Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Без хора русской оперы нет!

Журнал «Казань», № 1, 2019 Марина ПОДОЛЬСКАЯ Грянет в опере хор, через край зальёт зал звуком,- и ликует душа от этой улетающей ввысь голосовой мощи. Или вдруг хор заплачет, запричитает, замечется, замрёт, и невольно сожмётся сердце от неизбежности. Хор в старых русских операх - отдельный персонаж, и чаще это российский...

Ну, разве что в «Пиковой даме» у Томского у карточного стола поют кавалеры, да ещё в «Борисе Годунове» польская шляхта голос подала. У великих российских композиторов в хорах люди свои, родимые, и напевы их тоже всё больше свои, народные, церковные. Душу греет. Иное у европейцев,- то поют древние иудеи, то египтяне, то друиды. Кто бы знал их настоящие доисторические мелодии...

Казанцам повезло,- в городе немало профессиональных, сильных хоровых коллективов. И любительские замечательные. Есть что всерьёз послушать, выбор велик. А оказалось, что выбор далеко не полон. Как сказал заслуженный деятель искусств России и Татарстана, руководитель Хора студентов Казанской консерватории профессор Владислав Лукьянов, современный слушатель не знает русской хоровой классики. И более того, студенты консерватории её не знают как должно. А что же знают? То, что теперь модно, что исполняют,- от духовной музыки до спиричуэлов. Казанским консерваторцам, хору и органу, и Ватикан аплодировал.

Нынче в декабре, в начале новогоднего, рождественского концертного марафона просвещённая казанская публика была, наконец, вознаграждена, и вдвойне: в Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева Хор студентов Казанской консерватории под управлением Владислава Лукьянова представил программу «Хоровые сцены из русских опер». Солировал знаменитый бас, солист московской «Геликон-оперы», приглашённый солист «Новой оперы», лауреат «Премии Москвы» Алексей Тихомиров. Алексей - выпускник Казанской консерватории по специальностям дирижёр-хоровик и вокалист. Возможно, поэтому концерт так удался. А ещё и потому, что истосковался зритель по русским операм, и на каждый номер исполнителей отвечал бурей благодарных восторгов. Задело.

Идея необычной программы концерта внезапно пробежала искрой между двумя мастерами и подожгла. Нынче летом профессор Владислав Лукьянов в приёмной ректора консерватории Рубина Абдуллина столкнулся с Алексеем Тихомировым.

- Ты зачем? - спросил он Алексея словами князя Ивана Хованского из «Хованщины» Мусоргского. Алексей ответил следующей строкой партитуры:

- К тебе, князь!

- Пора, пора петь русские хоры! - заключил Рубин Абдуллин. Алексей Тихомиров дал согласие на концерт. И дело пошло.

Алексей Тихомиров с ректором своей alma mater профессором Рубином Абдуллиным.

Конечно, зал был битком,- услышать в Казани Алексея Тихомирова много труднее, чем в Женеве, Берлине или Чикаго. Даже в Муниципальном театре Сантьяго он появляется перед оперной публикой чаще, чем перед казанской. А тут вдруг целый концерт! Программу открыли три хора из оперы «Русалка» Даргомыжского «Ах ты, сердце», «Заплетися, плетень» и «Как мы на горе пиво варили». Мельник - монументальный Алексей Тихомиров. Следом два хора из «Хованщины» Мусоргского - сцена в Стрелецкой слободе и финал первой картины четвёртого действия. Предводитель стрельцов, «батя» - Алексей Тихомиров. Стрелец Кузька - Юрий Карпов. Что замечательно, с юным хором пели такие же солисты: подъячий и боярин Шакловитый - студенты консерватории четверокурсник Руслан Назыров и первокурсник Алексей Чайников. Потом прозвучала сцена казни из «Мазепы» Чайковского. Трудно слушать песнь прощания с жизнью. А спеть - ещё труднее. Но следом зазвонили колокола - первый монолог Бориса Годунова «Скорбит душа…». Лучший сегодня Борис Годунов на мировой оперной сцене пел с молодёжью хора своей альма-матер. Удача для студентов. Такое запоминается навсегда. На концерте целый симфонический оркестр заменила пианистка Диана Чёрная - безупречный аккомпанемент. Даже колокола получились как настоящие.

Понятно, зал разбушевался от эмоций, и получил два сюрприза. Первый - Алексей Тихомиров с мужским хором вышел как солист и дирижёр, вспомнил свою хоровую юность. Акапельно прозвучало «Сказание о двенадцати разбойниках» на слова Некрасова в полном варианте текста. Это большая редкость на сцене. Финалом концерта стала шутливая ария Мельника из оперы «Русалка» Даргомыжского. Хористки, три «девки молодые», смирно стояли на сцене с букетами,- их-то и учил на прощание Мельник не пасовать, не унывать, а побольше кокетничать и строить глазки. По всему, девушки урок усвоили и были довольны.

- Петь перед публикой в городе, где ты вырос, учился, и тебя помнят совсем мальчишкой, очень непросто,- в кулуарах сказал Алексей Тихомиров.- Соответствуешь ли ты надеждам и ожиданиям педагогов, затронувших струну, что сподвигла тебя стать артистом? Это намного ответственнее, чем солировать в любом из столичных театров. Я счастлив, что спел сегодня этот концерт.

И казанцы счастливы. Почаще бы такие удовольствия.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев