+5°C
USD 77,92 ₽
  • 15 октября 2020 - 12:31
    Осенняя Казань А вы знаете, где в нашем городе есть такое необычное место?
    249
    0
    0
Реклама
Архив новостей

Белокрылый поэт Эльмиры Галимовой

Журнал «Казань», № 4, 2016

Композитор Эльмира Галимова - член Союзов композиторов России и Татарстана, лауреат Республиканской премии имени Мусы Джалиля, кандидат искусствоведения, лауреат всероссийских и международных конкурсов, лауреат Первого международного конкурса композиторов имени Назиба Жиганова, научный сотрудник отдела театра и музыки Института языка, литературы и искусства имени Галимджана Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан.

Почему творчество Тукая так притягательно? Как, прикоснувшись к нему, с помощью музыки почувствовать то, чего нельзя увидеть глазами? Об этом высказывает своё мнение композитор Эльмира Галимова.

- Эльмира, так в чём, на ваш взгляд, загадка Тукая?

- Причина его притяжения проста: Тукай смог выполнить наивысшее предназначение человека - оставил бесценное наследие. Он поистине национальный поэт, в его стихах вся боль, радость и надежда татарского народа.

- В нынешнем году благодаря вам вышел в свет DVD-диск «Трилогия спектаклей о жизни и творчестве Г. Тукая», и в двух спектаклях звучит ваша музыка. Насколько она важна в этих постановках?

- Музыка позволяет зрителю почувствовать то, что нельзя увидеть глазами. Вызывает эмоции. Лейтмотивная техника связывает спектакли воедино.

- Первый спектакль трилогии, «Сенной базар», по сути, содержит в себе эпизоды двух других?

- Да. Изначально это была самостоятельная постановка. Однако главный режиссёр Казанского татарского государственного театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева Ренат Аюпов разглядел эпизоды, которые могут быть раскрыты в качестве отдельных спектаклей, так и родилась трилогия. Премьеру спектакля «Сенной базар» зрители увидели в 2006 году. Этот спектакль раскрывает главное в личной и творческой биографии поэта. Два других музыкальных спектакля - это укрупнённые эпизоды важнейших, переломных моментов в его жизни. Их премьеры были позднее.

- Расскажите о «Зайтунакай», одной из постановок трилогии. Это ведь музыкальная драма по жанру?

- Я бы даже сказала, музыкальная мелодрама, ведь этот спектакль - о любви. О последней и трагической любви поэта: чувства Тукая и Зайтуны искренни и глубоки, но быть вместе им не пришлось.

Смертельно больной поэт не желал сковывать обязательствами молодую девушку, и она, смиряя свои чувства, выполнила его просьбу и отпустила возлюбленного. Это очень печальная история любви… Но и очень светлая. Такая же противоречивая, как и сама фигура Тукая…

- Музыкальная драма, похоже, не придуманный, а неизбежный жанр для этой постановки?

- Музыка здесь - едва ли не главная героиня. Постановка «Зайтунакай» очень эмоциональная. Музыка живёт собственной жизнью, позволяя проникнуть в глубины чувств и сознания героев, понять их, прочувствовать то же, что захватило целиком Тукая и Зайтуну.

- Сам жанр драмы и трагическая история любви, положенная в её основу, предопределяют печальный финал, получается, это история с «плохим» концом?

- Не совсем так. А может, даже совсем не так. Дело в том, что Тукай знал о своём предназначении. Он должен был стать национальным поэтом, должен был служить своему народу и оставить после себя наследие. Поэтому, кроме творчества, у Тукая ничего и не было: ни семьи, ни любви, ни дома… У него был путь гения, преодоление всех препятствий. Поэтому он и отрекается любя. Постановка лишена мрачности благодаря музыке. Зрители слышат, как Габдулла навсегда прощается со своей возлюбленной. Видят, с какой тяжестью утраты смотрит в окно Зайтуна, выйдя из больничной палаты, чтобы больше никогда туда не вернуться… Но оба они чувствуют, что так надо. Именно в этом и заключается роль музыки, которая придаёт всем эмоционально тяжёлым, напряжённым диалогам возлюбленных лёгкость, невесомость. Эфирность музыки, звучащей в такие моменты, подводит зрителя к катарсису - очищению через страдания. Разъединение становится для героев освобождением, любовь, пусть и несчастная, даёт Тукаю вдохновение…

- Похоже, история этой любви потрясла вас лично?..

- Так и есть. Без этого я не смогла бы работать над музыкой для постановок. Страницы из жизни поэта воплотились ещё и в моём клипе на песню «Татлы хыял» («Сладкая грёза», слова Гарифжана Махамметшина), которую я написала ещё в шестнадцать лет. А клип появился только в нынешнем году, и я решила сама эту песню исполнить. В сюжете песни отражена история любви Тукая и Зайтуны. В апреле будет премьера клипа.

- Гимн «Ак канатлы шагыйрь» («Белокрылый поэт»), вошедший в музыкальную драму «Зайтунакай» - это та самая музыка, которая звучала на открытии памятника Тукаю в Москве по случаю 125-летия со дня рождения поэта?

- Совершенно верно. Очень красивые воспоминания у меня об этом торжестве. И это большая честь, быть причастной к такому важному для татарского народа событию.

- У третьего спектакля - «Расскажи мне, бабочка» тоже довольно необычный жанр - музыкальная мистерия для детей...

- Да, этот жанр для татарского театра новый. В какой-то степени даже экспериментальный, новаторский. Здесь музыка тоже главенствует. По задумке режиссёра Рената Аюпова, выполняет роль интернационального языка, который понятен для всех и может рассказать зрителю куда больше, чем любой другой язык, будь то русский, татарский или английский. Режиссёр отказался от трудных для детского восприятия драматических диалогов и всецело доверился музыке.

- Получается, в этом спектакле музыка выполняет чисто иллюстративную функцию? Помогает зрителю понять, что происходит на сцене?

- С одной стороны, да. Эта история, также как и предыдущая, раскрывает один из пограничных моментов в жизни Тукая. Маленький Апуш должен уехать из родной деревни в город, познакомиться со своей новой семьёй. Но его терзают сомнения, страх перед неизвестностью. Мальчик поднимается на чердак и встречает там бабочку, с которой заводит разговор и делится своими переживаниями в связи с предстоящей дорогой. Бабочка открывает перед ним волшебный портал, через который Тукай попадает в мир сказок. Тех самых, которые ему только суждено написать. И с того момента, как открывается этот портал, у мальчика пропадает дар речи и всё восприятие строится на эмоциональном уровне. Вот здесь и выходит на сцену музыка в качестве иллюстратора всего происходящего: мы слышим, как течёт вода, как расчёсывает волосы Водяная, улавливаем лейтмотивы сказочных персонажей… Все эти звуки легко узнаются зрителями и помогают понять сюжетную линию. Каждая сказка, всплывающая в сознании Апуша, проигрывается на сцене с помощью музыки и пластического балета.

- Бабочка тоже имеет собственный лейтмотив? Ведь получается, что она играет важнейшую роль в судьбе героя?

- Безусловно. В образе бабочки воплощена душа Габдуллы Тукая. Именно она говорит маленькому Апушу, что он должен преодолеть страх, пройти предназначенный ему путь и стать великим поэтом. Поэтому лейтмотив бабочки звучит на протяжении всей трилогии. Этот образ многогранен. С одной стороны, с бабочкой отождествляется обобщённый образ человека, который зарождается в утробе матери, подобно гусенице, будучи ещё неоформленным созданием; затем - рождается, становясь куколкой, и с этого момента начинает осознавать себя, искать своё место в мире, прилагать усилия для того, чтобы «оформиться» в нечто целостное и прекрасное; и, наконец, наступает стадия собственно бабочки, которая, по сути, и есть сама жизнь - яркая и скоротечная. И после того, как человек проходит свой жизненный путь и оставляет свой след, его освободившаяся душа, также отождествляемая с бабочкой, взмывает в небеса. Бабочка в японской философии символизирует всё лучшее, что было в жизни человека.

- Такие современные формы (клип, спектакли, записанные на диск) - это дань времени?

- От времени нельзя отставать. Надеюсь, формы, которые мы ищем для воплощения своих идей, помогут нам раскрыть для молодого поколения что-то очень важное в жизни и наследии великого татарского поэта.

Беседовала Александра Новикова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: