+16°C
USD 71,22 ₽
Реклама
Архив новостей

Игра с монстриком

Журнал "Казань", № 3, 2013

Появившаяся в афише театра Камала не совсем обычная постановка по пьесе Ильгиза Зайниева «Игра с монстриком» - спектакль очень зрелищный и для татарской сцены весьма оригинальный.

В первую очередь это касается его жанра. Можно, отдав дань современной моде, назвать его на голливудский манер - фэнтези, однако содержание самой пьесы скорее соответствует детской фантастической повести - популярному жанру советской литературы. Впрочем, это всё - тонкости терминологии. Ильгиз Зайниев - молодой драматург, восприимчивый к окружающему миру, органично соединяет в своём творчестве разные направления.

Шамиль, Рустэм, Лэйла - обычные, ничем не примечательные подростки. Просто в переломный для себя момент они попали на территорию Игры, в Страну Белых Цветов - страну своего детства. Это можно понимать как аллегорию - ведь в трудную минуту человек всегда стремится найти опору в глубинах своей души, а детство с его чистотой, искренностью и добротой - первоисточник духовной гармонии и красоты. Только потом взрослая жизнь учит закрывать сердце на замок, быть жёсткими и эгоистичными, смотреть на других как на конкурентов. Стремление быть первым, жажда власти и наживы, порождающие деспотизм и нетерпимость, склоняющие к предательству и жестокости - вот они, «тёмные силы», убивающие в людях всё живое, божественное, подлинное.

«Игру с монстриком» можно рассматривать как притчу с глубоким философским смыслом, о чём говорит и чёткая образная система пьесы - разрываемый внутренними противоречиями Шамиль и два противоположных полюса: Король и Королева Страны Белых Цветов и Повелитель тёмных сил. Интересно, что эти герои показаны в спектакле с юмором и иронией. Повелитель тёмных сил - тупая машина, олицетворяющая не столько активное зло, сколько холодность, равнодушие и бездуховность. Король и Королева тоже пассивны, они непрактичные, хрупкие, сентиментальные, не столько способные защитить, сколько сами нуждающиеся в защите. Казалось бы - зачем они нужны? Но именно их чувственность и нежность, их теплота и искренность в финале возвращают к жизни бездыханного Шамиля. Свет любви и доброты, как свет солнца, сам по себе материально неосязаемый, обладает всепобеждающей живительной силой. Такова основная идея спектакля.

Созданный режиссёром Радиком Бариевым красочный фантастический мир завораживает. При всём обилии неожиданных решений и внешних эффектов сохраняется ощущение правдивости и естественности происходящего. Спектакль смотрится на одном дыхании, словно сказочный сон. Чувствуется, что вся постановочная группа работала над спектаклем с энтузиазмом, воодушевлённая новизной и масштабностью творческих задач, в атмосфере поисков и экспериментов.

Интересны актёрские работы, образы сказочно условны, эффектны. Органично смотрится массовка - все эти пауки, грибочки, стражники, улитки создают яркий и динамичный, постоянно меняющийся Мир Воображения. Очень естественны в ролях подростков молодые актёры театра Ришат Ахмадуллин, Раиль Шамсуаров, Айгуль Миннуллина.

Спектакль получился очень современным по сценическому языку и заложенным в нём мыслям. Сейчас в мире очень популярна идея, заключающаяся в том, что каждый человек сам формирует свою реальность собственными сознательными и подсознательными установками (причём в прямом, физическом смысле), и новая работа камаловцев находится в русле современных философских течений. Не отрываясь от корней, татарский театр постепенно расширяет традиционные границы.

Габаши Айгуль Рустемовна - ведущий научный сотрудник отдела театра и музыки Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Респуб­лики Татарстан, кандидат филологических наук.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: