Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Что "Смена" грядущая нам готовит?

Журнал "Казань", № 1, 2014 В Казани открылся центр современной культуры Идея создания в Казани пространства, которое объединяло бы различные виды актуальных искусств, витала в воздухе достаточно давно. Буквально пару лет назад «витком» её циркуляции для меня стал разговор с одним известным татарстанским кинематографистом, который рассуждал о том, что Казани...

Журнал "Казань", № 1, 2014

В Казани открылся центр современной культуры

Идея создания в Казани пространства, которое объединяло бы различные виды актуальных искусств, витала в воздухе достаточно давно. Буквально пару лет назад «витком» её циркуляции для меня стал разговор с одним известным татарстанским кинематографистом, который рассуждал о том, что Казани необходимо пространство, где сосуществовали бы новая живопись, фотография, видео-арт, инсталляция… Словом, нечто прорывное. Способное сделать наш город местом, откуда не было бы необходимости уезжать любителям всякого рода экспериментов, городом, дающим возможность творить у себя дома. «На районе», как теперь говорят.

И вот мы слышим: в Казани открывается Центр современной культуры «Смена». В самом его названии уже читаются амбиции и даже толика вызова. Попытки открытия подобного рода площадок у нас уже были. В здании ДК меховщиков, к примеру, какое-то время работал так называемый лофт-проект «Территория». Концепция «лофтов» - арт-пространств, организованных в помещениях бывших промышленных объектов, пришла с Запада, расцвела бурным цветом в двух наших столицах (вспомним хотя бы знаменитый московский «Винзавод») и стала давать первые всходы в городах-миллионниках. Этой концепции отчасти отвечает и «Смена», хотя организаторы нового пространства не стремятся загонять себя в рамки модных (с поправкой, ясное дело, на вечное российское отставание) понятийных неологизмов.

Культурная площадка, открытая на средства частного инвестора, случай если не первый, то достаточно редкий. По словам известного казанского художника Ильгизара Хасанова, идейного вдохновителя «Смены», местные бизнесмены в отличие от своих западных и столичных со­братьев вкладывать средства в искусство не очень‑то приучены. С начала 1990-х художник много выставляется на Западе. Он знает не понаслышке: подобные центры представляют там целую инфраструктуру и существуют во многом благодаря частному капиталу. Альянс креативной команды «Смены» и той редкой породы нувориша, что рискнул вложиться в проект, можно назвать если не удачей, то определённым шансом на неё.

Каламбуры гения места

Появление центра современной культуры в месте, где плотно соприкасаются две такие разные по составу городских «атмосферы» - элитного интеллектуального центра и маргинального вокзально‑торгового «казанского базара» - кажется очень метафизичным. Близость железной дороги и вовсе отсылает в края парижские, со знаменитым музеем д'Орсе, что размещается в здании бывшего вокзала. С точки зрения маркетинга - место более чем удачное, ведь клиентами уже существующих в городе галерей являются по большей части люди приезжие.

Здание на углу Чернышевского и Бурхана Шахиди, которое инвестор галереи арендует у собственника, могло превратиться в банальное офисное помещение. Под марафетом евроремонта исчезли бы кирпичная кладка и лиственничные потолочные балки. Теперь же посетители «Смены» оказываются в аутентичных стенах конца позапрошлого века. Казанский краевед Леонид Абрамов считает, что строительство подобных складских помещений в городах обычно было связано с появлением железных дорог. Район Привокзальной площади когда-то был местом бойкой торговли, и место это именовалось площадью Мочальной. Первый этаж здания был конюшней, а второй использовался как хранилище. В советские времена здесь находились склады МВД. Теперь первый этаж строения занимает автомойка, прямо над которой и расположилась новая галерея. (Всё-таки жизнь то и дело подкидывает забавные аллюзии! Как в связи с автомойкой не вспомнить московский Центр современной культуры «Гараж», история которого начиналась в здании бывшего Бахметьевского автобусного парка?) В помещении же под самой крышей здания «Смены» открылось пространство с настроенческим названием «Чердак» (словно в пику всевозможным мрачно‑аутсайдеровским «подвалам»), где будут проходить выставки казанских представителей актуального искусства. Возведённые здесь когда-то «под офис» перегородки как нарочно создали подобие лабиринта, который пришёлся по вкусу создателям инсталляций и арт-объектов.

Нетривиальное чтиво

«Смена» стартовала открытием книжной ярмарки, на которой был представлен ряд независимых издательств, назовём хотя бы «Ad Marginem», «Новое литературное обозрение», «Новое издательство», «STRELKA», «Лимбус-пресс», а также специализирующиеся на детской литературе «Розовый жираф», «Самокат», «КомпасГид», «Настя и Никита», «Клевер» и «Поляндрия».

Если задаться целью протестировать жизнеспособность затеи, то лучшего способа, чем созвать народ на выставку интеллектуальной литературы, пожалуй, не придумать. Ведь книга в своём «аналоговом» - то есть бумажном варианте, по словам самих организаторов ярмарки, сегодня, увы, является медиа‑аутсайдером. Что уж говорить о книге детской - «детской‑советской» - во времена, когда пальцам малышей привычнее шарить по сенсорным экранам гаджетов, чем листать страницы?..

Тем не менее, результатами ярмарки, кажется, остались довольны участники по обе стороны прилавков. Представители издательств говорили, что впервые сталкиваются со столь высокообразованной публикой за пределами столичных точек, та же в свою очередь живо интересовалась новинками. Оно и не мудрено. Количество торговых площадей в нашем городе уже давно превосходит реальную потребность в оных населения, а в каждом крупном торговом центре, как правило, присутствует крупный сетевой книжный магазин. Своего рода «масс-маркет», в большой степени представляющий книжный «фастфуд», по сравнению с которым выбор на ярмарке в «Смене» можно было сравнить с ассортиментом ресторана авторской кухни. Жанровое разнообразие книг представляло художественную литературу и нон-фикшн, словари, книги по архитектуре, дизайну, истории моды. Имена многих авторов, таких как Славой Жижек, Мишель Фуко или Жан Бодийяр, являются сегодня маркерами интеллектуала. И если раньше за редкими экземплярами книжные гурманы ездили в Москву или Питер, то теперь приобрести их можно будет в открывшемся в «Смене» магазине независимых издательств.

Организатор ярмарки Кирилл Михайлов, журналист, редактор электронной газеты «Филистер», в моей с ним беседе очень метко обозначил характер работы независимого издателя, определяющийся отношением к книге не как к товару, а как к товарищу. О том же самом говорили и представители издательства «Новое литературное обозрение», владелицей которого является сестра известного российского олигарха Михаила Прохорова Ирина Прохорова. Часто бывает, что выпущенная на страх и риск издателя книга малоизвестного автора через несколько лет «выстреливает» в шорт-листах, а то и становится победителем престижных литературных премий. Так что в каком-то смысле бизнес независимых издателей напоминает «раскрутку» звезды продюсером.

А есть ли хипстер?

Территория ярмарки превратилась в площадку общения представителей книжного бизнеса с аудиторией. Выступ­ление директора московского издательства «Аd Marginem» Александра Иванова стало не просто презентацией, но целым манифестом городского интеллектуала. Рассказывая о проекте издательства «Парк Горького», в рамках которого посетителям культового места отдыха ­москвичей в качестве «промо» вручались «книжки-малышки» с фрагментами сочинений классиков, он затронул такую немаловажную тему, как взаимосвязь городской среды и её культурной ноосферы. Для возвращения культуры чтения как процесса сегодня необходимо создание дружелюбного пространства, говорил он, приводя в пример деятельность известного российского издателя, публициста, соучредителя книжного магазина «Фаланстер» Бориса Куприянова, организовавшего в Москве несколько библиотек нового типа, спроектированных голландским дизайнером на манер дорогих бутиков. Профессиональный философ, он также заметил, что русская литературная мысль, на его взгляд, всегда была слишком дальнозоркой - в смысле своей склонности обозревать вдаль. А для обустройства сегодняшней жизни нам не хватает близорукости, стремления решить проблемы вокруг, и вообще - здесь и сейчас, «на районе», опять же.

Организация площадок типа вновь открывшейся «Смены», безусловно, является позитивным симптомом; она может и должна стать инъекцией инициативы, активности и созидательности. Качествами, присущими классу редких людей, выделяющихся на фоне мещанского офисного планктона. Кто-то называет их «хипстерами», а до недавнего времени со страниц интеллектуального глянца активно культивировалось определение «креативный класс». Тем не менее, образ представителя избранной прослойки витал в самом воздухе мероприятия и стал всё более отчётливо прорисовываться с появлением в кулуарах типажей в джинсах «скинни», длинных кардиганах и характерных очках.

Кто же они - загадочные «хипстеры»? Ответить на этот вопрос толком, пожалуй, никто не в состоянии. Ибо ещё со времён стиляг определённая манера одеваться у нас в стране становилась идеологическим манифестом, и часто первое подменяло второе. С одной стороны, эти самые «хипстеры» следуют интеллектуальным трендам, и в то же время - они, свободные от условностей общества потребления, сами позиционируют себя генераторами идей, созидателями, новыми «разночинцами» на фоне карабкающихся вверх по карьерной лестнице «яппи».

Так или иначе, заключая своё вы­ступление, Александр Терентьевич помянул-таки того самого хипстера, задавшись риторическим вопросом: а хватит ли оных для того, чтобы превратить все пустующие по стране фабрики и склады в «лофты»?

Действительно, а хватит ли? В случае со «Сменой» здесь, можно предположить, что срослось. Руководитель проекта казанский художник и дизайнер Роберт Хасанов считает, что такое начинание не может быть франшизой. Хотя, казалось бы - куда как проще обратиться к раскрученным столичным галеристам, заплатить им (не исключено, что из местного бюджета), и - запустить филиальчик. Подобные попытки уже были: с предложением создать центр современной культуры в Сибири обращались к Софье Троценко, основателю московского «Винзавода». Обратились, да услышали в ответ: нет, ребята, ничего не получится! Люди нужны. На месте. С желанием делать. Хипстеры?.. Да называйте как хотите! Лишь бы само дело оказалось долговечнее «актуальных» классификаций.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев