от трёх до десяти целковых; кому что по карману. Но бывают и ичиги за пятьдесят копеек серебром. <…>
А теперь посмотри, как я попробую одеть одну женщину или девушку. Интересно, насколько дорого её костюм обойдётся?
Чулпы — подвески к косам.
Поступили от Г. Н. Ахмарова в 1906 году (верхние)
и из коллекции Н. Л. Шабельской в 1905 году (нижние).
Образцы украшений, выполненных в технике скани.
Поступили из коллекции Ф. М. Плюшкина в 1913 году (верхнее)
и Музея народов СССР в 1948 году (нижнее).
Вот как обычно наряжается женщина из числа богатых, отправляясь в гости: сначала надевает штаны из ситца, качественные, за полтора рубля; затем надевает шёлковое платье, для богачей средней руки — 25 рублей; нагрудник на платье — по меньшей мере, 10 рублей, а ещё украшения для волос по всей длине кос, с монетами, с кистями из позумента — 20 рублей; а ещё воротниковая застёжка «яка чылбыры» на шее — самое малое, 15 рублей; но она в наше время выходит из моды; на шею надевают ожерелье из жемчуга. Далее она надевает перевязь, называемую «хаситэ». Хаситэ надевают наискосок от плеча до подмышки, оно обходится очень дорого, самое лучшее стоит сто рублей. Затем надевается камзол, у богатых со средним состоянием он стоит около 200 рублей. Следом калфак, расшитый жемчугом, или простой — 10 рублей; шапка — дороже. Серьги с жемчугом, никак не меньше 25 рублей; а если на голову повязывается шаль, то дешёвая стоит 5 рублей (а шёлковая шаль — 15 рублей, не меньше). Затем надевается новая шуба, атласная, на меху (взятом с брюха обыкновенной лисы или корсака) — не меньше 50 рублей; поверх неё накрываются чапаном — 15 рублей; а на ногах пусть будут обыкновенные ичиги — 3 рубля, а ещё кауши по 2 рубля. Всего выйдет — 481 рубль 50 копеек!»
Заметим, что к концу XIX века 50 копеек стоил пуд муки.
Ценность открытия
Каталог содержит сведения в том числе о малоизвестных, а иногда и почти забытых раритетах. Один из них можно видеть на обложке, с изображением костюма богатой казанской татарки. Это — өрпәк — большое головное покрывало с закруглёнными или срезанными углами, которым восточные женщины старше 40 лет повязывали голову. Өрпәк представлял из себя кусок ткани размерами 3 на 2 метра, повязывался особым образом. В современном бытовании его аналогом можно было бы назвать всем известный палантин, и Өрпәк в современном стилизованном виде вполне может вернуться в гардероб татарских (и не только!) модниц. В каталоге представлен образец второй половины XIX века из хлопчатобумажной ткани, позумента, шёлковой и золотной нитей, поступивший в РЭМ из коллекции Музея народов СССР.
Өрпәк — женский головной убор казанских татар. Поступил с коллекциями Музея народов СССР в 1948 году.
Фрагмент вышивки.
Среди богатейшей коллекции ювелирных украшений ценнейшими являются образцы, выполненные в технике бугорчатой скани — почти исчезнувшей в наши дни. Как говорит Рауза Султанова, один из мастеров в совершенстве владеющий этой трудоёмкой техникой — Равкат Мухаметшин. И чрезвычайно важно сохранить это уникальное искусство и передать его потомкам.
Листая страницы альбома «Татарский костюм. Российский этнографический музей», в ценности татарского материального наследия сомневаться не приходится. И работа авторов проекта, доносящих эту идею до читателей, заслуживает признания и благодарности.
Рубаха женская татар-мишарей.
Поступила с коллекциями Музея народов СССР в 1948 году (дар Московского политехнического музея).
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев