Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Эхо классики. Новое «Лебединое озеро» на Нуриевском фестивале

Нынешний Нуриевский фестиваль ознаменовался очередной премьерой. Авторскую версию балета ­Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» представил народный артист СССР, балетмейстер с мировым именем Владимир ВАСИЛЬЕВ.

«Белые сцены» в импрессионистичных декорациях Маэстро Васильева. 

Леонардо русского балета
Постановку Маэстро создавал к собственному 85-летию. Очередной юбилей он отмечал премьерой на сцене Театра оперы и балета имени Джалиля уже не первый раз. В 2015 году это был балет на музыку си-минорной Мессы Иоганна Себастьяна Баха «Даруй нам мир», в 2020-м — постановка «И воссияет вечный свет» на осно­ве «Реквиема» Вольфганга Амадея Моцарта. Во всех случаях, заметьте, в основе — музыка произведений из копилки шедевров мирового музыкального наследия. И каждый раз спектакль становился глубоким философским высказыванием артиста, а его имя в качестве постановщика — экслибрисом на партитуре бессмертного сочинения. В Театре имени Джалиля Васильев ставил также балет на музыку Валерия Гаврилина «Анюта», — первая постановка была в 1988-м, затем в 2011 году. 
Всякий раз, когда Маэстро появляется в Казани, присутствующих словно озаряет золотое свечение полубога, которое рифмуется с золотым сечением — символом красоты и гармонии. Владимир ­Васильев — воплощение расцвета отечественной культуры в его советскую эпоху — эпоху, когда русский балет покорил планету, а советский человек — целый космос. 
В отношении балета «Лебединое озеро», в свою очередь, употреб­ляется целый ряд высоких эпитетов: «символ», «икона», «легенда», «визитная карточка», «главный балет русского наследия» — не хватает здесь разве что пресловутого «культурного кода». Фрагменты произведения известны самой массовой аудитории, а некоторые вошли в разряд исторических анекдотов (привет, август '91!) В век импресарио спектакль стал такой же русской культурной валютой, как сюжеты Пушкина, Толстого, Чехова и Достоевского. 
Что же может быть дерзновеннее попытки представить новую версию классики, не отступаясь от её канонов? Владимира Василь­ева в этом отношении можно назвать настоящим апостолом, подвизавшимся нести миру её простые и непростые истины. 

Владимир Васильев. Овации в Большом театре.

Фото: Георгий Шпикалов

Одетта, русская душою…
Казанская премьера стала для маэстро третьим подходом к великому произведению Петра Ильича. Символично, что она была воплощена в год 185-летия со дня рождения композитора. Двух классиков разделяют на ленте времени ровно 100 лет!
Впервые Владимир Васильев ставил «Лебединое озеро» на сцене Большого театра в 1996 году, в бытность свою директором и художественным руководителем Большого театра. Постановка стала смелым экспериментом и имела неоднозначные оценки. Опираясь на классическую хореографию, постановщик по-новому трактовал сюжет, привнеся в него оттенок скандальности в отношения героя и антагониста, представив их в ролях сына и отца. Эта версия шла на сцене главного театра страны до 2001 года. И вот, без малого четверть века спустя Васильев вновь обращается к хрестоматийному сочинению балетного репертуара, но уже с позиции представителя умудрённого опытом поколения. Вторую версию он ставит в бразильском городе Жоинвиле, где работает школа Большого театра, и, наконец, третью — эксклюзивно! — для репертуара Театра имени Джалиля.
Балет «Лебединое озеро» на протяжении истории много раз претерпевал сюжетные пертурбации и самые различные трактовки. Вплоть до трансформации финала — от трагедии до хэппи-энда. С 1993 года на сцене Театра имени Джалиля идёт классическая версия в хореографии Льва Иванова и Мариуса Петипа, в 2012-м менялась её сценография. Новая версия Владимира Васильева имеет ряд отличий в либретто и партитуре. Балетмейстер и постановщик в одном лице, он приближает сюжет легенды к жанру сказки с традиционными героями — принцем и принцессой, происками злых сил против всепобеждающего волшебства любви. Одетта впервые появляется в прологе, рассказывающем предысторию заколдованной злодеем Ротбартом принцессы. Совершеннолетие принца решено в духе народного празднества с участием простого люда и детворы — ноту очарования массовке придают юные учащиеся хореографического училища. Одиллия представлена не только в виде альтер эго Одетты, но самостоятельного персонажа — это безобразное инфернальное существо, дочь колдуна Ротбарта, которую исполняет другая танцовщица. Сама принцесса появляется на балу, исполняя «Русский танец» — один из известных номеров в ряду характерных танцев. Голову исполнительницы, не поменявшей классическую пачку, украшает миниатюрная диадема-кокошник. Так и хочется здесь перефразировать: «Одетта, русская душою…»
Знаменитые «белые» лебединые сцены балета контрастируют с книжной сказочной декоративностью сценографии массовых действий во дворце принца. Немаловажно, что Владимир Василь­ев сам выступил в роли художника-постановщика, ведь маэстро известен и как автор живописных и акварельных работ. Воистину, человек Возрождения! Костюмы в балете изготовлены со старой «диснеевской» подробностью красочных деталей, что ещё больше погружает в атмосферу сказки, здесь стоит поаплодировать художнику по костюмам Татьяне Кондрычиной.

Романтичный принц (Вагнер Карвальо) и колоритные пейзане.

Виват, солисты!
Премьера «Лебединого озера» исполнялась в два состава и в общей сложности — пять вечеров! Впервые она прошла ещё до начала Нуриевского — 17 и 18 апреля, кстати, 18 апреля Владимир Василь­ев отмечал свой юбилей на сцене Театра имени Джалиля. Затем балетная труппа представила постановку на сцене Большого театра России в рамках празднования даты выдающегося танцовщика 22 апреля, а фанатам Нуриевского феста — 11 и 12 мая. В первом составе заглавные партии исполняли Аманда Гомес (Одетта-Одиллия) и Михаил Тимаев (принц Зигфрид), творческая балетная чета была также задействована в качестве ассистентов хореографа-постановщика, а Аманда Гомес — сама является выпускницей школы в бразильском Жоинвиле. Партию Ротбарта танцевал Вагнер Карвальо, а в образе Бенно, друга Зигфрида, предстал сам казанский «Руди» — Олег Ивенко (напомним, что в 2018 году он снялся в роли Нуриева в картине Рэйфа Файнса «Белый ворон»). 
Во втором составе Вагнер Карвальо сменил амплуа злодея на роль романтичного героя — принца, Одетту-Одиллию представила Кристина Андреева-Захарова, инфернального Ротбарта — Ильнур Гайфуллин, в партии Бенно 12 мая дебютировал Алексей Помыткин. В ансамбле блистательных солистов из «первого эшелона» балетной труппы театра он, надо отметить, выложился с изрядным обаянием и артистизмом, словив горячую симпатию публики. Партию Одиллии, уродливой дочери Ротбарта, исполнила Каролина Заборне. 
Хореографическая партитура и гений Васильева спаяли исполнителей в слаженный ансамбль, вдохнув новую энергию шедевру «с историей». Над всеми в эти вечера царил гений музыки Чайковского в воплощении маэстро Андрея Аниханова, а блистательное исполнение знаменитых скрипичных соло в исполнении концертмейстера оркестра Джамиля Шарифуллина звучало гимном бессмертия классики.

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев