Франк Уитсон Феттер в Казани
Летом 1930 года американский экономист Франк Уитсон Феттер (1899–1991) как частное лицо провёл несколько недель в Казани и стал свидетелем подготовки и празднования X-летия образования Автономной Татарской Советской Социалистической Республики (АТССР).
Рамина АБИЛОВА
Татьяна КРАШЕНИННИКОВА
Летом 1930 года американский экономист Франк Уитсон Феттер (1899–1991) как частное лицо провёл несколько недель в Казани и стал свидетелем подготовки и празднования X-летия образования Автономной Татарской Советской Социалистической Республики (АТССР).
В СССР Феттер приехал с фотоаппаратом «Лейка», благодаря чему у нас есть возможность увидеть редкие кадры не только Москвы, Баку и Тифлиса, но и Казани. Именно здесь была создана обширная фотоколлекция, которая в настоящее время хранится в библиотеке редких книг и рукописей имени Дэвида М. Рубенстайна Дюкского университета.
Площадь Свободы в день празднования X-летия АТССР. 25 июля 1930 года
Прибыв поездом из Москвы 4 июля, Феттер снял меблированную комнату с пансионом на улице Рыкова (ныне Тельмана). Его ближайшими соседями были семьи Гаркави и Кальнины. С ними и их детьми он совершал ежедневные прогулки по городу. Не стал исключением и день 25 июля, когда республика праздновала X-летие со дня образования АТССР.
Экспозиция «Всетатарской выставки» во дворе Дома Красной Армии. 25 июля 1930 года
Накануне праздничных торжеств газета «Красная Татария» вышла с лозунгом «Завтра все на улицу!». Городские власти запланировали проведение большого количества зрелищных мероприятий. Среди них были Сабантуй в Заречье и военные игры на Чёрном озере и площади Свободы. В программу также вошёл Всетатарский физкультурный праздник. Посещение кинотеатров было бесплатным или с 50-процентной профсоюзной скидкой. Кульминацией зрелищности должны были стать пиротехнические эффекты.
Около десяти утра Феттер пришёл вместе с детьми семьи Гаркави на площадь, где должна была пройти праздничная демонстрация. Фотография, которую сделал Феттер, запечатлела площадь перед Домом Красной Армии (бывшее здание Дворянского собрания) и организованные группы юных пионеров, которые показались ему похожими на американских бойскаутов. Он отметил яркое декоративное убранство Дома Красной армии и центральной трибуны на площади. Но особое внимание обратил на агитационно-пропагандистские макеты с изображением советской символики и процентными выкладками по развитию промышленности и сельского хозяйства за десять лет существования ТАССР. «Я не знаю,— писал Феттер,— являются ли русские равными немцам и японцам в их любви к статистике, но я думаю, что они даже побеждают американцев в их любви к графическим представлениям». Феттер с сожалением констатировал, что советские люди по-детски верят в силу статистики и непогрешимость цифр, и, скорее всего, в будущем их ждёт разочарование.
Сам парад Феттер не застал, так как спешил на урок русского языка, который давала ему бывшая преподавательница Родионовского института Е. Н. Зыбина. Позднее ему сказали, что в параде принимали участие слоны из Госцирка, но он усомнился в правдоподобности столь экзотического факта, поскольку это едва ли соответствовало случаю.
Экспозиция «Всетатарской выставки» во дворе Дома Красной Армии. 25 июля 1930 года
После обеда Феттер предпочёл посетить «Всетатарскую выставку» в Доме Красной Армии, которая открылась 23 июля. На ней были представлены отделы промышленности, животноводства, сельского хозяйства, строительства, здравоохранения и другие. Выставка работала практически до позднего вечера: с 12 до 15 часов дня и с 17 до 22 часов и пользовалась большой популярностью. Широкий тематический охват выставки порадовал Феттера. Для него это была прекрасная возможность пополнить знания в области советской экономики. Среди выставочного поголовья сельскохозяйственных животных Феттер выделил домашних свиней, которые, по его мнению, из-за своего внушительного вида могли бы занять призовое место на сельскохозяйственной ярмарке в Америке. Также он отметил, что центром притяжения на выставке стал трактор Fordson, за работой которого наблюдали многочисленные посетители.
Экспозиция вызвала у Феттера недоумение контрастом между представленными продуктами и низкой покупательной способностью населения. Убедился Феттер в этом на своём личном опыте. Стоимость бутерброда с ветчиной он сравнил с королевским выкупом. В то же время он предположил, что демонстрация товаров предваряла будущие успешные результаты пятилетнего плана.
Агитационно-пропагандистская фигура «Динамика посевных площадей» на площади Первого мая. 27 июля 1930 года
После выставки Феттер искупался в Казанке, что делал почти каждый день и находил в этом особое удовольствие. Вечером он отправился на улицу Большую Проломную (ныне Баумана) в кинотеатр «Электра». Многие городские кинотеатры показывали документальный фильм режиссёров Александра Дубровского и Каюма Позднякова «Татарстан. Страна четырёх рек» о достижениях республики за первое десятилетие. Фильм оказался настолько популярным, что Феттер не смог достать билет на сеанс в 18:30, и ему пришлось дожидаться следующего показа в 20:15. Местная тематика привлекла публику, в зале не было свободных мест. По наблюдениям Феттера, ни одна комедия с Чарли Чаплином не вызывала такой интерес у казанских жителей, как это делали фильмы, в которых можно было увидеть своих знакомых. В целом ему понравился фильм, несмотря на то, что с точки зрения качества съёмки не всё было совершенным. Его впечатлили сцены с видами на Волгу и достопримечательностями Казани. Он также обратил внимание на прямолинейную демонстрацию преимущества коллективных сельских хозяйств перед единоличными, антирелигиозную пропаганду, формы ликвидации неграмотности. Феттера всегда интересовала реакция публики на те или иные кинокадры. Вот и в этот раз он отметил, что фрагмент о наступлении чехословаков на Казань в 1918 году вызвал аплодисменты публики только в тот момент, когда красные войска вошли в город.
Входные ворота в Казанский Богородицкий монастырь со стороны улицы Поперечно-Казанской. На надвратной иконе изображены Казанские святители Гурий, Варсонофий, Герман и Гермоген, держащие Казанский образ Богоматери. 27 июля 1930 года
Сверх программы зрителям показали юбилейный фильм «125 лет Казанского государственного университета имени В. И. Ленина». Феттера удивило, что во время показа на экране изображений Ленина и Толстого в зале не было аплодисментов, как это бы произошло в подобных случаях в Америке.
Агитационно-пропагандистская фигура «Ты должен иметь заем! Займы — опора индустриализации» на площади Первого мая. 27 июля 1930 года
Тот день у Феттера завершился встречей и беседой с соседом по дому. В последующие дни он ещё раз сходил на выставку в Дом Красной Армии и сфотографировал праздничное оформление города.
Несколько фотокадров Феттера к настоящему времени широко растиражированы. Это касается прежде всего фотосъёмки Спасской башни Казанского кремля, которую он сделал 27 июля. Именно её декор включил все идеологические и пропагандистские символы и атрибуты: надписи на латинице и кириллице, памятные даты «1920–1930», «X лет», изображения серпа и молота, символов электрификации и индустриализации, портрет В. И. Ленина.
Вместе с тем фотографии Дома Красной Армии и Спасской башни намного глубже по содержанию, так как отражают ещё одну, пожалуй, самую важную символику 1930 года — перехода от одной эпохи к другой. Визуальные образы церкви во имя Грузинской иконы Божией Матери и комплекса Спасо-Преображенского монастыря отчётливо видны на фотографиях Феттера. Церкви были закрыты, службы в храмах не проводились, но сами здания и купола с крестами оставались для многих горожан символами веры и почитания.
Апофеозом отражения уходящей и наступления новой эпохи является малоизвестная камерная фотография входных ворот в Казанский Богородицкий монастырь со стороны улицы Поперечно-Казанской, сделанная Феттером 27 июля. Надвратная икона с изображением Казанских святителей Гурия, Варсонофия, Германа и Гермогена, держащих Казанский образ Богоматери, и символ новой эпохи — красные флаги. Ворота, как и храмы, будут взорваны и стёрты из памяти новых поколений буквально через несколько лет. Флаги останутся. В этом случае ворота красноречиво символизируют переход из одной эпохи в другую.
Абилова Рамина Олеговна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
Крашенинникова Татьяна Петровна — кандидат исторических наук, доцент Института международных отношений Казанского федерального университета.
Фотографии Франка Уитсона Феттера публикуются с согласия библиотеки Дюкского университета. Photographs – Russia – 1930 // Frank Whitson Fetter Papers, David M. Rubenstein Rare Book & Manuscript Library, Duke University.
Агитационно-пропагандистская фигура «Динамика посевных площадей» на площади Первого мая. 27 июля 1930 года
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев