Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ТАССР 100

Запечатлённая история

Кинодокументалистика Татарстана в XX веке. Как делались первые шаги по созданию кинопроизводства в республике.

В мае 1918 года Московский кинокомитет (образованный в марте того же года) перешёл в непосредственное ведение Наркомпроса и стал первым в России центральным киноучреждением.

В декабре 1918 года Казанский совдеп получил от Центрального Московского кинокомитета распоряжение:

«...создать в Казани отдел Кинокомитета (центра из представителей Профессионального Союза киноработников, представителей Отдела образования и представителей Казанского совдепа).

Всё кинематографическое и фотографическое имущество передавать только этому отделу на учёт, а его обязать срочно извещать Кинокомитет».

Здание первого звукового кинотеатра. Казань, 1932

Первой советской кинохроникальной лентой о Татарии была картина «Взятие Казани», снятая в 1918 году оператором П. Ермоловым и демонстрировавшаяся в 1921 году в связи с трёхлетием освобождения Казани от белогвардейцев и белочехов.

 

«Таткино»

13 февраля 1924 года Татнаркомпрос выделил из своей системы Татарское отделение государственного фотокиноуправления. Эту дату можно официально считать началом деятельности «Таткино» как первой самостоятельной организации в Татарской АССР, занимавшейся только кинематографией.

У камеры кинооператор К. Мотков. Конец 1950-х

Нововведением «Таткино» стала организация показа перед художественными кинофильмами хроникальных лент, что было с энтузиазмом встречено общественностью. Уже в начале своей работы лаборатория «Таткино» впервые продублировала титры на татарский язык к кинохронике, посвящённой похоронам Ленина,

«Таткино» начинает делать первые шаги по собственному кинопроизводству. Особенно активизировалась работа летом 1924 года. Отвечая на требование обкома РКП(б) «ускорить реализацию татарского языка на кинолентах», отделение закупило в Москве большую партию художественных кинокартин, из которых четыре: «Нерон и Агриппина» (первый художественный кинофильм, вышедший на экраны с надписями на татарском языке), «Эксцельсиор», «Великая её соперница», «Две маски» были отобраны для перемонтажа и дублирования на татарский язык.

В декабре 1926 года в производственном плане «Таткино» на 1927 год появилась запись: «Перед «Таткино» стоит большая задача — создать несколько фильмов из быта и жизни татар».

Районная конференция женщин в кинотеатре «Чаткы». 1933

Однако осуществить свои планы на 1927 год «Таткино» не удалось. 8 февраля 1927 года приказом по Главполитпросвету Наркомпроса Татарской АССР было создано Татарское управление зрелищными предприятиями, к которому отошли и все относящиеся к кино учреждения, в том числе производственная часть.

Тем не менее, общий итог трёхлетней деятельности «Таткино» был положительным. За короткий срок почти на пустом месте энтузиасты кино сумели сделать важный шаг в налаживании собственного кинопроизводства.

Женщины-кинофотоработницы. 1928

 

Первая художественная кинокартина

В апреле 1927 года Совнарком Татарской АССР через Татарское управление зрелищными предприятиями заключил договор с агентством «Совкино» на съёмку к десятилетию Октябрьской революции первого художественного кинофильма на национальной основе — «Булат-Батыр» — по литературному сценарию местного автора Шакирова.

Тема охватывала татарский быт и бурные события социальной и политической жизни России конца XVII — начала XVIII века, конкретно времён пугачёвского движения.

Вся середина 1927 года для кинематографистов и любителей кино Казани была заполнена съёмками первой в Татарии художественной кинокартины. Режиссёром был назначен молодой советский кинорежиссёр Ю. В. Тарич, а оператором — Г. В. Гибер, ветеран отечественного кинематографа, известный уже тогда по историческим хроникальным киносъёмкам.

В съёмке фильма участвовали в качестве ассистентов будущий татарский кинорежиссёр-документалист Каюм Поздняков и оператор Мазитов. Как отмечали газеты, это была первая по грандиозности киносъёмка из всех, которые до сих пор проводились в Казани.

Кадр из фильма «Булат-Батыр».

Для натурных съёмок штурма города было привлечено более пятнадцати тысяч человек, в том числе и войска местного военного гарнизона. Кроме Казани, часть съёмок была сделана в районе Чистополя на Каме и на Вятке.

22 февраля 1928 года в кинотеатре «Электра» был организован общественный просмотр фильма. Зал был полон.

«Булат-Батыр» выгодно отличается от большинства виденных нами так называемых «восточных картин»,— писала «Красная Татария».— Фильм историю и быт татар отражает правдиво, без всяких прикрас и яркой оперной бутафорности, даже без лишней романтики... Грамотна она и политически — чувствуется, что и сценарист и режиссёр подошли к теме с нужной серьёзностью и предварительной большой подготовкой».

В мае 1928 года Татарское управление зрелищными предприятиями было ликвидировано, вопросы кинофикации и проката отошли в ведение Городского объединения кино и театров, а производственная деятельность была передана центральному акционерному обществу «Востоккино», пайщиком которого стала Татарская республика.

Уже на 1929 год «Востоккино» спланировало по Татарской АССР производство двух кинофильмов: художественного кинофильма «Комета» и документального — «10 лет Татарстана».

Первый общественный просмотр юбилейного фильма, который в окончательном варианте получил название «Татарстан (Страна четырёх рек)», состоялся на московском заводе «Красный богатырь», среди рабочих которого было много татар.

«Татарстан» (режиссёр А. И. Дубровский, ассистент режиссёра К. Х. Поздняков, операторы Н. Анощенко, К. Венц, В. Франциссон, музыка С. Сайдашева) был первым большим документальным кинофильмом о республике, и появление его на экране вызвало очень бурную реакцию зрителей.

Так делались первые шаги по созданию кинопроизводства в республике.

Теги: 100 лет ТАССР ТАССР 100

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев