Логотип Казань Журнал
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Дзюдо, дисциплина и большая любовь: история семьи Ащеуловых

Двадцатые годы XXI века принесли новые понятия, одно из которых — «новая нормальность». Это означает вызывающую неопределённость, кричащую непредсказуемость, приводящую к нестабильности. Осталось ли в информационном хаосе то, что хранит стабильность и развивается по привычным законам?.. Кажется, мне посчастливилось открыть один из миров настоящей «новой нормальности», в котором чудесным образом сохраняются свет доброты и уверенность в разумных правилах, — мир Ащеуловых.

Сидят: Данил, Роман, Аким, Руан; стоят: невестка Лена с сыном Амалем, Лука, невестка Алия, Игорь, Альфия, Денис с дочкой Евой и женой Юлией.

 

С четой Ащеуловых мы поговорили о роли отца и роли матери в современном обществе, о воспитании настоящих мужчин и, конечно, о дзюдо. На первой же минуте общения с ними понимаешь: это — счастливое семейство, где отец и шестеро сыновей боготворят жену и маму. Игорь Юрьевич — мастер спорта, чемпион РСФСР, более сорока лет профессионально занимается спортом и, теперь уже вместе с сыновьями, развивает дзюдо в Татарстане на базе РСШОР «Батыр» и КСК «КАИ Олимп», и Альфия Акрамтдиновна — их главный друг, надёжный тыл и яркая, мудрая и стильная путеводная звезда.

— Игорь Юрьевич, на родине дзюдо говорят: «До пяти лет ребёнок — бог, с пяти до пятнадцати — раб, а с пятнадцати — друг». Согласны ли Вы с этим?

— В этом есть правда, но не вся. Там традиции строятся на жёсткой иерархии. Вся система выстроена так, чтобы воспитать идеального исполнителя. Нам это не подходит, у нас всегда должна быть свобода выбора, возможность быть самостоятельным. Однако одновременно ребёнку нужно внушить. Маленькому человеку нужно получить свой опыт. 
В большой семье главное — воспитать старших детей, а они уже воспитывают младших. Сначала балуют, а потом, когда приходит время, объясняют правила. Например, я сам учил плавать и на лыжах кататься только старших. А позже уже они сами учили младших. 
Я убеждён, что чрезмерная опека вредна в любом возра­сте. Если ребёнку до десяти лет шнурки завязывать и всё за него решать, он к этому привыкает и ждёт, что и дальше так будет. Воспитывать — не значит постоянно твердить «делай так, делай этак». Это быстро надоест и воспитателю, и подопечному. Надо создать здоровую атмосферу. У нас главный, кто обеспечивает дом, это отец. Но главный, кто создаёт атмосферу дома, — мама, моя жена Альфия.

— Альфия Акрамтдиновна, как Вам удаётся создавать эту самую атмосферу в большой мужской компании?

— В нашей семье отец — беспрекословный авторитет, его слово — закон. Игорь часто бывал в командировках, с одних соревнований уезжал на другие, и я оставалась его «замом». Мои дети — спорт­смены, ни один из них никогда не пойдёт на конфликт первым. Этому их учат и отец, и занятия в спортзале, и жизнь вне него. Да и я им всегда говорю: не начинай первым, но если задели твою честь — другое дело, такое терпеть нельзя. Поэтому, если и случается какая-то непростая ситуация, мы всегда решаем всё вместе. 

Показательное выступление Игоря Ащеулова на Сабантуе. Набережные Челны. 1978

 

— Расскажите о своих сы­новьях.

Игорь Юрьевич: — Я до рождения Луки не вылезал из соревнований (смеётся), и только после рождения последнего ребёнка остепенился, перешёл на тренерскую работу. Теперь уже сыновья ездят на соревнования, не только в роли спортсменов, но также в качестве тренеров и судей.
Данил окончил КФУ и магистратуру Поволжского университета физкультуры, он помогает мне в организации спортивной работы.
Денис окончил КАИ и работает в самолётостроении. Он руководитель, но смог организоваться так, чтобы продолжать тренировать детей. 
Роман окончил юрфак КФУ, работает в правоохранительных органах.
Руан учится в колледже КАИ, занимается системами компьютерной безопасности. 
Аким учится в средней школе, занимается дзюдо и уже помогает тренировать малышей. 
Лука скоро пойдёт в школу.

— Значит, младшему трудней всего, ведь у него командиров больше всех?

И. Ю.: — Младший купается в любви! Труднее всего средним — с одной стороны, они младшие для старших, с другой — им нужно ещё и младших опекать. А те не слушаются!

На шведской стенке сын Лука и внук Амаль.

 

— Родители Игоря сибиряки, семья Альфии из Башкортостана. Как и когда вы встретились, где родился ваш союз?

А. А.: — Мы познакомились благодаря постановлению правительства о строительстве завода КамАЗ! А кто жил в Челнах, тот и в любом другом месте сможет найти себя. Набережные Челны — это особый менталитет, ведь со всех концов СССР на эту комсомольскую стройку приехали самые энергичные, творческие, активные люди.
Родители Игоря инженеры, приехали из Сибири, их предки когда-то осваивали этот регион. Мои родители приехали в Челны уже семьёй: сначала папа, потом мама, которая была в положении. Я родилась и выросла в автограде, но каждый год на летние каникулы уезжала к бабушке в Башкирию.
Обучилась на закройщика, потом работала на предприятии в приёмной у крупного руководителя. Там мы с Игорем и встретились. Когда его увидела, сразу поняла, что это мой человек, и сказала ему: «Я тебе шестерых рожу!»
И родила! В Башкирии у моей бабушки было девять братьев и сестёр, а у самой бабушки шестеро детей. Снохи говорят мне, что завидуют. На праздники мы собираемся все вместе, и у нас меньше двадцати человек за стол не садится!

— Что значит «воспитать спорт­смена», «воспитать мужчину», «воспитать человека»? И есть ли разница в подходе?

И. Ю.: — В спорте и в жизни вообще воспитание — это главное. Не случайно Ирина Винер на встрече с Президентом России сказала, что нельзя из тренерских обязанностей исключать воспитание. Как научить борца проводить болевые и удушающие приёмы, если его не воспитать? В спортивной борьбе мы учим при выполнении болевых приёмов разгибать руку соперника только до прямой линии, чтобы не сломать кости, не изувечить человека. Мы воспитываем в учениках чувство уважения и ответственности.

— Президент России Владимир Путин сказал, что Россия — это цивилизация. Как нам быть, что делать, чтобы сохранить её?

И. Ю. — Восток и Запад живут иначе, чем Россия. А мы допустили к себе оттуда наставников, думая, что они несут благо. А ведь кто воспитывает, тот и управляет! Достаточно отдать в чужие руки просвещение — и вот нам уже навязывают традиции и нравы. 
Чтобы сохранить себя, нам нужно глубже изучать историю, развивать свою систему воспитания и образования, воспитывать человека, способного творчески решать любые задачи и меньше доверять советчикам.

Для более полного понимания удивительного мира Ащеуловых позже я поговорил с сыновьями Игоря и Альфии, и остался под большим впечатлением от их цельности и уверенности в себе.

Технику дзюдо Данил показывает на младшем брате.

 

— Данил, как дзюдо отра­зилось на остальной Вашей жизни, привычках, выборе других занятий? Почему Вы решили посвятить жизнь дзюдо?

— Мой отец — дзюдоист. Думаю, что ещё до рождения моя судьба была частично пред­определена. И хотя в дзюдо меня привёл папа, но решение посвятить этому спорту жизнь — моё собственное.
Многие считают, что дзюдо — это только борьба. Но прежде всего это мыслительный процесс, и только потом — физический. Чтобы одержать победу, помимо развития «физики», нужно научиться думать и очень быстро принимать решения. 
В самом раннем возрасте мне нравилось тренироваться, тренировки помогали мне постоять за себя и ничего не бояться! Благодаря дзюдо я встретил свою вторую половину, супругу Елену. Для меня дзюдо больше, чем спорт: это любовь и вера, это надежда на светлое, прогрессивное будущее.

—Денис, как Вам удаётся совмещать тренерскую работу с работой руководителя на производстве? И как, по-вашему, сочетаются спорт и образование?

— Дзюдо — моя жизнь. Для меня это не только физические тренировки, но и познание себя через дисциплину, терпимость и развитие мышления.
Днём я начальник производственного участка на заводе, руковожу процессами по сборке самолётов. Вечерние тренировки по дзюдо помогают мне разгрузиться, привести в порядок мысли, отдохнуть телом и закалиться духом. Словом, живу в гармонии, а это — главное.
После школы я поступил в КАИ, окончил его, с тех пор работаю в авиастроении. Дзюдо не только не мешало мне в учёбе, наоборот, оно развивало логическое мышление, самоконтроль. И помогло дорасти до руководящей должности. Всем начинающим дзюдоистам я говорю: «Дисциплина превыше всего! Она помогает достичь высоких результатов в спорте и в целом — в жизни!»

— Руан, что Вам дали занятия дзюдо?

— Я активно занимался дзюдо с трёх до шестнадцати лет, а затем сместил фокус на учёбу в IT-сфере. И качества, полученные благодаря философии дзюдо — самодисциплина, упорство в достижении целей — помогают мне в учёбе и работе.
Недавно представилась возможность поучаствовать в организации мероприятия, которое объединило два наиболее значимых для меня аспекта жизни — спорт и информационные технологии. Я работал на «Играх будущего» как специалист по техническому оборудованию. При продолжительных рабочих сменах именно философия дзюдо помогла мне выдержать большие нагрузки и достойно показать себя.
Философия дзюдо помогает оставаться собой даже в тяжёлых условиях. Воля и непоколебимый характер важнее конституции человека и его мышечной массы и на соревнованиях, и в жизни. Именно с такой установкой преподаётся дзюдо с самого раннего возраста. 

— Роман, что для Вас правила в спорте и в жизни? Каково быть рефери и юристом?

— Борьба дзюдо и работа рефери, безусловно, повлияли на выбор моей профессии, ведь в работе юриста и рефери на татами много общего. В жизни и в спорте есть правила, которые нельзя нарушать.
А в 2024 году мне довелось участвовать в качестве судьи на соревнованиях по дзюдо в рамках «Игр БРИКС». Это был настоящий праздник дзюдо, наши ученики получили возможность увидеть выступления дзюдоистов высочайшего уровня! Очень хорошо тогда выступали зарубежные борцы, но первое место в командном зачёте заняла сборная России! Среди золотых медалистов в весе до ста килограммов был и татарстанец Нияз Билалов!
Судейство — крайне ответственная работа. Когда кто-то пытается вести себя нечестно, используя запрещённые приёмы, техники, или его поведение не соответствует Духу Дзюдо, рефери выносит соответствующие оценки. Судья не только гарантирует справедливость борьбы, но и поддерживает принципы и традиции этого вида спорта.
Благодаря дзюдо я получил не одну, а две профессии, а также побывал в разных краях и даже мельком видел Северное сияние. (Смеётся.) А ещё по примеру «Петербуржской школы юного ­судьи» прошлой осенью организовал «Школу молодых судей». 

В марте 2025 года Роман Ащеулов получил высшее судейское звание в России — судья всероссийской категории.

— Аким, помогает ли дзюдо в жизни школьника?

— Да, дзюдо развивает смелость, уверенность — это помогает в школьных конкурсах и во время выступления у доски или на сцене. Например, я участвовал в конкурсе «Пушкинская неделя», где играл роль Пушкина. Ещё дзюдо учит взаи­мовыручке, уважению и сопереживанию. А участие в соревнованиях закаляет характер. Дзюдо — это та самая сила, которая помогает мне постоянно совершенствоваться.

Чтобы понять феномен Аще­уловых и разобраться, что же это — уникальный случай или норма — я продолжил свои изыскания. Воспользовался случаем и познакомился с тренером самого Игоря Юрьевича — Геннадием Петровичем Пархомовичем. 

Геннадий Петрович Пархомович. Основатель Набережночелнинской школы «Динамо», тренер, автор книги «Основы классического дзюдо».

— Геннадий Петрович, расскажите, как всё начиналось. Из каких источников питается современное дзюдо Татарстана?

— Демобилизовавшись из армии в 1972 году, я определился на комсомольскую стройку ­«КАМАЗ». Перед этим восемь месяцев учился в Казани на шлифовщика, жил на Парковой улице и тренировался в Доме культуры химиков у Фарида Ахметовича Мадьярова, тогда он тренировал вместе с братьями.
Когда осенью 1973-го приехал в Набережные Челны, там было всего шесть домов, а вместо дорог — колеи… Сначала мы строили цех завода КамАЗ, а потом в нём работали. Много разного народа тогда туда приехало, и чтобы охранять спокойствие, была создана боевая комсомольская дружина — БКД. 
Леонид Штейнберг для сотрудников МВД и участников БКД организовал секцию самбо, тренером в этой секции был Николай Швейкин. В неё ходили и комсомольцы, и взрослые мужики из МВД. Я сначала тренировался у него, потом уже в 1975-м набрал первую группу ребят 1963–1965 годов рождения и начал тренировать сам.
К нам ходили сотни пацанов, хоть и условий не было никаких. Все мы работали на стройке, на заводе. Если кто-то из учеников отставать начинал или появлялись проблемы с дисциплиной, то родители приходили к нам с просьбой о помощи. И мы помогали — через тренеров убеждали, перевоспитывали под угрозой отстранения от тренировок. И действовало — парни выправляли отметки, старались меньше хулиганить.
Раньше была система детско‑юношеских спортшкол, я лично первую такую в Челнах открывал — выбили смету, зарплаты тренерам, ездили учиться и перенимать опыт в Челябинск, Курск, Майкоп. Я тогда встречался с другими тренерами — Харисом Мунасиповичем Юсуповым, Михаилом Григорьевичем Скрыповым. Часами сидел у них на тренировках, изучал методики, чтобы сделать что-то своё. 
В 1993 году написал книгу «Осно­вы классического дзюдо», в которой попытался вый­ти на планирование подготовки и описал технику и приёмы, которыми японцы делиться не хотели. 
Учить дзюдо — большой труд инициативных энтузиастов. А ведь подготовка спортсмена — работа долгая. Согласен с Игорем Аще­уловым, который говорит, что нужно семь лет, чтобы понять, выйдет из ребёнка спортсмен или нет. 
Первое дело — вызвать интерес и сделать спорт частью жизни наших детей, создать привычку два-три раза в неделю приходить в спортзал. Чем больше морали ты в ребёнка на тренировке в игровой форме вложишь, тем меньше потом нужно будет принимать дисциплинарных мер.
Важно не только влияние тренера, конечно, но и всего коллектива. Жизнь в коллективе учит общению, учит не применять приёмы без крайней необходимости. …А вот смотри-ка на тренера (мы разговаривали в спортивном зале «Олимп», где проводил тренировку Данил Ащеулов. — Авт.), он ведь никому грубого слова не скажет! И следит, чтобы вне схватки один другого не обижал. Главный принцип этой борьбы заключён в сочетании гибкости и воли к победе! И дзюдо учит с пользой применять его в других сферах жизни…

После разговора с умудрёнными жизнью мастерами дзюдо, со зрелыми и молодыми мужчинами семьи Ащеуловых и их мамой ко мне пришло понимание секрета этой большой и трудолюбивой семьи, и я хочу поделиться им с читателем. Секрет этот заключается в том, что Ащеуловы не выпячивают себя, а живут, дружно делая вместе большое дело. Это и есть Настоящая Новая Нормальность. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев