Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ТАССР 100

Полторы тысячи мгновений истории

Что сохранил для нас фотограф и художник Лаптев. Владимир Лукич Лаптев никогда не был краеведом, но некоторые события и приметы жизни Казани и всей республики с 1920-х по 1950-е годы сохранились только в его работах.

Для Государственного музея ТАССР (сейчас Национальный музей Республики Татарстан), где Лаптев работал десять лет, он писал картины на исторические темы. Некоторые из них до сих пор украшают его залы.

Лаптев запечатлел облики простых и знаменитых современников, виды архитектурных памятников и природы, картины будней и праздников. В Национальном музее Республики Татарстан хранятся 1551 негатив фотографа, сорок восемь его рисунков и картин маслом.

Площадь Кооперативная (ныне Габдуллы Тукая). 1925–1927

Владимир Лаптев родился в Казани 5 апреля 1902 года в семье военного врача Луки Васильевича Лаптева. Его мать Анна Васильевна также была медиком. Брат Борис стал впоследствии известным математиком, профессором Казанского университета.

Когда будущему фотографу и художнику было шестнадцать лет, его родители развелись, и он ушёл из семьи, стал жить отдельно.

Сельскохозяйственные работы. У стогов. Деревня Лабышка. 1926

В 1924 году Лаптев окончил Казанский государственный художественно-технический институт, факультет живописи, и на будущий год, после защиты диплома, получил звание художника.

Пять лет он сотрудничал в журналах «Причал» и «Пролетарий Татарстана», работал в газетах «Красная Татария» и «Новая Деревня». В 1930 году перешёл в Казанский строительный трест на должность художника в проектный отдел по выполнению рисунков и художественных чертежей. Спустя год поступил в Казанский институт коммунального строительства на архитектурно-строительное отделение.

Наводнение. Рыбная Слобода под водой. 1920-е

С этого времени начинается несчастливая полоса в его жизни.

В декабре 1932 года Лаптева арестовали и позднее осудили Особым Совещанием по статьям 58-10 и 58-11 (участие в контр­революционной организации и антисоветской агитации) на три года. Обвинение было полностью сфабриковано. Поводом послужила найденная при обыске, по доносу, запрещённая тогда книга «Протоколы сионских мудрецов», которую дали ему почитать друзья.

Из ссылки Лаптев вернулся 1 апреля 1935 года. Реабилитировали его только в 1989 году посмертно.

Агитсамолёт сельхозсоюза «Лицом к деревне» на казанском аэродроме. 1920-е

В ноябре 1936 года — второй арест. Владимир Лукич тогда работал в Казахстанском представительстве художественной литературы в Казани при книжной фабрике имени Камиля Якуба. Обвинение снова нелепое: нарисовал плакат, на котором художественная комиссия усмотрела в сплетении струй дыма из заводских труб фашистскую свастику. К делу добавили хранение портретов Льва Троцкого, членов царской семьи и стихов Сергея Есенина, считавшихся тогда кулацкими.

Спецколлегия Главсуда 13 февраля 1937 года приговорила Владимира Лукича к четырём годам заключения. По тем же статьям, что и при первом аресте. После ходатайства его брата Бориса Лукича постановление суда было обжаловано в Москве, и срок сократили до двух лет.

В начале 1939 года Владимир Лукич вышел на свободу. По второму обвинению его реабилитировали в мае 1991 года.

Красноармеец на коне. 1926

Институт коммунального строительства, естественно, не был окончен. Сын Владимира Лукича Владимир с горечью вспоминал: «Отец вернулся с разрушенным здоровьем, без единого зуба к 37 годам, с надломленной психикой (ведь политзаключённые сидели вместе с бандитами и убийцами)».

С клеймом судимости «враг народа» работу находил с трудом.

Во время Великой Отечественной вой­ны здоровье, подорванное в ссылках, не выдержало холода и голода, и Лаптев заболел плевритом, который потом перешёл в открытую форму туберкулёза лёгких. «…Жили мы втроём в одной 18-ти метровой комнате и у нас с мамой не было кровати и мы спали на сундуке, расширяя его на ночь двумя стульями и укладываемой на них фанерой,— описал обстановку того времени Владимир Владимирович.— Угроза заражения туберкулёзом висела над нами постоянно, но отец был очень аккуратным человеком, и нас эта беда миновала».

Владимиру Лукичу повезло: удалось устроиться в казанский краеведческий музей (ныне Национальный музей Респуб­лики Татарстан), и с 1940 по 1950 год он работал там художником-оформителем.

Лаптев попытался полечиться в Крыму, но это, к сожалению, не поправило его здоровья. В последние годы жизни он почти ничего не создал: силы были на исходе. Владимир Лукич сначала перестал выходить из дома, а потом окончательно слёг. Он умер в ночь на 9 декабря 1963 года на шестьдесят втором году жизни и был похоронен на Арском кладбище.

Богатое наследие выдающегося мастера до сих пор помогает изучать историю Татарстана. Посмотрите, как интересны фотоснимки и картины из коллекции Владимира Лукича Лаптева в нашем музее!
Тарвердян Александр Карленович — старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов фондов Национального музея Республики Татарстан.


#100летТАССР #ТАССР100

Галерея

Теги: 100 лет ТАССР ТАССР 100

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев