В женской половине
С прошлого года в Казани работает культуртрегерский проект «Мир татарской женщины».
Авторы проекта — Наиля Ханбекова, Дина Хабибуллина,
Энже Дусаева, Лейсан Дусаева, Гузелия Гиматдинова.
С прошлого года в Казани работает культуртрегерский проект «Мир татарской женщины». Экскурсия, озвучивающая забытые имена татарских женщин рубежа XIX–XX веков. О его идее рассказывают сами авторы — Энже ДУСАЕВА, Наиля ХАНБЕКОВА, Гузелия ГИМАТДИНОВА и Лейсан ДУСАЕВА.
Энже Дусаева: Идея провести экскурсию возникла у меня после показа сериала «Зулейха открывает глаза». Оказалось, что многих задел образ главной героини. С моей бывшей студенткой, а теперь уже коллегой Гузелией Гиматдиновой мы провели прямой эфир, пытаясь объяснить, чем вызван такой резонанс. Чуть позже, во время прогулки по Старо-Татарской слободе, я поняла: мы никогда или почти никогда не слышим женских имён в контексте города. Единственный символ — ханбике Сююмбике и легенда, связанная со строительством башни. Отсутствие женщин в экскурсионных текстах объясняется тем, что нам рассказывают о политической истории, что подразумевает мужской мир, в котором практически не было места женщинам. Я подумала — не мы ли сами определяем, что интересно туристам и жителям города. Так появился проект «Мир татарской женщины».
Первая экскурсия была подготовлена силами моих бывших студенток: Наили Ханбековой, Дины Хабибуллиной, Гузелии Гиматдиновой и моей сестры, актрисы и журналистки Лейсан Дусаевой. Мы провели её на ежегодном празднике Старо-Татарской слободы «Печән базары» (Сенной базар). Наш проект — это не только работа с исследовательской, краеведческой литературой и архивными материалами. Мир татарской женщины — это наши размышления о самих себе, потому что мы тоже татарские женщины, и мы разные — учёная, актриса, экскурсовод, сотрудник музея, экоактивистка, кроме того, мы — мамы, жёны, и список остальных ипостасей можно продолжать. А ещё на экскурсии приходят наши маленькие дети, и это тоже добавляет атмосферу, потому что дети — часть нашей жизни.
Лейсан Дусаева: Нам бы не хотелось, чтобы этот проект воспринимался как противопоставление мужскому миру. Мы неотделимы. На каждого мужчину влияет женщина, точно так же, как на каждую женщину влияют мужчины. Мир прекрасен в своём разнообразии.
Э. Д.: Подобная подача материала связана с тем, что в университете я преподавала ряд курсов, связанных с гендерными исследованиями Вместе со студентами мы анализировали особенности текстов, восприятия и конструирования гендерных стереотипов.
Наиля Ханбекова: Мы рассказываем о разных женщинах‑татарках — известных и не очень, об успешных карьеристках, хранительницах очага, о творческих и обычных, земных женщинах. Нам привычнее было смотреть на Татарскую слободу через судьбы мужчин, мужские имена. При смене оптики оказалось, что женских имён там не меньше, если не больше. Мы говорим о татарках, которые жили 100-120 лет назад, это диктует пространство города, в котором мы находимся и по которому проходит наш маршрут: здания, дома, в которых эти женщины жили, любили, творили, выбирали свою судьбу.
Ещё один тематический пласт экскурсии посвящён собирательному образу, архетипу татарки. Часто — мифу, о котором все знают, слышали, но не воспринимают как реальность. За фасадами исторических зданий мы увидели живых женщин, говорили об их жизни, засвидетельствованной лишь в «немых» документах в архивах.
Среди героинь экскурсии — разные женщины. Театральный контекст подсказал нам имена первой татарской женщины-актрисы Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской и жены Галиасгара Камала. Озеро Кабан — героиню сказки Тукая «Су анасы» — прообраз казанской царицы Гаухаршад, по легенде задобренной ханскими сокровищами Сююмбике. Пё-
стрые городские усадьбы на набережной — имена мещанок и жён богатых татарских купцов, иногда — купчих-бизнесвумен начала ХХ века. Татарки рубежа ХХ века воспринимаются нами — татарками начала ХХI века под налётом стереотипов. Но даже сто лет назад эти женщины совмещали разные роли. Например, сноха Шигабутдина Марджани была владелицей магазина, матерью огромного семейства, отличной хозяйкой и знатоком Корана.
Гузелия Гиматдинова: Наши героини — просветительницы рубежа XIX–XX веков, культ-
регеры Фатиха Аитова и Сара Шакулова, одержимые идеей просвещения нации и качественного скачка национального женского образования. Предпринимательницы Бибизюхра Азимова и Биби-Марьям-Бану Апакова (мадам Шамиль), которые являлись собственницами имущества и самостоятельно вели дела. Будучи активными и целеустремлёнными, каждая достигла определённых высот в своей сфере, разбив стереотип о татарской женщине как зависимой женщине мусульманского Востока. Героини экскурсии в большей степени были ориентированы на Европу в сфере культуры, образования, моды.
Э. Д.: Мне кажется, героини ещё и мы сами, и те женщины, что пришли к нам на экскурсию. Их взгляды и личные истории вдохновляют. После первой экскурсии к нам подошла женщина-мусульманка с ребёнком и сказала, что занимается особенными детьми. История Фатихи Аитовой, продвигавшей женское образование, вдохновила её, придала сил.
Н. Х.: В список героинь входят имена «гениев места» Татарской слободы рубежа ХХ века. Постепенно он расширился так называемыми героинями «второго плана», о которых мы знали из работы в архивах.
Л. Д.: Как актрисе, мне хотелось передать мир татарской женщины через поэзию. Как журналисту — рассказать, что о казанских татарочках писали в прессе рубежа веков.
Э. Д.: У меня была идея начать с момента формирования татарской нации, осознания себя таковой, это как раз рубеж XIX–XX вв. Наш проект — это один из вариантов публичной истории, популяризации научного знания.
Это лишь начало целой серии, и мне хочется, чтобы проект продолжался. Так как дальше наступает советское время, и имена женщин того времени в каком-то смысле ещё менее известны, несмотря на пресловутую эмансипацию и уравнивание в правах. Это важно, прежде всего для меня самой, как своеобразный процесс самоидентификации, поиска и понимания своих предшественниц. Мы обсуждали возможность доработки и продолжения цикла встреч, чтобы рассказать о сегодняшних татарках, гениях места.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев