Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

«Давай, поедем на трамвае!»

В мае на малой сцене Качаловского театра прошла череда премьер спектакля «Казанский трамвай». Создатели определяют его жанр как «музыкально-поэтическую фантазию» на основе текстов казанских авторов, подчёркивая при этом экспериментальность нового проекта.

В мае на малой сцене Качаловского театра прошла череда премьер спектакля «Казанский трамвай». Создатели определяют его жанр как «музыкально-поэтическую фантазию» на основе текстов казанских авторов, подчёркивая при этом экспериментальность нового проекта.

Действительно, пространство малой сцены Качаловского, как и в любом академическом театре, предполагает характер некой альтернативности основным «мейнстримовым» постановкам. Хотя в таком разделении, мы понимаем, есть изрядная доля условности — ведь любой творческий продукт всегда является для его авторов новым и неизведанным опытом.

В спектакле «Казанский трамвай» мы не увидим традиционной драматургии и сюжета в привычном его понимании. Хотя зёрна их незримо присутствуют. Перед зрителями проносится череда мини-историй, разворачивающихся на фоне иллюстраций заснеженного города, и в каждой из них — как космос в молекуле — целая жизнь, с её сложными перипетиями, разминками, размолвками, а, бывает, что и хэппи-эндами…

Итак, перед нами городской романс, или городской роман, с бесконечными линиями героев?

Удивительным образом мы наблюдаем и первое, и второе! Сама попытка «фантазирования» с поэтическими текстами, свобода которых, как известно — лишь большая иллюзия, и на деле является высоким, а порой и вымученным мастерством, так вот, сама эта попытка создать у зрителя ощущение полёта воображения — уже достойна аплодисментов.

Текст постановки соткан из десятков стихов, в исполнении актёров оживают их лирические герои. В вагоне трамвая встречаются самые разнообразные персонажи — студенты, госслужащие, интеллигенты, пролетарии, хоккейные фанаты и городские неформалы. Диалоги о любви и лирические монологи чередуются с вокальными и хореографическими номерами под музыку небольшого оркестрика на фоне графических видеопроекций с зарисовками городских пейзажей. Места, возникающие на чёрно-белом экране, для многих казанцев памятны и узнаваемы — арка влюблённых на Чёрном озере, часы в начале улицы Баумана. Места встреч, которые не меняются для разных поколений уже десятилетиями.

Люди из трамвая рассказывают свои истории словами казанских поэтов также разных поколений, среди них — Николай Беляев, Марк Зарецкий, Равиль Бухараев, Роза Кожевникова, Николай Остудин, Сергей Говорухин, Роман Солнцев, Айрат Бик-Булатов, Альбина Абсалямова, Алёна Каримова, Олеся Балтусова и многие другие. Да и сами исполнители — молодого в основном состава качаловцев — всё же вносят в чтение текстов и возрастную интонацию, от оголтело-юношеского двадцатилетнего «Давай целоваться» из стихотворения Альбины Абсалямовой до усталого, 40+, «Бог с тобою, будем жить дальше» Равиля Бухараева.

Само название «Казанский трамвай» для многих сегодня прозвучит ностальгическим звоночком из прошлого. Но темы поиска любви и счастья в городской толчее оказываются одинаково важными во все времена, и неважно, пишет ли героиня «Я вас люблю» в конце письма, либо ждёт заветного сигнала мессенджера смартфона от пропавшего и пропащего любимого.

В подборе поэтических текстов для постановки участвовали казанские поэтессы Альбина Абсалямова, Алёна Каримова и заведующая литературной частью театра Диляра Хусаинова. «Сложность была в том, что если обычно у спектакля бывает драматургическая основа, то в данном случае мы не имели ничего, кроме желания и идеи создать оду городу, любви, поэзии и поэтам, которые жили и творили в Казани», — говорит режиссёр-постановщик спектакля Илья Славутский.

Сложность, безусловно, предопределяла и сама площадка малой сцены. Любой спектакль, рождающийся в её трансформируемом пространстве — так называемой «чёрной коробке», уже становится бесконечным экспериментом. Парадокс малой сцены и в том, что, казалось бы, с одной стороны, её камерность позволяет говорить о некой избранности и элитарности, а с другой — диктует самую высокую степень искренности и открытости. От постановщика это требует совершенно иной, более подробной работы с актёром — как крупный план в кино, где имеет значение каждый жест и взгляд.

Режиссёрский инструментарий спектакля «Казанский трамвай» минимален. Декорации — это ряды стульев-сидений, костюмы — повседневная одежда горожан. Невидимую, но ощутимую атмосферу создаёт собственно текст, в котором предстаёт образ Казани — с вечной, «как державинский стих», луной, «невысокой» Татарской слободой и утренними трамваями. За это внимание к казанской поэзии создателям спектакля — отдельное спасибо!

В качестве следующего эксперимента на малой сцене качаловцы планируют постановку музыкально-поэтического спектакля-вербатима «Наш двор» на основе подлинных воспоминаний актёров. К слову, в театре не очень любит щеголять модными словами. «Мы ставим перед собой скромную задачу сделать доброе дело, и заставить людей плакать и смеяться, и, может, стать чуть лучше». Авторам «Казанского трамвая» это удалось — свободных мест в нём практически нет.

Фотографии предоставлены пресс-службой Качаловского театра.

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев