Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

"Академия" Баки Урманче

Журнал «Казань», № 3, 2017 1 марта в Национальной художественной галерее «Хазинэ» торжественно открылась обновлённая экспозиция произведений Баки Урманче

В своих знаменитых «Жизнеописаниях» исследователь искусства эпохи Возрождения Вазари пишет: «Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил естественным, а то и сверхъестественным путём на человеческие тела обильно изливаются величайшие дары, и что иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собой нечто дарованное нам богом, а не приобретённое человеческим искусством». Именно такую совершенную личность автор видит в великом живописце, скульп­торе, учёном, инженере, анатоме Леонардо да Винчи. Такой же ренессансной фигурой в изобразительном искусстве Татарстана ХХ века представляется Баки Урманче, являющий собой «золотое сечение» человеческого духа: многогранный, неисчерпаемый, проникшийся знанием татарской культуры в её преемственности.

Народный художник Татарстана и России, лауреат Государственной премии Татарстана имени Габдуллы Тукая, живописец, скульп­тор, сценограф, график, каллиграф, учёный, почётный гражданин города Казани, Баки Идрисович Урманче оставил выдающееся наследие, многообразие и масштабы которого можно рассматривать как уникальный вклад мастера в на­цио­наль­ную культуру, культуру России, мировую сокровищницу.

Эпоха, в которую жил Урманче,- время формирования на­цио­наль­ных изобразительных искусств, стремления к со­зданию специфического культурного пространства, презентация его в региональном и мировом масштабе. В Татарстане этот процесс был последовательной трансляцией реформации на­цио­наль­ного самосо­знания, начатой «корифеями духа» Марджани, Насыри, Баруди, Исхаки на рубеже веков, и завершился образованием качественно новых, светских форм интеллектуального и духовного творчества. Подлинным основоположником татарского изобразительного искусства и стал Баки Урманче.

Урманче в живописи, скульп­туре, архитектур­но‑скульп­турных композициях, книжной и станковой графике воссоздал образ целого столетия, раскрыв его и сущность, выразив главное - присущее на­цио­наль­ному мышлению тяготение к идеальному, возвышенному и связанное с этим особое видение прекрасного, на­цио­наль­ную эстетику. Он вернул своему народу историческое самосо­знание, соединил века и поколения в единую, непрерывную нить.

Составляющие искусства Баки Урманче - реалистический рисунок от Казанской художественной школы и её лидера Николая Фешина; упрощение и высвобождение формы от ВХУТЕМАСа; полихромия татарского орнамента и хроматическая линия татарской песни «мон». Весь этот непостижимый багаж вкупе с поэтическим, музыкальным даром, глубоким знанием восточной поэзии и языков сделали творчество Урманче «академией», неформальной школой искусства, музеем, институтом татарского духа на все времена. И в этом смысле его искусство предстаёт как зеркало, вобравшее в себя эстетические устремления татарского народа за сто лет его духовного развития.

Ещё в работах 1920 - 1930‑х годов, приобщаясь к опыту мирового и русского искусства, синтезируя их с достижениями восточного, тюрко‑мусульманского мира, Баки Урманче открыл грандиозные эстетические возможности в непосредственном отображении жизни. Художник так и не вошёл в состав формальных направлений своей бурной эпохи (ЛЕФ, АХРР и другие), оставаясь свободным, но всеядным в построении чистого, геометрически недеформированного, естественного художественного образа человека. В начале 1960‑х годов от импрессионистической концепции живописи он перешёл к скульп­туре, продолжающей ренессансную традицию, но даже в монументальных пластических композициях сохранял необыкновенную игру фактуры, трепетность, вибрацию формы, живописность.

Доминанта духовности, жажда познания жизни, влюб­лённость в человека, музыкальность, яркая, насыщенная колоризмом декоративного искусства палитра, а не формальные критерии и заимствования из чужого становятся этическим каркасом творчества художника на долгие десятилетия. Он словно опирается в своих поисках на непрерывающуюся древнюю память - этноразум, созидая вместе с тем востребованное временем новое, гуманистическое искусство, в центре которого - человеческая личность.

Многогранность и полифония, присущие творчеству мастера, берут начало в синкретизме народного искусства. Вместе с тем, его творчество развивается как свое­об­разный «западно‑восточный» синтез, органичное слияние достижений русского, европейского и тюрко‑мусульманского искусства: порт­ретная живопись и искусство шамаилей, орнаментированная резьба по дереву в форме объёмных предметов и рель­ефов, деревянная скульп­тура; искусство оформления книги и станковая графика - инновация для традиционной татарской культуры.

Будучи творцом советского времени, Урманче не был апологетом системы и ревнителем эстетики социалистического реализма. В условиях идео­логического прессинга и нивелирования художнического «я» он последовательно проповедовал свободу творчества. Философский настрой, широкий взгляд, объемлющий целые эпохи, умение заглядывать в вечность способствовали со­зданию таких глубоких обобщений, как «Тулпар», цикл «Воспоминания», триптих «Татарстан», иллюстрации к поэзии Дэрдменда. Обширные знания конфессий и языков, опыты в текстологии, археографии и искусствоведении, погружённость в музыкальную культуру, уникальные поэтические опыты и выдающийся песенный дар сделали его при жизни центром притяжения мастеров искусства различных профилей, истинным патриархом на­цио­наль­ного искусства.

Глубокое осмысление мастером вопросов эстетики Востока и Запада, интеллектуализм и энциклопедичность делают его художественный опыт и по сей день несравнимым по своей значимости, превращая наследие мастера в неиссякаемый кладезь форм и образов. Чего только стоит беспрецедентный опыт трактовки образа Шурале, ставший настоящим событием в области художественного иллюстрирования - художник создал гигантский цикл иллюстраций к поэме Тукая, более двухсот листов! Его Шурале изображён не как курьёзный обитатель местной флоры и фауны, заигрывающий с непосвящёнными и умерщвляющий щекоткой, а как восходящий к «Одиссее» Гомера, античным панам и фавнам, фантастическое существо - символ кипящего, яркого духа жизни самой природы, воплощение её творчества и бессмертия.

…Великий японский мастер Хокусай, воспринимавший творческий путь любого художника как неутомимое движение к вечности, к совершенству, рисовал себе такое движение во времени: «…Только в возрасте семидесяти трёх лет я приблизительно стал понимать строение природы: животных, трав, деревьев, птиц, рыб и насекомых. К восьмидесяти годам я достигну ещё больших успехов. В девяносто лет я проникну в тайны вещей. К ста годам я сделаюсь чудом, а ко­гда мне будет сто десять лет, каждая моя линия, каждая моя точка - всё будет совершенным. Я прошу тех, кто увидит меня в этом возрасте, посмотреть, сдержу ли я своё слово!..».

На новом витке духовного развития своего этноса, на своей локальной почве проживший до девяноста трёх лет Урманче выглядит такой же неугомонной, бесконечно развивающейся творческой личностью, пытающейся покорить, подчинить себе время и отдать целиком себя искусству духовности.

Масштаб личности и значение наследия Баки Урманче таковы, что появляется потребность в со­здании Академии Урманче не в образном, символическом смысле, а в виде универсального учреждения культуры, о котором речь впереди.

Шагеева Розалина Гумеровна - заслуженный деятель искусств, лауреат премии имени Баки Урманче.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев