+1°C
USD 75,45 ₽
Реклама
Архив новостей

Энергия "новой волны"

Журнал "Казань", № 8, 2014
Давно ловила себя на мысли о том, что художественный «пейзаж» в республике лишён одной, но очень важной составляющей - в нём нет живой молодёжной волны. Исправно получают дипломы молодые художники и дизайнеры, однако ничего не меняется: юных талантов не видно на выставках, нет молодёжных художественных проектов. Будто мы находимся на обочине современного искусства.
И вот с радостью обнаружила признаки самоорганизации молодёжи, среди которой и граффитисты, и дизайнеры, и станковисты.
Неформальный лидер самоорганизующегося движения - художник Ленар Ахметов. Ему немногим более тридцати, но он успел очень быстро творчески сформироваться, влияя на часть художественной молодёжной среды. Ленар хорошо известен в родных Набережных Челнах. Своим учителем он считает известного мастера Мадъяра Хазиева. Выпускник художественно‑графического факультета Набережночелнинского педагогического института, Ахметов изначально формировался как педагог, ведь тема его диплома - «Роль современного искусства в развитии творческих способностей учащихся». За десять лет молодой художник органично влился в творческое объединение «Тамга», где учился выражать через лаконичные образы свои мысли и взгляды.
Однако, в отличие от старших коллег, ориентирующихся на этнические ценности, Ленар больше проявился как глобалист. Его интересует и родная, национальная культура, и культура мира. Он постоянно экспериментирует - с темами, материалами, техниками, причём в разных областях: скульптуры, графики, живописи, дизайна, а также перформанса. И во всём стремится отойти от шаблонов, раздвинуть границы творчества, обнаружить пределы своих возможностей. Отсюда постоянное участие в различных творческих проектах.
В первую очередь Ленар Ахметов стал известен своими живописными «долларами», изображающими рок‑музыкантов, а также разных других хороших людей. По мнению художника, форма доллара тут не случайна, ведь плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Ну, или президентом. А «примерка» - на купюре. Изображения яркие, вызывающие, словно обложки дисков, плакаты. Неотъемлемой частью изображения становится текст. Он может напрямую не быть связанным с изображением, однако вкупе с ним даёт порой неожиданный эффект личного высказывания.
Ленар регулярно выставляется в родном городе и Казани, участвует во всероссийских проектах (один из последних - «Одо Маран» в деревне Юнда Республики Удмуртия). В 2013 году он создал свой проект «Марки», с которым познакомил уже на нескольких выставках, в том числе в казанском Музее Амира Мазитова и Вселенском храме Ильдара Ханова в Старом Аракчино. Идеей проекта является почтовая марка, своего рода мера культурного состояния современного общества. Марка, по мысли художника,- это одновременно и художественный образ, и символ той связи, которая способна соединить сердца людей на огромных расстояниях. Общую для всех форму марки художники наполнили оригинальным содержанием, отра­зив собственное понимание современного искусства, обозначив отправную точку для осознания своего прошлого, настоящего и будущего. Каждый участник проекта написал послание в будущее, где выразил своё ощущение мира и понимание в нём искусства. В выставке участвовали более сорока художников из Финляндии и Египта, а также Москвы, Петербурга, Казани, Набережных Челнов, Йошкар‑Олы, Чебоксар, Нефтекамска и других российских городов. Гуманитарный посыл «Марок» восприняли художники разных поколений, причём экспозиция продолжает расширяться, а выставку ждут в других городах страны.
В июне нынешнего года Ленар участвовал в симпозиуме «Булгары. Миф и реальность», результатом которого стало появление двух весьма примечательных работ, созданных им на клеёнке, подобно знаменитому Нико Пиросмани. Эффект оказался неожиданным. Хрестоматийные виды Булгар, Чёрная палата и Малый минарет, выполненные лаконично и обобщённо, вдруг обратились в парадоксальные изображения на грани кича, обрамлённые свое­образной орнаментальной рамкой с незакрашенными цветами с обычной клеёнки. Это убирает ненужный пафос с привычных «картинок», предлагает игру мифа и реальности, искусства и жизни, декоративности и реализма. Из одного смысла рождается несколько. Форма этих работ окончательно фиксирует композицию большинства работ Ленара Ахметова - прямоугольный формат, рамочное пространство внутри картины, дополнительное декоративное оформление, чётко обозначенные контуры фигур.
Неугомонность художника проявилась и в том, что он всё чаще живёт на два города, развернув активную деятельность и в Казани. Год назад практически случайно (а случай, как мы знаем, выражает закономерность) Ленар обосновался в Казани, возглавив «KinematicMax Club». Клуб стал полигоном для творчества и экспериментов. Молодые художники и дизайнеры встречались с маститыми коллегами, читали и слушали лекции о современном искусстве и, конечно, писали картины и создавали дизайнерские проекты. Заводилой и арт‑директором клуба был Ахметов, именно он помог начинающим своими советами и идеями, образовав настоящее сообщество единомышленников. К сожалению, без денежной подпитки клуб не просуществовал долго, однако оставил след в жизни многих молодых людей. Было создано неформальное творческое объединение «7А», которое провело в мае нынешнего года свою первую общую выставку в «Ночь музеев» в галерее «Хазинэ». В ней участвовали Рина Ариадна (Арина Кузнецова) и Тимур Муратов.
Рина Ариадна, начинающий дизайнер, очень благодарна друзьям из «KinematicMax Club»а, общение в нём значительно повлияло на девушку, помогло определиться с творческими предпочтениями. Рина Ариадна ещё совсем молода и только осваивает премудрости художественной специальности в училище, однако обнаружила вполне сложившийся узнаваемый почерк. За последнее время она создала выразительную серию работ, графичную и монохромную, интересную сочетанием различных тонов синего цвета. Основной темой серии стали храмы, прежде всего Спасский собор Елабуги. Его изображение является личным душевным высказыванием, ведь предки Рины Ариадны происходят из Елабуги, среди них были священники.
Вообще духовные искания оказались наиболее важными для поиска соответ­ствующего визуального ряда: цветочный орнамент и архитектурный объект, круговая композиция, делающая здание центром мира. Цветочный орнамент превращается в своего рода витражное оформление плоскости, а колышущиеся линии придают композициям музыкальность. (Отец юной художницы - музыкант известной казанской группы «Акт», играющей инструментальный арт‑рок.) Для Рины Ариадны её работы стали и своего рода личным дневником, в них записаны собственные мысли и слова окружающих - они вносят много в её творчество. Больше всего записей на обороте холстов. Рина Ариадна использует для создания своих картин акрил и пейнт‑маркеры.
А вот Тимур Митрофанов рисует только «быстрыми» пейнт‑маркерами, которые, однако, не ускоряют создание работ, поскольку необыкновенно сложны, как некая модель микромира под микроскопом.
Тимур начал рисовать ещё в школе и художественного образования не имеет, он только что окончил юрфак Казанского федерального университета. Поначалу рисование было просто интересным времяпровождением, серьёзное отношение к этому занятию появилось лишь года два назад. То­гда в Казани побывал лондонский «Музей всего» английского коллекционера Джеймса Бретта, и картины Тимура отобрали для выставки музея в Московском центре «Гараж». Они также попали на сайт музея и, соответственно, в его коллекцию. Тимур поверил в свои силы, регулярно теперь участвует в выставках. Его очень необычные работы - это абстракции, созданные абсолютно спонтанно, причём художник категорически отрицает наличие в картинах какого‑либо опознаваемого, конкретного объекта, даже если зритель и находит в них что‑то знакомое. Тысячи составных элементов появляются в результате длительного дотошного заполнения поверхности бумаги.
Как и Рина Ариадна, Тимур пропадал в «KineticMax Club»е, где познакомился с Ленаром Ахметовым. Более полугода курировал этот клуб художников и дизайнеров, читал лекции о жанрах и направлениях современного искусства. Ленар помог ему освоить холст, научил создавать фоны для изображений, привлёк к участию в различных проектах, в том числе в том же «Одо Маран». Теперь Тимур работает практически профессионально. Увеличились размеры картин. А вот их импровизационный характер остался неизменным.
Несмотря на отсутствие читаемых образов, картины имеют ряд повторяющихся особенностей. Например, в них только четыре основных цвета - чёрный, белый, красный и синий.
- Чёрный контрастен белому, а белый - чёрному, красный - противоположность синего, а синий - красного,- объясняет художник.- Эти цвета благородны, в них нет ничего лишнего, и они незаметны. Не отвлекают внимание, как жёлтый или зелёный.
В картинах полностью отсутствует традиционная композиция, здесь нет верха‑низа, центра, глаз зрителя не имеет ориентира и мечется по холсту в попытке обнаружить что‑то привычное, однако истину в последней инстанции в этой плоскости не найти. Работы свободны от назойливого навязывания определённых смыслов, хотя те заложены в различных знаках, графических формах.
Додумывай сам, вступай в диалог с картиной и толкуй её по‑своему. А что может быть ценнее такого общения!
У молодых художников - новая эстетика, собственная идеология, а где‑то и провокация, свойственная их возрасту. При всей разности поисков это «графическая» живопись, созданная чистыми цветами, с акцентированными контурами объектов, может быть, чем‑то напоминающая технику комиксов или оформления молодёжных журналов, подчёркнуто декоративная, во многом подходящая для оформления интерьеров. Активные поиски форм выражения основаны на духовных поисках, утверждении важных для каждого человека тем: дом, семья, вера, друзья, увлечения.
Будем искать смыслы в искусстве и жизни вместе с новым поколением художников.
Ахметова Дина Ирековна - старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан и Национального культурного центра «Казань», член общероссийской Ассоциации искусствоведов.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: