Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Большая сцена начинается с маленького училища

Журнал «Казань», № 3, 2018 Я часто прохожу мимо этого старинного особняка с куполом и каждый раз вижу, как в окнах второго этажа детские ручки усердно тянутся вверх. Танцовщиц не видно. Только макушки головок мелькают в высоком прыжке.

Как-то душным летним вечером, когда окна были распахнуты, я даже задержался, чтобы посмотреть на этот спектакль маленьких лебедей - уж очень кисти рук напоминали лебединые шеи. Под звуки пианино они плыли…

Место, где располагается Казанское хореографическое училище, примечательное. Само здание учебного заведения с колоннами напоминает усадьбу пушкинской поры. Возможно, здесь до революции устраивали балы. На другом конце сквера Толстого - Суворовское училище, которое разместилось в здании бывшего института благородных девиц. Сюда на балы (опять танцы!) приезжал со своим братом Сергеем ещё безбородый Лев Толстой. В советские времена здесь суворовцев учили хорошим манерам и приглашали хореографов. Будущий офицер должен был уметь не только стрелять, но и танцевать!

Лучшего места в Казани для хореографического училища с такой благодатной аурой и танцевальной историей было не найти. В этом году исполняется четверть века, как учебное учреждение распахнуло свои двери и стало готовить юные таланты для профессиональной сцены. Коллектив педагогов, многие из которых являются известными в республике артистами, возглавляет заслуженный работник культуры России и Татарстана Татьяна Шахнина.

Ради чего все страдания?

Директор ведёт нас по коридорам, знакомит с училищем. Мимо проскальзывают стайки девочек - все стройные как тростинки. Лучи морозного солнца, заглядывая в высокие окна, превращаются в весенние. Нет того топота, какой стоит на переменах в обычных школах. При встрече с директором и педагогами воспитанницы делают книксен, а воспитанники кланяются. Как нам объяснили, это традиция идёт от старейшей Академии русского балета имени Агриппины Вагановой в Санкт-Петербурге.

Татьяна Зиновьевна рассказывает очень эмоционально, попутно давая указания сотрудникам и не забывая погладить головки пробегающих питомцев:

- А дети у нас необыкновенные, с такой волей, которой могли бы позавидовать и взрослые! Поступив сюда, они заражаются бациллой любви к искусству. Я безум­но уважаю их за стремление танцевать. Маленький ребёнок - ученик начальных классов - что он ещё может понимать? Ведь хореография, особенно на начальном этапе, это изнурительный однообразный труд - втянуть живот, расслабить спину, руки выше, выше… Это каждодневный и монотонный тренаж. Дисциплина у нас будь здоров. Но вот ради чего все эти страдания, он ещё не в состоянии понять. Это произойдёт позже, когда ребёнок чему-то научится и выйдет на сцену. Когда он увидит своего восторженного зрителя, услышит аплодисменты и почувствует себя сопричастным к театральному действию, к волшебству под названием сцена!

Приходится делать больно

Раз в год, а-то и чаще, это происходит. В назначенный час в кабинет директора входит мама с ребёнком. Трудный разговор, слёзы, красные глаза. За окном мерк­нет свет. Тяжело быть свидетелем таких душераздирающих сцен. Излишне говорить, какая это трагедия для ученика - быть отчисленным из училища. Родители в недоумении, им ведь всегда кажется, что их ребёнок самый-самый…

- Мы много отчисляем,- признаётся Татьяна Зиновьевна.- А что делать? Когда ты видишь, что ребёнок только зря тратит годы своей жизни, и хореография не его призвание, тогда мы идём на этот шаг. Приходится делать больно во благо самого же ученика. Это как у врачей… Зато у него ещё остаётся время, чтобы поискать себя на другом поприще. Вот с утра у меня была одна родительница, пришла просить, чтобы не отчисляли. А дочка у неё замечательная, умница! Глаза горят, красивая, но… данных нет. Дальнейшее обучение бесперспективно. Девочка плачет. Но слёзы вскоре высохнут и всё неприятное забудется. Будет хуже, когда, проделав колоссальный путь и потратив уйму сил и времени, она осознает, что всё было напрасно. Одноклассницы её все танцуют на сцене, а она никому не нужна! Драгоценное время упущено, назад не переиграешь, и вот тогда это будет настоящая трагедия.

Поэтому в этот «трагический» день я нахожу в себе силы сказать родителям оптимистическое: «Хочу вас поздравить, сего­дня мы приняли правильное решение». То есть я даю им понять, что отчисление надо воспринимать как благо! Это не конец, а лишь пересадка на долгом жизненном пути. Та часть жизни их ребёнка, которая была посвящена хореографии, не прошла даром. Он познакомился с прекрасным! И как бы потом ни сложилась его судьба, он всегда будет понимать и любить балет. Разве этого мало?

{gallery}balet1{/gallery}

Птенцы улетают в другие гнёзда

С открытием интерната в училище стали приезжать дети со всей России: из Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма, Якутии и Владивостока. Рейтинг казанского училища среди других хореографических учебных заведений страны весьма высок, как среди специалистов, так и родителей. Поступить сюда нелегко, ещё тяжелее удержаться.

- К сожалению, сегодня редко кто из ребят может похвастать своим здоровьем и отменными физическими данными. Много детей приходят к нам с отклонениями,- сожалеет Шахнина.- Кто в этом виноват? Природа, гены, родители…- трудно сказать. Это не в моей компетенции, я только отмечаю факт. У каждого второго проблемы с позвоночником, суставами, ногами и т. д. Приходится ещё заниматься их лечением. И, тем не менее, из хореографического училища они выходят подготовленными к большой сцене молодыми артистами.

И вот когда мы своих талантливых питомцев привозим на конкурсы в Москву или Санкт-Петербург, там к ним начинают присматриваться представители столичных театров. Случается, что и переманивают. Конечно, нам обидно. Но что поделать, такова жизнь. Успокаиваешь себя тем, что ты уже сыграл свою роль в судьбе ребёнка. Сделал всё от тебя зависящее. И он это будет помнить. Бывает, что твой ученик ушёл, получил Гран-при на конкурсе, и первое, что он делает - звонит своему казанскому педагогу и благодарит: «Это ваша заслуга!»

Но благодарный ученик - редкость. Зато мы всех помним и радуемся их успехам. Ведь наши питомцы разлетелись и танцуют на прославленных сценах России и всего мира. Благодаря этому о нашем училище знают многие.

Весной в Казань на гала-концерт собирается приехать наша знаменитая воспитанница Виктория Капитонова. Сейчас она танцует в Швейцарском балете. Она нас не забывает, пишет, что хотела бы денежную премию имени Нинель Юлтыевой отдавать нуждающимся ученикам родного училища. Сама жила в нищете и знает, что это такое.

Шахнина достаёт из книжного шкафа надписанную фотографию ученицы и зачитывает: «Уважаемая Татьяна Зиновьевна, выражаю Вам глубокую благодарность за поддержку и за то, что Вы для меня сделали. Желаю Вам крепкого здоровья и счастья. На долгую-долгую и добрую память. Огромное Вам спасибо!»

- Помню, как-то я зашла в класс и увидела её у станка, она усердно повторяла одно и то же упражнение,- продолжает Татьяна Зиновьевна.- Я присмотрелась, а девочка вся бледная, с посиневшими губами. Что такое? Оказалось, она простыла на съёмной квартире (интерната тогда у нас ещё не было) и с температурой пришла на занятия. Одержимая была, к концерту готовилась. Я её тут же чуть ли не силком повезла к врачу. Сделали кардиограмму, и выяснилось, что у девочки формируется порок сердца. Ещё бы немного и... Слава богу, вовремя заметили.

{gallery}horeo{/gallery}

Питомцы танцуют во всём мире!

- Про каждого своего ребёнка мы знаем всё: из какой он семьи, какое воспитание получил, какой у него характер, что его беспокоит, какими мыслями живёт,- утверждает Шахнина.- А как же иначе? Не ради праздного любопытства, а для работы, нацеленной на конечный результат.

По-другому нельзя, ведь наши дети с тонкой душевной организацией, с глубоким внутренним миром. Они очень ранимые. К ним нужен особый подход. У нас есть психолог, и она мне как-то принесла почитать, о чём они мечтают. Одна девочка пишет, что живёт только во сне, потому что там она видит себя худой, парящей над сценой в белоснежной балетной пачке. Пробуждается и видит, что это не так. Но сон сбылся. Теперь она танцует на сцене казанского театра оперы и балета.

В училище обучаются сто восемьдесят восемь детей, многие проживают в интернате. Большинство девочек. Пройдёт немного времени, и имена самых талантливых появятся на афишах. Выпускники Казанского хореографического училища танцуют на сценах ведущих театров Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Екатеринбурга, Самары и других городов России; работают в известных танцевальных коллективах - Государственном ансамбле песни и танца Респуб­лики Татарстан, ансамбле танца «Kazan», Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева, в «Русском балете» Вячеслава Гордеева, в театре балета имени Леонида Якобсона, в национальном балете ­«Кострома», в театре танца «Гжель», в ансамбле «Берёзка» и других. Также танцуют они и за рубежом: в Швейцарии, Израиле, Америке, Германии, Венгрии. Список этот (к тому же далеко не полный) впечатляет.

- Наши дети выходят из училища уже готовыми к сцене! - говорит Татьяна Зиновьевна.- Потому что они её прочувствовали, они, как у нас говорят, растанцованы. На сцене театра оперы и балета мы ставим «Морозко», «Снежную королеву», «Щелкунчик», «Белоснежку и семь гномов», «Доктора Айболита»... Билеты раскупаются задолго до начала представлений. Зрители аплодируют стоя и кричат «браво», а дети радуются своему первому успеху. А ведь это потрясающая мотивация для ребёнка!

Взрослые спектаклии фестивали…

Вскоре после поступления в училище ребята участвуют и во взрослых спектаклях театра оперы и балета. Они танцуют в тех спектаклях, в которых есть детские номера и сцены,- «Баядерка», «Спартак», «Шурале», «Золотая Орда». Важно, чтобы ребёнок привыкал к сцене, начинал чувствовать с ней единение.

Раньше, когда в училище устраивали грандиозные фестивали, на них съезжались питомцы из двадцати российских школ. Потрясающие гала-концерты проходили в театре оперы и балета имени Мусы Джалиля. Сцена утопала в цветах, был полный аншлаг. Фестиваль оставил в памяти у зрителей и его участников яркие воспоминания, это добавило престижа школе.

- Возможно, мы ещё вернёмся к фес­тивалям,- полагает Шахнина,- но пока сделаем паузу.

Танцевать и учить - разные вещи

Педагоги училища в прошлом почти все артисты. Они знают, что успех не случайность - для того, чтобы тебе рукоплескал зал, надо постоянно преодолевать себя, совершать почти невозможное. Педагог объясняет, что годы упорного и однообразного труда, проведённые у станка, потом превращаются в секунды полёта, что без этого сложного периода не будет того волшебного танца в свете рампы, за которым следят, затаив дыханье.

Но быть артистом, это одно, быть педагогом - совсем другое. Это особый дар!

- Не каждый способен учить, воспитывать и растворяться в своих учениках,- считает Татьяна Зиновьевна.- Танцевать и учить - это разные вещи. И, надо признать, не у каждого получается. Я знаю, что во всех школах наблюдается дефицит педагогов-хореографов. Когда известный балетмейстер Борис Яковлевич Эйфман открывал Академию танца в Санкт‑Петер­бурге, он позвонил мне и спросил: «Танюша, а нет ли у тебя на примете хороших педагогов? Может, ты по России кого-то знаешь? Хочу пригласить к себе». И меня удивило тогда, что даже в Питере - кузнице кадров для хореографии - учителей, оказывается, тоже не хватает.

Наше училище - это, прежде всего, верные своему делу педагоги. Именно от них зависит будущее детей, потому что ошибки в методике преподавания недопустимы. Большая ответственность лежит на плечах учителя. Можно так искалечить ребёнка неправильными нагрузками, что путь на сцену ему будет заказан.

Педагог не может пропускать уроки, это значит на целые сутки оставить тело без упражнений. Оно будет бездействовать! В спортивной жизни спортсмена происходит то же самое. Необходима регулярная тренировка, чтобы рост не прекращался.

Я очень ценю моих коллег-преподавателей, все они переживают за учеников. Они осознают, что в их руках здоровье и будущая карьера ребёнка. При этом зарплаты у нас маленькие, а соблазнов уйти в частные школы много. Там и платить будут больше, и ответственности меньше. И как надо любить свою работу, чтобы сделать выбор в пользу родного училища и профессионального образования!

В училище сложился коллектив квалифицированных преподавателей. Хотелось бы рассказать о каждом из них, но для этого понадобится целая книга. И даже не одна. Я всех их уважаю и очень ценю, и хочу сказать на всю республику: «Огромнейшее вам спасибо за ваш труд, за ваше понимание и поддержку, за то, что вы делаете, за самопожертвование и любовь к нашему общему делу!»

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев