Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Балет — история многоликая

В первый ноябрьский уикенд в Казани прошла премьера балета «Личности Миллигана». Чуть больше месяца её отделяли от премьеры «Иакинфа», о которой мы уже рассказывали. Однако у двух событий — столь разные «отцы-создатели» и поводы к появлению, что близкая их расположенность во времени подкидывает мысли для сравнений и размышлений о взаимоотношениях искусства, зрителя и конъюнктуры.

Если «Иакинф» писался по заказу Театра оперы и балета имени Джалиля и подавался как очередная «национальная премьера», то спектакль «Личности Миллигана» стал центральным событием фестиваля современного балета #StagePlatformaнезависимого проекта премьера того же театра Олега Ивенко. Нынешней осенью его форум проводился уже шестой раз, помимо спектакля, в его программе были мастер-классы известных хореографов и просветительские лекции от ведущих балетоведов и критиков. Начинание амбициозного премьера частично поддержало Минкультуры республики, а также родной театр, предоставив для премьеры сцену и организовав запись музыкальной фонограммы спектакля силами оркестра под управлением Рената Салаватова.

О необходимости предоставить зрителю возможность выбора в палитре репертуара, расширив его в сторону contemporary и модерна, не раз говорил и сам Ивенко, и его бывший коллега Алессандро Каггеджи, не так давно покинувший стены Театра имени Джалиля. Но по сию пору #StagePlatforma остаётся в вотчине балетной классики своеобразным «островом свободы» от академических рамок — излюбленного формата казанских балетных менеджеров старшего поколения.

Напомним, что одноактный балет «Личности Миллигана» уже показывали на фестивале #StagePlatforma прошлого года. Его появление даже стало поводом скандала, затеянного родительским сообществом города. Доходило до требований запретить спектакль, однако обошлось всё повышением возрастного ценза спектакля с 12 до 18+.

Фото - Рамис Назмиев

Об истории Билли Миллигана можно достаточно прочесть в открытых источниках. Страдавший расстройством множественной личности и совершивший ряд тяжких преступлений, он был признан невиновным в содеянном в силу своего диагноза. XX век, с его всеобщей «психологизацией», стал эпохой расцвета художественного осмысления самых теневых сторон человеческого существа (вспомним «Лолиту»), и неудивительно, что появление Миллигана повлекло за собой целый ряд произведений, основанных на его истории — от книжных бестселлеров до экранизаций. За ним охотились журналисты, сделав из него едва ли не селебрити. И в этом — огромный парадокс времени с его абсолютной подвижностью границ восприятия аномалии и нормы.

Идея поставить балет на основе истории Билли Миллигана пришла во время пандемии 2020 года питерскому хореографу, обладателю «Золотой Маски» Олегу Габышеву, он же — режиссёр-постановщик и автор либретто спектакля, обозначивший его жанр как «балет-триллер». Продюсер проекта #StagePlatforma Олег Ивенко обратился с этой идеей к композитору Эльмиру Низамову. И у того, и у другого за плечами довольно отчётливый кинематографический и драматургический бэкграунд. В биографии Ивенко — исполнение роли Рудольфа Нуриева в драме Рэйфа Файнса, а Эльмир Низамов является сегодня одним из востребованных кино- и театральных композиторов. И это очень кстати — ведь балет «Личности Миллигана» в своём решении с самого начала погружает в атмосферу кино. Здесь нет линейности повествования классических постановок. История «смонтирована» из двух эпизодов жизни главного героя: его детства в первом акте и пребывания один на один с собственным диагнозом в стенах психиатрической больницы во втором. Немало техногенных моментов присутствует и в визуальном решении постановки, в частности работа со светом.

Фото - Рамис Назмиев

Первое действие разворачивается в мрачной и бедной обстановке детства главного героя, воспроизводя эпизоды насилия со стороны отчима, запустившие развитие у мальчика психического расстройства. С этого самого момента его начинают посещать альтер-личности — девушка Аделана, нагловатый двойник Ален, силач Рейнджер, ребёнок Дэйв. Второе действие переносит в стены лечебницы, где Билли вступает в новый внутренний диалог со своими сущностями, осознавая весь ужас положения, в котором оказался. Моментом истины становится встреча с Доктором, раскрывшим своему подопечному глаза на совершённые им преступления. Но освободиться герою от внутренних демонов не так просто.

Главные партии в балете исполнили артисты балетной труппы Театра имени Джалиля, за исключением приглашённых Ксении Шевцовой (Аделана, 1-й состав) и Георги Смилевски-младшего (Ален) из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Партию Миллигана исполнил сам Олег Ивенко, отчима — Антон Полодюк, Рейнджера — Вагнер Карвальо, Дэйва — Александра Елагина, Аделаны — Дина Андронова, Доктора — Аманда Гомес и Олеся Пичугина, Девушки — Анастасия Власова. В качестве педагога репетитора выступил Артём Белов.

Фото - Рамис Назмиев

Мы видим, что основной танцевальный кастинг постановки составила команда Театра имени Джалиля. Этот факт лишь подтверждает, что и премьеры, и артисты казанского балета в полной мере готовы расширять собственный хореографический арсенал. Каждый персонаж субличности героя предстал в характерном амплуа, облачённый, словно в маску, в собственную музыкальную тему.

Фото - Рамис Назмиев

Партитура спектакля представляет динамичное чередование разнообразных по стилям номеров. В ней можно слышать и отсылки к Гершвину, и влияние композиторов европейского авторского кинематографа, и транс минимализма, и диско, и электронику, и «голливудский» симфонизм, и почти пьяцолловское танго. Будучи оригинальной, музыкальная ткань произведения смутно узнаваема, но ровно в той мере, чтобы зацепить и загипнотизировать слушателя. Низамов блестяще владеет мастерством стилистических аллюзий, полностью захватывая слушателя и зрителя в невидимый, но крепкий эмоциональный каркас. Пожалуй, музыка к балету вполне может быть переработан в отдельную оркестровую сюиту.

Фото - Рамис Назмиев

Отдельно можно отметить работу художника-постановщика Елисея Шепелева (Москва) и художника по свету Владимира Коваленко (Москва), минимальными средствами создавших визуальное решение постановки. И в данном случае минимализм не является концептуальным очковтирательством, а более чем убеждает, создавая пространство, в котором лаконичные детали обретают особую выразительность: раздражающий жёлтый свет лампочки, фон работающего телевизора, красные телефонные провода, диско-шар, луч прожектора, выхватывающий из темноты персонажей, экран с теневыми личностями.

Замечу, что неуловимым образом отличалась от настроений и привычного бомонда брендовых Шаляпинского и Нуриевского сама публика и атмосфера #StagePlatform’ы. В фойе не было звуков «Чардаша» бессменного квартета Захара Штейнберга, зато звучали минималистичные темы в исполнении квартета консерватории и ходили «люди в белых халатах»! Зрители, преимущественно среднего возраста, на первый взгляд производили впечатление современных городских интеллектуалов, довольно приятное. Среди пришедших на премьеру я встретила известного молодого кинорежиссёра, знакомую органистку, раскрученную даму-психолога. Атмосфера — вещь, конечно, неуловимая, однако ощутимая. Несмотря на тяжёлую, совсем не развлекательную тему спектакля, в зале чувствовалась питающая позитивная энергетика. Думается, оттого, что людям подарили очень гармоничное соотношение формы и содержания. Оба премьерных вечера «Личностей Миллигана» прошли с аншлагом.

Рецепт успеха постановки, на мой взгляд, заключается в изначальном намерении её создателей: команда Ивенко ориентировалась на то, насколько тема может быть интересна публике, без декларативности идей о «вечных ценностях». Тем не менее эти идеи витали в воздухе: все мы родом из детства. И в ответе за тех, кого приручили. За каждого, кто слабее нас. И никакие лозунги не спасут уязвимого и беззащитного ребёнка, спасёт только неравнодушие. Живите и помните.

И, разумеется, у независимой команды не было иного способа завоевать высокую оценку зрителя кроме как того, чтобы сделать работу на максимально высоком уровне, приправив — не будем забывать! — всё толикой таланта (в этом месте автор подмигивает).

Теги: айсылу мирханова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев