Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Центр «Эрмитаж-Казань»

Центр «Эрмитаж-Казань» был первым музейно‑выставочным подразделением Музея-заповедника «Казанский Кремль».

Фото Камиллы Султановой

История сотрудничества Казани с Государственным Эрмитажем насчитывает более двадцати лет. В 1997 году в Казани открылась первая выставка из собрания Государственного Эрмитажа «Сокровища хана Кубрата».
Развитие тесного сотрудничества между Государственным Эрмитажем и учреждениями культуры Республики Татарстан привело к подписанию Протокола о намерениях между Государственным Эрмитажем, Министерством культуры Республики Татарстан, Администрацией города Казани и Институтом истории Академии наук Республики Татарстан об открытии к 1000-летию города Казани научной, культурно-просветительской и образовательной программы «Эрмитажный центр в городе Казань» (Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан № 384-р от 31. 03. 2004).
23 августа 2005 года в Казанском Кремле с выставки «Золотая Орда. История и культура» начало работу первое в России представительство Государственного Эрмитажа — Центр «Эрмитаж-Казань». Это было очень важное событие не только республиканского, но и российского масштаба. 
За восемнадцать лет работы этой значительной для Татарстана программы в Музее-заповеднике «Казанский Кремль» реализовано двадцать пять уникальных выставок: «Золотая Орда. История и культура», «Вышивка Западной Европы XVI — начала XX веков из собрания Государственного Эрмитажа. Интерьер и костюм», «“Полцарства за коня…” Лошадь в мировой культуре», «Русское искусство в Эрмитаже. Знаменитые и забытые мастера XIX — первой четверти XX века», «От Китая до Европы. Искусство исламского мира» (совместный проект Государственного Эрмитажа с Музеем Лувр), «Дети Богов. Античные герои в древнем и новом искусстве», «Искусство Франции XVII—XVIII веков», «Художественное оружие», «Испанское искусство», «Кочевники Евразии на пути к империи», «Олимпия: победа над временем», «Французские импрессионисты и их эпоха», «Итоги всех веков. Эпоха историзма в России. 1820–1890», «Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII–XX веков из собрания Государственного Эрмитажа», «Путешествие Ибн Фадлана. Волжский путь из Багдада до Булгара», «Петербургский модерн. Стиль и светская мода. 1890–1910», «Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга», «Царские дары. Драгоценности из собрания Эрмитажа», «Искусство портрета», «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи», «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940 годов в собрании Эрмитажа», «Екатерина Великая. Золотой век Российской империи», «Пять символов счастья. Благопожелания в китайском искусстве XVII–XX веков», «Золотой век фламандского искусства», «Александр Македонский. Путь на Восток».
Авторитет Государственного Эрмитажа объединяет на выставках в Казани крупнейшие российские музеи и научные центры РАН. На выставке «Золотая Орда. История и культура» участвовали 10 музеев, среди них Музей-заповедник «Московский Кремль», Азовский и Астраханский музеи‑заповедники, Саратовский, Волгоградский музеи. На выставку «Путешествие Ибн-Фадлана. Волжский путь от Багдада до Булгара» Государственный Эрмитаж пригласил 7 ведущих музеев страны, в том числе ГИМ, Музей Востока, музеи Волгограда, Самары, Астрахани, и представил значительную коллекцию Фонда Марджани. На выставке «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи» в 2019 году принимали участие 9 музеев. 
Специально для Казани Государственный Эрмитаж создаёт выставочные проекты, среди которых:
1. «“Полцарства за коня…” Лошадь в мировой культуре» — подарок к 70-летию Первого Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева. Выставка показала не только историю служения лошади человеку, но и взгляд на историю мировой цивилизации, представила материальную и духовную культуру с древнейших времён до наших дней через призму «конской темы». Украшения конской сбруи, античные сосуды с изображением коней, мелкая пластика — обереги, амуниция и костюмы наездников, конные портреты царствующих особ, шпалеры, дамские шкатулки и детские игрушки — всё это позволило раскрыть тему, показать её в историческом развитии.
2. «Кочевники Евразии на пути к империи». Впервые именно в Казани, благодаря уникальным коллекциям Эрмитажа, грандиозная тема выставки была раскрыта во всей полноте, представляя особенности культуры различных регионов Европы и Азии от начала I тысячелетия до нашей эры до сложения Великой Монгольской империи в XIII веке. Многие экспонаты никогда не покидали фонды Эрмитажа, некоторые, хотя и известны специалистам, но предстали в новом свете благодаря проведённой реставрации. Это относится к изделиям из замёрзших могил Алтая, сарматским материалам из Средней Азии и предметам средневековой культуры Караханидов.
3. «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940 годов в собрании Эрмитажа». На выставке впервые были собраны хранящиеся в разных отделах музея предметы, созданные мастерами разных стран, разных поколений, разных политических жанров и художественных пристрастий, чтобы через произведения искусства осмыслить эпоху, остающуюся в тени авангарда и великой войны. В экспозицию были включены не только традиционные произведения живописи, скульптуры и графики. Значительную её часть составляли предметы, относящиеся к новому виду искусства, родившемуся только в прошлом столетии — livre d'artiste / книге художника.
Благодаря выставочной деятельности Центра «Эрмитаж‑Казань» великие произведения мировой культуры, в том числе хранящиеся в запасниках Государственного Эрмитажа, стали доступными для посетителей. Именно жители и гости Казани получили возможность первыми насладиться представленными шедеврами и окунуться в мир эстетических переживаний.
Факт существования в Казани долгосрочных выставочных проектов Государственного Эрмитажа, Эрмитажного лектория, культурно-образовательных программ для разновозрастной аудитории позволили оценить то значение, которое приобретает Эрмитажный центр не только для Татарстана, но и всего Поволжского региона. Он открыл для татарстанцев и наших соседей возможность прикосновения к сокровищам мировой культуры из непревзойдённого эрмитажного собрания. Это — открытие целых цивилизаций и эпох, возможность ощутить в предметах ремесла, искусства, памятниках письменности духовную жизнь народов. 
В Эрмитажном центре создана не только новая образовательная среда, основанная на интерактивности и нестандартности процесса обучения школьников и студентов, но и новый эксклюзивный информационный ресурс, музейный центр культуры города.
В 2022 году состоялось открытие выставки «Золотой век фламандского искусства», для которой были впервые изготовлены тактильные станции для незрячих и слабовидящих посетителей. К этому же проекту Центр «Эрмитаж-Казань» представил на выставке ольфакторные элементы к произведениям из собрания Государственного Эрмитажа. На масштабном проекте «Александр Македонский. Путь на Во­сток» этот интерактивный опыт был продолжен, и на экспозиции были созданы детские зоны, которые позволили с помощью игрового метода ещё больше привлечь к историческому наследию даже самых маленьких посетителей выставки. В феврале этого года в Центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «“Не верь глазам своим”. Иллюзии в искусстве», на которой представлены живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство из собрания Государственного Эрмитажа, демонстрирующие многообразие типов обманок с XVI до начала ХХ века.
За 18 лет работы Центра «Эрмитаж-Казань» Государственный Эрмитаж привёз в Казанский Кремль 13773 музейных предметов для 25 выставок, которые увидело более одного миллиона семисот человек. В 2025 году исполнится 20 лет Центру «Эрмитаж‑Казань» — это время для подведения итогов своей деятельности и для движения вперёд к новым выставочным проектам, популяризирующим многомиллионную коллекцию ­Государственного Эрмитажа в разных аспектах в Республике Татарстан. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев