Георгий Цыпцин, увлечённый фотоэкскурсовод
Время в доме казанца Георгия ЦЫПЦЫНА отсчитывают старинные часы — семейная реликвия. К предмету этому хозяин испытывает священный трепет, называя его «сердцем и духом жилища». Известный коллекционер и краевед, бард-исполнитель, он прославился в последние годы благодаря новому увлечению — колоризации старинных снимков Казани.
Расцвеченные фотографии пользуются популярностью среди пользователей соцсетей и собирают эмоциональные комментарии любителей старины. И не только любителей, но и профессионалов, чья деятельность связана с изучением истории и наследия города.
Себя Георгий Цыпцын с гордостью называет «казанцем с середины XIX века» — времён, когда из Рыбной Слободы в центр губернии сиротой и практически пешком пришёл его прадед, Василий Егоров. Начав службу в известной по произведениям Горького лавке Семёнова на Рыбнорядской площади, к 1916 году он был уже купцом третьей гильдии, торговал рыбой. Бабушка же со стороны мамы происходила из семьи полковника Ивана Казанцева, интенданта генерал-губернатора Сандецкого. Детство прошло в родовом гнезде, бывшей полковничьей даче на задах Третьей горы, с садом в шестнадцать соток. Несколько поколений проживало в нём с 1900-го до 1987 года, пока дом не снесли. Будучи мальчишкой, Георгий слушал воспоминания бабушки, сидя в саду за старинным семейным столом, под которым как-то откопал горсть царских монет. С тех пор мальчик начал пропадать у колонн Дома печати на Баумана, где в те времена по воскресеньям собирались местные коллекционеры. К собиранию монет добавились увлечения бонистикой и коллекционирование открыток с изображением старой Казани. За свою жизнь Георгий Цыпцын собрал более четырёхсот видов дореволюционного города. Однако с приходом в жизнь компьютера и Интернета увлечение трансформировалось в цифровой формат, а сообщество собирателей старины стало активно осваивать соцсети. Популярным ресурсом стала краеведческая группа, которую возглавил небезызвестный Андрей Шритт — о нём Цыпцын говорит с восторгом и блеском краеведческой солидарности в глазах. Сам же Георгий, будучи участником издания двух видовых альбомов старинной Казани, попробовал как-то один из снимков «оцветить». Этот опыт случился впервые в 2012 году и перерос в новую страсть — колоризацию фотоистории родного города. «Когда оцвечиваю снимок, чувствую, как будто на машине времени попадаю в ту эпоху к людям той поры и проживаю с ними их истории. А если спросите — в какое время я хотел бы жить, отвечу — в XIX веке!»
Работа с одним снимком занимает до семидесяти часов времени. За двенадцать лет было колоризировано более четырёхсот фотографий. Восстановить цветную картинку прошлого помогают наитие и воображение. Георгий Цыпцын признаётся, что предоставляет себе в этом плане свободу.
Увлечение старинной фотолетописью дарит и свои открытия. Наряду с изучением огромного пласта наследия знаменитого Арнольда Бренинга, в последние годы Цыпцыным было обнаружено имя другого казанского аптекаря — Ивана Евдокимовича Бусоргина, чей архив только начинает «раскрываться» и обещает немало интереснейших находок.
Двигаясь в ногу со временем, Георгий Цыпцын освоил и совершенно новый формат — стал делать тематические видеоэкскурсии. Первые из них, выложенные в Сеть, набрали невероятное количество положительных отзывов. Среди видеофильмов, созданных на основе старинных фотографий, — обзорная экскурсия по городу, история казанских волжских пристаней, праздник «Белого цветка», наводнение 1926 года, изменения центра Казани. В планах и многие другие, не менее интересные. Новое творческое направление по достоинству оценили друзья‑краеведы и многие неравнодушные к истории города, а некоторые и прямо говорят: «Такие экскурсии нужно вводить в учебную программу для школьников».
Ещё в начале XX века появился термин «родиноведение». Приписывают его пионеру отечественной цветной фотографии Сергею Прокудину-Горскому. Именно он, первым запечатлев в цвете различные уголки, людей и события дореволюционной России, предлагал с помощью снимков просвещать учащихся школ и гимназий. Но совсем скоро наступило время перемен. Георгий Цыпцын в чём‑то продолжил дело фотомастера, привнося новые краски и давая тем самым новую жизнь чёрно-белой истории нашего города.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев