Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Сделано в Татарстане

Татарка версии 1900

Чтобы лучше представить себе, что определяло повседневность татарки эпохи движения за права женщин, мы составили текст на основе комментария доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ Лилии ГАБДРАФИКОВОЙ.

Фотография на бланке открытого письма. 
Портрет девушки-татарки.
1900–1910-е

 

Из архива журнала "Казань" № 3,2022 г.

Чтобы лучше представить себе, что определяло повседневность татарки эпохи движения за права женщин, мы составили текст на основе комментария доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ Лилии ГАБДРАФИКОВОЙ.

Бэкграунд
Образ жизни татарской женщины определялся разными факторами — происхождением, материальным положением. Они в свою очередь определяли среду обитания, окружение, влияли на интересы, образ и стиль жизни женщины. Повседневная жизнь купеческой дочери несравнима с миром татарской женщины из рабочей слободы. Но их объединяло одно — обе, по сути, находились в промежуточном состоянии и шли против традиционных установок. Их жизнь отличалась от жизни бабушек и мам. Татарская женщина XVIII — начала XIX века вела более замкнутый образ жизни, чем татарка рубежа XIX–XX веков.

Детство
Детство татарки определялось положением семьи, материальными условиями. Если она росла у бедных родителей или же была сиротой, скорее всего, её ждала участь «асрау кыз» (воспитанницы-прислуги). Например, будущая актриса Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская была «асрау кыз» в доме купцов Апанаевых.
Но у всех татарских родителей, независимо от социального положения, был один приоритет — это обязательное «сабак алу» (буквально: «взять урок»). Хотя бы на один учебный сезон («бер кыш» — «одна зима») девочку отправляли к жене муллы, где она училась читать и постигала азы мусульманской религии. На рубеже XIX–XX веков открылись специальные женские школы, где была более широкая программа обучения.
До 7 лет у татарской девочки была относительно свободная жизнь, но после этого возраста появлялись какие-то ограничения. Например, нельзя было играть с мальчиками, надо было учиться и так далее.

Брак
В татарском обществе существовал институт сватовства, когда собиралось определённое «досье» на жениха и невесту, на их семьи и род. Браки заключались между представителями одного социального круга. Это было определённой гарантией успешности союза, ведь между равноправными парт­нёрами гораздо реже возникали конфликты.
Иногда молодые женились, минуя сватовство. Так, например, возникали смешанные семейные союзы и, как правило, такие случаи осуждались татарским обществом.

А как же любовь?
В жизни татарской женщины была и любовь. А как же иначе? Сватовство не означало принуждение. Если предполагаемый жених не нравился девушке (а ей могли устроить случайную встречу или же показать фотографию), она имела право отказаться от предстоящего никаха. Иногда будущие супруги до брака вели переписку. Например, так началась история семьи богослова Мусы Бигиева и его супруги Асьмы Камаловой.
О настоящей любви, об особо доверительных отношениях между супругами можно говорить, опираясь на такое наблюдение: институт многожёнства не имел широкого распространения среди татар. Особенно в просвещённую эпоху модерна. И это объясняется не только материальными возможностями татарских мужей, а их особым отношением к жёнам. Они берегли их чувства. Кстати, у очень многих богатейших казанских купцов, да и у мулл, были единственные жёны. Значит, в их семьях была любовь.

Семья
Как и в известном романе Льва Толстого, жизнь в татарской семье могла быть как счастливой, так и несчастной. В этом случае у татар‑мусульман всегда была возможность развода и заключения нового брачного союза. Разводы происходили по самым разным причинам — материальные вопросы, психологическая или иная несовместимость. Одной из причин могло быть и домашнее насилие, обусловленное алкогольной зависимостью мужа — проблема была особенно актуальна для рубежа XIX–XX веков.

Татарки в национальных костюмах. Российская империя, Казанская губерния. 1910–1920-е

Дети
Воспитание детей считалось основной обязанностью татарской женщины. Не зря в начале XX века татарок называли «милләт аналары» («матери нации»). Именно женщина определяла её будущее. Именно в это время актуальным стал вопрос о женском просвещении. Ведь если мать образованна, то, скорее всего, и её ребёнок будет обладать хорошим развитием и кругозором.
По нормам ислама, женщина должна была кормить ребёнка грудью до двух лет. Малыш всегда находился при матери. У крестьянок, например, для таких случаев была даже «бала арбасы» («детская тележка»), и они везде брали с собой своих детей. В силу такого бережного и внимательного подхода в воспитании среди татар до революции процент младенческой смертности был значительно ниже, чем у других народов.
В городах работницы жили и воспитывали детей уже в других условиях. В состоятельных татарских семьях были и кормилицы, и няни, появились и гувернантки.

Распорядок дня
Распорядок дня зависел от социального положения женщины, но у большинства определялся ещё религиозной культурой, необходимостью соблюдения пятикратного намаза. Работающие женщины подчинялись ещё и трудовому распорядку. Более свободно распоряжались своим временем представительницы буржуазных кругов. В их жизни значительное место занимали женские меджлисы, где они имели возможность общения, новых знакомств и так далее. Татары вообще всегда любили так называемые гостевания.
Как правило, замужняя татарка не работала, полностью посвящая себя семье и детям. В начале XX века появилась такая тенденция, как учительницы — жёны мугаллимов. Тяжела была участь работниц-татарок из бедноты. Они буквально разрывались между фаб­рикой и рабочими бараками, а их дети росли практически без присмотра в рабочих слободках.

Гигиена
Символом известной всем татарской чистоплотности можно назвать кумган. Он был нужен для пятикратного тахарата (омовения перед намазом). Те, кто жили своим домом, а не квартировали где-либо, имели возможность в любое время затопить баню. Чаще всего это делали по четвергам, накануне пятницы.
Татарки тщательно ухаживали за телом, так что многие современные тренды покажутся приветом из XIX века. Некоторые моменты, наоборот, удивят. Например: татарские женщины XVIII — начала XIX века чернили зубы — по восточной традиции это считалось признаком красоты и ухоженности. В конце XIX века эта мода уже ушла, а зубы чистили мисваком — особой деревянной щёткой.

Реализация
На работу татарскую женщину гнала нужда. Как правило, фабричные работницы, домашняя прислуга и даже учительницы-мугаллима́ происходили из бедных семей. По той же причине и из той же среды появились и представительницы развлекательной сферы — татарские певицы, актрисы. Творческие, интеллигентные профессии в некоторой степени можно рассматривать и как элемент самореализации татарской женщины. В этой связи для богатых татарок актуальными были занятия благотворительностью — они открывали школы, приюты, кто-то находил себя в литературной деятельности.

Хобби
Увлечением татарок всегда было рукоделие. Они мастерили изумительные калфаки, каляпуши. В XIX веке занятия декоративным творчеством превратились для некоторых женщин в заработок, они сдавали свои изделия перекупщикам и жили на вырученные средства. Шитьё, ткачество, вязание, вышивание — неотъемлемые элементы мира татарской женщины.

Фотографии предоставлены 
Национальным музеем РТ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев