Казмаш: история развития (из №8, 2018)
К началу 1930-х годов в Казани проживало около 200 тысяч человек. Строительство авиационного гиганта означало фактически создание второй Казани.
3 июля в Казани был дан салют: в числе двадцати городов страны столице Татарстана было присвоено почётное звание «Город трудовой доблести». Так отмечен значительный вклад Казани в достижение победы в Великой Отечественной войне, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на предприятиях города, проявление массового трудового героизма и самоотверженности.
К началу 1930-х годов в Казани проживало около 200 тысяч человек. Строительство авиационного гиганта означало фактически создание второй Казани.
Авиастрой: как всё начиналось
В начале 1932 года по решению правительства начала разворачиваться подготовка к строительству завода № 124 в Казани.
Проектирование новостройки поручили институту по проектированию авиационных заводов (Гипронииавиапром), который ещё в конце 1931 года приступил к изыскательским работам. Во всех районах республики готовили каменщиков, плотников, жестянщиков, дюральщиков... Вскоре на стройплощадках появились бригады рабочих казанских заводов и фабрик, крестьяне из ближайших деревень, сотни колхозников, приглашённых из районов Татарии.
Кадры строителей пополнялись за счёт прибывших из Белоруссии и Украины крестьян, которые приехали с семьями, лошадьми, повозками, инструментом и домашним скарбом. Стремление к индивидуальному ведению хозяйства накладывало отпечаток на их образ жизни. «Грабари», как их потом стали называть, селились главным образом вблизи оврагов. Жилище грабаря представляло собой полуземлянку, за ней — помещение для лошади, коровы, свиней. Именно грабари, наряду с местными крестьянами, стали основными поставщиками молока, мяса, яиц для авиастроителей. Грабарский посёлок располагался между ТЭЦ-2 и силикатным заводом. Густо было усеяны грабарскими насыпушками склоны оврага между Соцгородом и посёлком Свердлова, несколько позже возник посёлок в районе водозабора.
Постройка Соцгородка. 1933
В каком-то смысле грабарями (по крайней мере, по происхождению) были и братья Николай и Андриан Ельцины (отец и дядя первого президента России), которые с декабря 1932 года работали на строительстве авиазавода. Братья были хорошими плотниками, и вскоре Николай Игнатьевич стал бригадиром, а его брат Андриан — звеньевым. Николай Ельцин вместе с женой Клавдией и полуторагодовалым сыном Борисом, как и все семьи строителей, жил в барачном посёлке. Через год братья Ельцины попали в поле зрения оперуполномоченного местного ОГПУ, поскольку не очень-то и скрывали своё недовольство некоторыми порядками на стройке. В апреле 1934 года Николая и Андриана Ельциных арестовали за контрреволюционную пропаганду. Маленького Борю с мамой на три года приютила казанская семья, отец с дядей в это время находились в исправительно-трудовых лагерях. Вот таким далеко не радужным было знакомство с Казанью тогда совсем юного Бориса Николаевича Ельцина.
В середине 1932 года на караваевских землях работали около двадцати тысяч человек. Штаб строительства расположился в здании бывшей духовной семинарии (ныне улица Декабристов, 172). Впоследствии оно получило название «старое Управление». По полям Караваево и окраине Казани разъезжали геодезисты, распределяли участки под строительство.
Далеко не лёгким делом было строительство водозабора. Не имели ещё в Казани опыта возведения таких уходящих глубоко под воду башен, именуемых «криб». Установку и монтаж криба закончили к концу 1935 года. Затем полным ходом сооружали первый и второй подъёмы, прокладывали водопроводы, строили служебные и жилые корпуса, котельную. Водозабор заработал в 1937 году.
На строительстве водозабора прорабом работал Алексей Павлович Чкалов — брат знаменитого лётчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова. Он возглавлял бригаду бетонщиков, которая сооружала криб.
В 1933 году начал работать хлебзавод № 2. Строительство главного корпуса снабжалось водой из прилегающих болот, озёр. На строительство авиагиганта были переброшены по договору из Горького иностранные рабочие. Вслед за закладкой завода стали сооружаться железнодорожные и трамвайные пути, шоссейные дороги, разрабатывались карьеры.
Начали строить бараки — жильё для рабочих. Коровники фермы № 2 приспособили под общежития. В них поселили свыше пяти тысяч человек. В распоряжение руководства Казмашстроя предоставили городские гостиницы «Франция», «Бристоль», «Совет», «Сибирские номера». Также строились каркасные дома в посёлке инженерно-технических работников (сейчас район парка Урицкого.)
В большом доме купца Фролова открыли поликлинику, а в доме меховщика Дикушева — детские ясли.
В развёртывании строительства авиакомбината большую роль сыграл Пётр Иванович Баранов, начальник главного управления авиационной промышленности, заместитель Наркомтяжпрома. Начальником строительства Казмашстроя был Кузьма Дмитриевич Кузнецов, позднее ставший директором Авиакомбината.
В 1932 году были основаны Казанский авиационный институт и авиационный техникум. Сразу же открывается и филиал института в Караваево, в нём рабфак с русской и татарской группами.
Приступили к застройке стандартного посёлка кирпичными одноэтажными домами барачного типа и деревянными каркасными двухэтажными домами. Тогда же завод получил имя Серго Орджоникидзе, посёлок ИТР — имя Урицкого, стандартный посёлок — имя Свердлова и Соцгород — имя Серго Орджоникидзе, а ферма № 2 стала посёлком имени Воровского.
Группа рабочих-строителей вместе с пионерами в доме отдыха «Голубое озеро». 1934
Широким фронтом возводилось жильё. Сто пятьдесят деревянных домов барачного типа расположились недалеко от управления и возле села Сухая река. Они так и именовались «Сухореченские бараки».
В 1934 году был построен спортивный комплекс с деревянными трибунами, футбольным полем, беговыми дорожками. Ближе к 1939 году на стадионе появился спортивный зал.
В конце 1937 года в Соцгороде приняли новосёлов первые дома по улице Лядова, заканчивалось строительство школы № 36. Строился большой дом № 9. В посёлке Свердлова заселили сто пятьдесят бараков, возводились рубленые дома, строился клуб строителей. Был создан трампарк № 3.
Ферма № 2, приспособленная под барак для рабочих.
В 1937 году большим событием в жизни коллектива завода стал пуск первой турбины ТЭЦ-2 мощностью двадцать пять тысяч киловатт. Появилась своя электроэнергия для нужд производства и населения района.
Но дальнейшим планам энтузиастов-строителей не суждено было сбыться: началась война…
Сергей Павлович Королёв на заводе
В годы Великой Отечественной войны Сергей Павлович Королёв работал в тесном контакте с ОКБ завода. Владимир Михайлович Мясищев, ставший главным конструктором завода после гибели Владимира Михайловича Петлякова, вместе с ним занимался модернизацией пикирующего бомбардировщика Пе‑2. Королёв вместе с Валентином Петровичем Глушко предложил для повышения лётных и боевых качеств Пе-2 использовать ракетные двигатели. Самолёт, оснащённый ракетными двигателями РУ-1, мог в случае необходимости быстро догнать противника или, наоборот, уйти от него. Кроме того, ракетный ускоритель существенно увеличивал скороподъёмность самолёта. В этом жидкостном ракетном двигателе впервые в истории были применены азотная кислота как окислитель и керосин как топливо. На серийном самолёте Пе-2 надо было с минимальными доработками самолёта создать установку, объединяющую установку РУ-1 с основными двигателями Владимира Яковлевича Климова в единый комплекс.
В 1942 году Сергей Павлович был назначен ведущим инженером по проектированию и лётным испытаниям этого комплекса. В мае 1943 года самолёт в опытном производстве был закончен, и под руководством Королёва начались наземные испытания и полёты.
Летчик-испытатель завода Александр Григорьевич Васильченко вместе с Королёвым совершил на этом самолёте сто десять полётов. Они смогли отработать ускоренный взлёт, сократить длину разбега.
В 1945 году Сергей Павлович за эту работу был награждён своим первым орденом — «Знак Почёта».
В годы войны
Фашисты были на подступах к Москве, когда правительство страны решило эвакуировать в тыл многие предприятия оборонной промышленности, в том числе Московский авиационный завод № 22.
Эвакуация огромного завода даже в мирное время непростая задача, а во время войны сделать это в сто раз трудней: на счету каждый паровоз, каждый железнодорожный вагон. Для переброски завода в Казань потребовалось три тысячи вагонов. Переброска заняла около двух месяцев.
До нового года в Казань прибыли свыше тридцати двух тысяч москвичей. Люди размещались в эвакопунктах: кинотеатрах, Кремле, ТЮЗе, ряде клубов Казани. В декабре 1941 года произошло слияние двух заводов. В небывало короткий срок коллектив установил на новых площадях станки, оснастку, приспособления и стал активно выдавать продукцию. Казанский авиационный завод № 22 начал изготавливать самолёты Пе-2 и Пе-8. Главным конструктором самолётов был Владимир Михайлович Петляков. Директором завода назначили генерал-майора Василия Андреевича Окулова.
Зима того года была суровой. В отдельные дни мороз доходил до минус пятидесяти градусов. Больше половины заводчан жили в десяти-четырнадцати километрах от цехов, трамваи работали плохо, и часто шли на завод и обратно пешком. В главном корпусе завода стояла минусовая температура, работали зимой не раздеваясь.
Самолёт Пе-2 — двухмоторный пикирующий дневной фронтовой бомбардировщик. Пе-8 — тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик. Именно Пе-8 в июле 1941 года долетел до Германии и стал бомбить Берлин.
С первого дня войны завод перешёл на круглосуточный режим работы. Рабочие не выходили из цехов до тех пор, пока не сдадут суточных заданий, а специалисты вообще находились на казарменном положении. Только так можно было добиться увеличения выпуска продукции. Каждые сутки завод выпускал по десять-двенадцать Пе-2.
Десятки рабочих начали овладевать смежными профессиями, включились в движение многостаночников. На заводе появились рабочие, выполнявшие план на тысячу процентов — так называемые тысячники. Небывалый размах приобрело и стахановское движение.
Начиная с 1942 года завод из года в год выполнял и перевыполнял государственный план. В 1944 году за один день выпускалось в два раза больше Пе-2, чем перед войной.
Завод помогал фронту не только боевыми самолётами. Как и по всей стране, работники завода сдавали в фонд обороны личные сбережения. Заводчане заботились о раненых в госпиталях, семьях фронтовиков. Уже во второй половине 1941 года в фонд обороны на заводе было собрано свыше двух миллионов рублей, в следующем году эта цифра увеличилась вдвое. Деньги решили использовать на создание и оснащение боевой эскадрильи.
В первомайские дни 1943 года на казанском аэродроме выстроились полки 202-й бомбардировочной авиадивизии. Труженики Татарии собрали на боевое оснащение авиации десятки миллионов рублей из своих сбережений и передали этой дивизии сто два самолёта Пе-2.
В 1941–1945 годах завод выпустил свыше десяти тысяч самолётов. Казанская машина стала основным бомбардировщиком наших Военно-воздушных сил. Лётчики любили «пешку» за высокие скоростные и маневренные качества, мощное вооружение и удивительную живучесть.
Пе-2 и Пе-8 громили врага под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, участвовали во всех наступательных операциях наших войск вплоть до штурма Берлина.
За время войны завод стал неузнаваемым: выпуск продукции перемахнул далеко за довоенный уровень. Было пущено сорок поточных линий. К маю 1945 года коллектив завода с честью выполнил свои обязательства. Героические дела тружеников тыла перекликались с героизмом воинов на фронте.
Большой вклад в разгром врага внесли лётчики‑испытатели, такие как Александр Григорьевич Васильченко, Александр Силуянович Пальчиков, Николай Николаевич Аржанов, Тихон Лукьянович Рябченко, давшие путёвку в жизнь многим тысячам бомбардировщикам. Лётчики гордо говорили: «Наша Пешка выдвигается в Ферзи».
За боевые заслуги на фронтах Великой Отечественной войны двенадцать работников завода были удостоены звания Героя Советского Союза, а коллектив завода в 1945 году награждён вторым орденом — Красного Знамени за образцовое выполнение задания правительства по производству боевых самолётов. На вечное хранение заводу было передано переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР, оно хранится в музее трудовой славы.
Послевоенный подъём
Значительная веха в послевоенной жизни завода связана с дальним бомбардировщиком Ту-4. Для организации его выпуска потребовалась коренная перестройка всего завода. Серийное производство самолётов ТУ-4 послужило фундаментом для создания в пятидесятые годы уникального по своим лётно-техническим характеристикам и долголетию самолёта Ту-16. Начали изготавливаться гражданские самолёты.
Завершили строительство Дворца культуры имени Ленина, сделали многое другое, помимо самолётов.
Заводы изменяют район
Осенью 1973 года директором завода назначается Виталий Егорович Копылов. Он не только оправдал доверие правительства, но и заслужил искреннее уважение коллектива. Вскоре авиастроители по достоинству оценили масштабное видение нового руководителя, его редкую природную интуицию. При «красном директоре», как называли Копылова, началось грандиозное жилищное строительство для работников завода — жителей Ленинского (ныне Авиастроительного) района Казани. Предприятие ежегодно вводило в строй до тридцати тысяч квадратных метров благоустроенного жилья. Были построены собственный домостроительный комбинат и железобетонный мост через железную дорогу в районе авторынка в Авиастроительном районе (сейчас наш домостроительный комбинат работает на казанский метрострой, мост тоже по-прежнему эксплуатируется).
В результате открылись два с лишним десятка дошкольных учреждений (ни одно предприятие города таким количеством похвастаться не могло!), школа, учебно-курсовой комбинат, поликлиника (тогда по приказу Копылова закупили аппаратуру УЗИ, в числе первых в городе!), профилакторий, больница. С 1974 по 1993 год сдали в эксплуатацию одиннадцать магазинов, четыре административно-бытовых объекта, построили почту и аптеку, два клуба для внешкольной работы с детьми. В 1983 году завод построил первое высотное здание в Казани — шестнадцатиэтажный жилой дом на улице Лукина.
При Копылове начался плановый капитальный ремонт старого жилья в рабочих посёлках с подключением строительных и ремонтных цехов завода. Ремонт продлил срок службы жилья до его сноса. Впоследствии на месте старых домов выросли прекрасные многоэтажные здания.
Фото и информация предоставлены музеем Казанского авиационного завода имени С. П. Горбунова — филиала ПАО «Туполев».
#ТАССР100 #100летТАССР
Теги: 100 лет ТАССР ТАССР 100
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев