Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ТАССР 100

На крыльях Ту

Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова — филиал публичного акционерного общества «Туполев» — современное предприятие с высоким интеллектуальным и техническим потенциалом, уникальный авиастроительный комплекс Российской Федерации. За годы его существования здесь выпущено более двадцати тысяч единиц авиационной техники двадцати двух типов.

Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова — филиал публичного акционерного общества «Туполев» — современное предприятие с высоким интеллектуальным и техническим потенциалом, уникальный авиастроительный комплекс Российской Федерации. За годы его существования здесь выпущено более двадцати тысяч единиц авиационной техники двадцати двух типов.

14 мая 1927 года вышло в свет постановление Совета труда и обороны СССР об организации Государственного авиационного завода № 7 в Москве, который через пять месяцев получил инвентарный номер 22. Небольшой по численности коллектив — четыреста человек построил авиационный завод, освоил производство цельнометаллических самолётов-разведчиков АНТ-3 и подготовил производство новых истребителей АНТ-5 и первых в мире двухмоторных бомбардировщиков АНТ-4, пассажирского АНТ-9.

Фото: Фарит Губаев

АНТ-9, рассчитанный на девять пассажиров, был первым советским пассажирским самолётом для магистральных пассажирских авиалиний.

Позднее завод начал выпускать первый четырёхмоторный АНТ-6 и скоростной бомбардировщик АНТ-40.

В 1938 году в Казани построили самолёт-гигант «Максим Горький». К концу тридцатых годов завод дал путёвку в жизнь самолётам ДБ-А, Ли-2 и Пе-8.

В ноябре 1941 года с началом Великой Отечественной войны завод № 22 из Москвы был эвакуирован в Казань на территорию завода № 124. Предприятие получило название «Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова».

В годы Великой Отечественной войны завод имени Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8. В 1945 году Наркомат авиационной промышленности СССР принял решение о запуске в производство на казанском авиазаводе дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-4 — первого советского носителя атомного оружия. Всего за полтора года коллектив завода смог поставить этот самолёт на крыло. В Казани было выпущено более шестисот машин, которые стали основной стратегической авиации страны.

Фото: Фарит Губаев

Главное внимание заводского коллектива в 1954 году было направлено на резкое увеличение мощностей завода. Предприятие решало сложную задачу освоения и выпуска самолёта Ту-16. С каждым годом завод уверенно наращивал темпы производства самолётов. Уже через пять лет производства и эксплуатации Ту-16 Совет министров СССР принял решение о производстве пассажирского авиалайнера Ту-104 на базе бомбардировщика Ту-16. Продолжала развиваться и дальняя авиация: дозвуковые дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22, производившиеся на заводе в 1960–1969 годах, отличались высокой надёжностью и отличными пилотажными качествами.

Ярким событием в жизни завода стал выпуск межконтинентального пассажирского лайнера ИЛ-62, который более тридцати лет оставался флагманом гражданской авиации.

Фото: kremlin.ru

С 1970 по 1990 год были освоены и запущены в серийное производство сверхзвуковые дальние бомбардировщики и ракетоносцы Ту-22М, Ту-22М2 и Ту-22М3 и сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160. В связи с этим на заводе практически вдвое увеличились производственные площади, обновился парк технологического оборудования.

В середине 1990-х завод совместно с Конструкторским бюро «Туполев» начал разработку и освоение производства пассажирского авиалайнера Ту-214. Сейчас выпускаются самолёты специального назначения на базе типовой конструкции Ту-214. Авиалайнеры создаются по заказу Специального лётного отряда «Россия» и Министерства обороны страны. В авиапарке Специального лётного отряда успешно эксплуатируется самолёт Ту-214СР (самолёт-ретранслятор) для обеспечения Президента России связью с наземными и воздушными объектами, Ту-214ПУ (пункт управления), изготовленный специально для перелёта высшего руководства страны. В рамках договора по открытому небу создан самолёт Ту-214ОН, который с помощью цифрового фото- и видеооборудования ведёт с воздуха съёмку военных объектов других стран — участников договора по «Открытому небу» и тем самым следит за выполнением международных соглашений. Это первый самолёт, с которого были сняты ограничения по использованию оборудования иностранного производства в бортовом комплексе наблюдения.

Фото: Фарит Губаев

По своим лётным характеристикам Ту-214 можно сравнить с Boeing 757 и Airbas A-320. Самолёт оборудован мощным и экономичным двигателем ПС-90А. Воздушное судно было сертифицировано Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета и соответствует всем требованиям по шуму на местности и эмиссии вредных веществ в окружающую среду.

На предприятии ремонтируются и модернизируются самолёты стратегической авиации Ту-160 и Ту‑22М3, производятся и поставляются узлы и агрегаты самолётов по кооперации с другими предприятиями Объединённой авиастроительной корпорации.

Казанский авиазавод постоянно совершенствует свою производственную базу, уделяя внимание техническому оснащению производства современным оборудованием и внедрению передовых и уникальных технологий. Предприятие ориентировано на современные компьютерные технологии автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства.

На заводе реализуется более двадцати целевых программ. Самый масштабный из осуществляемых проектов — реконструкция аэродромной базы. Построены новые ангары для обслуживания авиационной техники, полностью обновлена взлётно-посадочная полоса, которая сейчас соответствует всем стандартам и требованиям. Сегодняшняя лётно-испытательная станция завода — уникальная аэродромная база, разработанная по международным стандартам, имеющая самую большую площадь в России.

В ближайшие годы планируется завершить техническое перевооружение производства сварных узлов и агрегатов, механообрабатывающего, заготовительно-штамповочного производства, а также ряда других производственных мощностей.

В 2016 году началось активное восстановление электронно-лучевой сварки и вакуумного отжига для изготовления крупногабаритных титановых элементов, а уже в начале мая 2017 на авиазаводе запущен процесс сварки крупных элементов из титана для воспроизводства ракетоносца Ту-160. Установка электронно-лучевой сварки завода на сегодняшний день — самая большая и мощная в мире.

Среди важнейших задач «Туполева» и Казанского авиационного завода — возобновление производства легендарного самолёта Ту-160. 25 января 2018 года на аэродроме завода состоялся демонстрационный полёт нового стратегического ракетоносца Ту-160 «Пётр Дейнекин», во время которого присутствовал Президент России Владимир Путин. Глава государства высоко оценил полёт и отметил высокие качества самолёта: «Это вообще другая машина. Внешне выглядит всё так же, но двигатель и дальность полёта, мощность — это всё другое. Это серьёзный шаг в развитии высокотехнологичной сферы и в укреплении обороноспособности страны. И это, конечно, большой успех всего коллектива».

Сегодня завод — крупнейший разработчик авиационной техники, занимающийся проектированием, производством и испытаниями летательных аппаратов различного назначения, созданием и внедрением новых технологий для их производства, обеспечением эксплуатации и послепродажного обслуживания самолётов.

Публикация подготовлена отделом по связям с общественностью истории Казанского авиационного завода имени С. П. Горбунова — филиала ПАО «Туполев».

#ТАССР100 #100летТАССР

Теги: 100 лет ТАССР ТАССР 100

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев