0°C
USD 74,36 ₽
  • 15 декабря 2020 - 11:34
    Премьера монооперы «Щелкунчик»
    Вчера во время второго концерта "Абязов-фестиваля" состоялась премьера одноактной монооперы на музыку балета Петра Чайковского "Щелкунчик". Оркестровку к ней создал сам маэстро Абязов, пригласив в качестве автора либретто поэта Альбину Абсалямову. Партию героини монооперы исполнила певица Алина Шарипжанова.
    1733
    0
    2
  • 3 декабря 2020 - 17:47
    Как коммунальные тарифы убили первую советскую новостройку Казани / Мергасовский дом
    Друзья, смотрите свежий выпуск ютуб-канала Новая Тартария. А в январском номере журнала Казань читайте как строился, жил и умирал Мергасовский дом.
    4206
    0
    4
Реклама
Архив новостей

Фигурка, замри!

Один из недавних выпусков моего Youtube-канала «Новая Тартария» целиком посвящён фарфору. Разбираемся, откуда в нашей стране впервые появились статуэтки разных народов, когда в их ряду оказалась «баба татарская», какой подарок приготовили «народности России» к 300-летию Дома Романовых и как традиция продолжается в год столетия ТАССР.

В конце XVIII века король Пруссии Фридрих II подарил Екатерине Великой сервиз. Фарфоровый сувенир изображал императрицу на троне, а окружали её подданные разных национальностей и пленные турки.

Екатерина II пришла в восторг — и повелела выпустить собственную серию фарфоровых статуэток «Народы России». При Екатерине II Императорский фарфоровый завод должен был «удовольствовать всю Россию фарфором».

Модельмейстером ИФЗ пригласили талантливого французского скульптора Жан-Доминик Рашета, который в России получил имя Яков Иванович Рашет. Он был автором «Арабескового сервиза», 27-сантиметрового бюста императрицы, барельефов Казанского собора.

Именно Яков Иванович выполнил императорский заказ на фигуры народов России. Перед этим Рашет изучил иллюстрированную книгу немецкого путешественника и этнографа Иоганна Георги «Описание обитающих в Российском государстве народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достойнопамятностей» и воспроизвёл иллюстрации из книги в фарфоре.

Серия скульптур «Народы Российского государства» (около ста фигур) в дальнейшем расширилась типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев.

Высота фигурок составила 25 см. Изначально ­фигуры предназначались для декорирования праздничного стола, а потом Екатерина II велела переместить их в Эрмитаж, где показывала гостям. Скульптуры прославляли императрицу огромной и богатой страны.

Конечно, среди ста фигурок были и татары. Некоторые подписаны как «тартар», «казанская татарка», а на дне подставки одной из скульптур заглавными русскими буквами написано: БАБА ТАТАРСКАЯ.

Сегодня часть фигур хранится в музее искусств «Метрополитен».

Потом был вековой перерыв — и через 100 лет после серии Ж.‐Д. Рашета создание в фарфоре этнографических серий возобновилось.

В 1907 году по Высочайшему повелению императора Николая II началась работа над серией фигур «Народы России» (или «Народности России»), что должно было стать подарком к 300-летию Дома Романовых.

Проектом руководил скульптор Павел Каменский. На основе первой и единственной переписи населения в Российской империи (1897 г.) было создано 146 форм статуэток, изображающих 73 народности.

Есть среди них и фигурки крымских татар из города Алупка Ялтинского уезда Таврической губернии, и фигурки казанских татар. На девушке из Казани — калфак, ювелирные украшения, хасите (нагрудное украшение), чулпы (накосники), браслеты и кольца. А на мужчине особенно тщательно проработана тюбетейка. На обеих скульптурах национальная обувь — ичиги.

Закончилась работа в 1917 году, но единичные копии выпускали даже после революции в качестве дипломатических подарков.

После революции все заводы в России были национализированы, в том числе и Петербуржский Императорский фарфоровый завод, на складах которого оставалось очень много заготовок. Огромные запасы не расписанной керамики решили превратить в произведения нового пролетарского искусства под стать коммунистической идеологии.

В 1918 году ИФЗ был переименован в Государ­ственный фарфоровый завод (ГФЗ). Позже, в 1925м, — в Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова.

В те годы творческим лидером, отцом агитфарфора стал ученик Ильи Репина — Сергей Чехонин. Под его руководством начинала работать и Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая, ставшая одной из выдающихся отечественных художниц по фарфору. Она училась в рисовальной школе у Николая Рериха и Ивана Билибина, за которого и вышла замуж.

Тарелка «Татарин с татаркой» была создана в 1922 го­ду. На ней изображена татарская семейная пара, идущая по главной площади Петрограда в Зимний дворец.

История татарского фарфора продолжается — тому подтверждение сервиз «Тантана», созданный в честь 100-летия ТАССР.

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: